Все коммерческие сделки в КазНете проводятся на страх и риск
- Из всех видов электронной коммерции у нас более или менее развит сектор интернет-магазинов. Интернет-банкинг не в счет. Все-таки это специфический вид бизнеса, который больше относится к банкам, чем к Интернету. Есть ли статистика того, сколько товара и какого продают отечественные виртуальные магазины? Как много людей пользуется их услугами?
- Мы даже не знаем точно, сколько человек в Казахстане лично знакомы с Интернетом. В прошлом году Агентство по информатизации и связи (АИС) объявило, что в Казахстане преодолен порог в 1 млн. интернет-пользователей. Но все методы подсчета, которые используют и Агентство, и «Казахтелеком», и независимые исследовательские компании (насколько мне известно такие исследования проводили «Бриф» и «Комкон-2»), достаточно условны. Поэтому и данные их сильно разнятся.
Но предположим, что доступ к Всемирной сети действительно имеют не менее 1 млн. казахстанцев. То есть каждый 16-й гражданин. Это очень низкий показатель. Для сравнения – на очередном Российском интернет-форуме (РИФ), который прошел недавно в Москве, было заявлено, что в России Интернетом пользуется каждый 7-й, что даже меньше, чем в Чили, не говоря уже о более развитых странах. А в рамках СНГ Казахстан занимает по этому показателю почетное 4-е место после России, Украины и Белоруссии. При этом надо учитывать, что основная масса пользователей распределена между Астаной и Алматы.
Конечно, это сильно влияет на развитие электронной коммерции в Казахстане. Не скажу точно, но, по моим оценкам, у нас сейчас действуют всего порядка 20 интернет-магазинов. Их состав постоянно меняется, но общее количество остается примерно на одном уровне. Об объеме продаж опять-таки судить трудно, но, думаю, что речь идет не более чем о десятках тысяч долларов в год. Продают чаще всего книги, DVD и CD-диски, компьютерные программы и т. п. Торговля, как правило, не выходит за пределы северной и южной столиц. Но это, кстати, не только наша особенность. В России, например, весь бум электронной коммерции сосредоточен внутри московской кольцевой дороги.
Главная проблема московских интернет-магазинов сегодня в том, что службы доставки не справляются с постоянно растущим количеством заказов. Кстати, обычно покупатели там сначала идут в обычные магазины для того, чтобы выбрать товар, посмотреть, пощупать. А потом уже заказывают нужную вещь в Интернете. Потому что on-line магазины предлагают более низкие цены. Ведь у них нет необходимости закладывать в стоимость товара расходы на аренду, покупку и содержание торговых залов. Если учесть, сколько сейчас в Москве стоит недвижимость, разница получается существенная.
Примечательно, что в других крупных городах России, включая Санкт-Петербург, электронная торговля идет очень вяло. Мне кажется, московский бум связан, главным образом, с Лужковской программой сноса старого жилья и масштабного строительства новых многоэтажек эконом-класса. Новоселы закупают новую бытовую технику и прочие товары для дома.
СПРАВКА «ЭКСКЛЮЗИВ»
Электронная коммерция условно разделяется на несколько направлений:
1. B2B (Business to Business) – электронные биржи. Это сайты, на которых юридические лица продают и покупают товары оптом.
2. B2C (Business to Customer) – интернет-магазины. По сути то же самое, что обычные магазины. Зайти может любой. Купить что-то – тоже любой, у кого есть платежная карточка.
3. C2C (Customer to Customer) – интернет-аукционы. Тоже похожи на свой прототип в реальной жизни. Одни пользователи выставляют на сайте товар, другие - предлагают за него цену в течение определенного времени. Кто больше предложит, тот и покупатель.
4. Интернет-банкинг. На сегодняшний день это, пожалуй, высшая форма электронной коммерции. Как в мире, так и в Казахстане.
5. G2C (Government to Customer). Электронное правительство. Это, собственно, уже и не коммерция. Хотя правительство сможет продавать через сеть справки и оказывать всевозможные платные государственные услуги. Легально, без взяток (теоретически).
- Возможно, в сравнении с общей численностью населения количество интернет-пользователей у нас пока невелико. Но все же 1 млн. человек, из которых большая часть живут в Алматы и Астане, это уже немаленький рынок. Почему же электронная коммерция не развивается хотя бы в этих городах?
- Главная проблема – отсутствие хороших менеджеров. Интернет-магазины открывают в основном «айтишники». Они знают, как создать такую торговую площадку в сети, но не знают, как продвигать этот бизнес дальше или просто не имеют для этого достаточно времени. В итоге их прибыль от торговли даже не покрывает расходов на поддержку доменного имени, размещение на сервере и т. д. Продержавшись полгода, большинство магазинов закрывается.
В лучшем случае, если портал не приносит убытка, владельцы продолжают поддерживать его для того, чтобы застолбить место на рынке. Мол, начнется завтра бум электронной коммерции, а мы уже здесь. Нередко интернет-магазины открываются компаниями-провайдерами, которые ничего не платят за технические услуги, поскольку оказывают их сами себе. Но, сэкономив на технической поддержке сайта, они пытаются экономить и на маркетинге. В итоге получается то же самое, что у всех остальных.
Существует, как я уже говорил, и проблема качественного спроса. Массовая интернет-культура у нас еще не развита. Большинство пользуется возможностями Всемирной сети очень ограниченно, в основном как источником информации. К тому же не у всех есть платежные карточки, чтобы оплатить товар в интернет-магазине. Или карточка есть, но используется она опять-таки очень узко – скажем, для получения стипендии или пенсии.
Еще один важный отрицательный фактор - это то, что все сделки в Казнете проводятся на страх и риск. Деньги за товар, выставленный на виртуальной витрине, пользователь отправляет в никуда. На сайтах наших интернет-магазинов даже нет информации о собственнике, о его фактическом адресе и номерах телефонов. На российских коммерческих сайтах давно уже принято размещать все реквизиты продавца. К тому же в России широко распространены интернет-магазины, которые создаются не как самостоятельные торговые площадки, а как дополнение к уже существующим реальным торговым сетям. Поэтому в случае чего покупатель хотя бы знает, к кому он может обратиться с претензиями.
Кстати, электронная коммерция в том виде, в котором она у нас пытается существовать, представляет риск не только для покупателя, но и для банка, обслуживающего транзакцию. Если потребитель заявит, что он не переводил деньги интернет-магазину, что кто-то несанкционированно воспользовался его карточкой, взломав коды доступа к банковской платежной системе, то банк будет обязан вернуть ему деньги.
- А как решается проблема доверия к интернет-торговле в других странах?
- В отношении крупных сделок проблема решается использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП) и созданием центров авторизации, которые подтверждают принадлежность подписи такому-то пользователю. В США президент даже указы подписывает в Интернете собственной ЭЦП. У нас несколько лет назад был принят закон об электронном обороте и ЭЦП. Но государственные центры, удостоверяющие подлинность подписей, не созданы до сих пор. Говорят, что один такой центр вскоре появится, но обслуживать будет только электронное правительство. В принципе каждый банк или крупная компания могут сделать свой удостоверяющий центр. Но нужно ли это банку?
Микроплатежи во многих странах проводятся с помощью небанковской платежной системы web-money. Это российская задумка, которая уже распространяется по всему миру. Допустим, вам нужен разовый доступ к электронному архиву газеты или Энциклопедии. Доступ платный, подписку на месяц оплачивать нет смысла. Портал и рад бы предоставить разовый «билет», но как взять с пользователя всего несколько центов? Если через карточку, то процент за обслуживание будет выше, чем сама транзакция. А web-money позволяет проводить такие мелкие платежи очень дешево. Поначалу эту систему много критиковали, но постепенно все поняли, что тут все без обмана. Web-money подбирает крошечки за банками и зарабатывает на этом очень неплохо. Сейчас с этой системой работают многие российские банки, обеспечивая контакт между web-money и обычными банковскими платежными системами.
СПРАВКА «ЭКСКЛЮЗИВ»
Наибольшее распространение у нас и на российском рынке получили два вида интернет-магазинов:
1. Порталы, созданные в поддержку уже существующей реальной торговой сети, или системы приема заказов по телефону.
2. Интернет-магазины в чистом виде. У нас это чаще всего побочный продукт профессиональной деятельности оптимистически настроенных IT-шников. Как показывает практика, надежды на легкую прибыль от таких порталов пока не оправдываются. Поскольку организация торговли, даже если она и электронная, все же требует определенных временных, человеческих и материальных затрат.
И, наконец, оригинальный способ повышения доверия к интернет-торговле придумали в Казкоммерцбанке. Правда, все участники этой торговли как продавцы, так и покупатели должны быть клиентами банка. На своем финансовом портале Homebank.kz Казком предоставляет место различным интернет-магазинам. Сейчас их порядка десяти, они продают и доставляют цветы, авиабилеты, книги, журналы, диски и т. д. Клиенты, имеющие доступ к Homebank.kz, заходят на странички магазинов и оплачивают заказ по карточке ККБ. Деньги попадают на счет магазина в том же ККБ, то есть не выходят за рамки одного банка. Это гарантирует полную прозрачность и защищенность платежей.
Для банка это довольно хлопотно – содержать такую систему, тем более что он на ней ничего не зарабатывает, кроме комиссии за проведенные с карточек транзакции. Но мы это делаем для активизации продаж по карточкам и как дополнительный плюс нашему хоум-банкингу.
- Как происходит государственное регулирование этого рынка?
- Никак. Государство отдало этот рынок на откуп частникам, хотя формально закон об электронном документообороте и электронной цифровой подписи был принят уже давно.
Возможно, создание электронного правительства и связанное с этим развитие всей сферы услуг по передаче данных как-то повлияет на рынок.
- Каким вам видится дальнейшее развитие рынка электронной коммерции в Казахстане?
- Наверное, нет более оптимистичного человека, чем я. Потому что, если бы не верил, что у нас все будет хорошо, я бы еще 10 лет назад, когда создал свой первый сайт, не стал бы тащить этот чемодан без ручки. Каждый, кто начинает свой маленький бизнес в Интернете, надеется, что если не сегодня, то завтра, если не завтра, то послезавтра, через год, через два процесс пойдет. И каждый думает, что если придет на рынок через два года, то ему уже сложнее будет на него зайти. Все хотят быть сегодня одним из немногих, чтобы завтра оказаться одним из первых.
- И так продолжается уже 10 лет… Но хоть какие-то изменения происходят?
- Я считаю, что да. Растет количество интернет-магазинов, причем внешне хорошо сработанных. Появилось программное обеспечение для интернет-магазинов, которое можно скачать из сети бесплатно. Раньше такие софты надо было писать самим или покупать и стоили они порядка $40 тыс. Проще стало с регистрацией и поддержкой доменов, у хостеров (компаний, которые обеспечивают интернет-магазинам место в сети) появились хорошие средства администрирования, увеличилось число каналов. То есть технический прогресс коснулся и программной части, и железа, и обслуживания. Так что теперь уже нужно полностью сосредоточиться на продажах.