Нам любые дороги дороги
Софья Балакина
В 2006 году в г. Алматы будет отремонтировано порядка 205 километров автомагистралей. Впервые за последние 15 лет департамент пассажирского транспорта и автомобильных дорог города начинает ремонт мостов южной столицы.
Похвастаться обновленным мостом Алматы сможет уже в этом году. Благодаря капитальному ремонту сооружения на реке Есентай (Весновка) преобразилась улица Курмангазы. В компании автомагистралей Гоголя, Алтынсарина и Исиналиева ее трассе предстоит еще и полная реконструкция.
«Улицы южной столицы претерпят много качественных изменений, - говорит начальник отдела развития дорожной сети и инфраструктуры при акимате г. Алматы Батыр Дадамурзаев, - помимо капитального ремонта в этом году мы планируем средний ремонт 180 километров автотрасс. Внимание наших специалистов уделено не только проезжей части, но и арычным сетям, бордюрам».
Не остались забытыми и микрорайоны индивидуальной застройки – «Карасу», «Думан», 3-й «Градокомплекс». До конца 2006 года будут приумножены прошлогодние показатели, когда власти столицы починили больше 16,7 км автодорог микрорайонов. В общей сложности строительство и реконструкция автотрасс Алматы в 2005 году затронули 170,6 км. В этом году строить и ремонтировать городские магистрали будут выигравшие конкурс департамента АО СУ «Гордоремстрой», ТОО «АЛОНС», ТОО «Гордорстрой - 2», ТОО «Дормехстрой» и другие подрядчики.
На реализацию строительных и ремонтных работ выделено государственное финансирование на уровне прошлого года – 5,6 млрд. тенге. В настоящий момент в проектах ведомства уже задействовано 3,2 миллиарда.
Самым дорогим удовольствием для республиканского бюджета является строительство транспортных развязок. По словам Б. Дадамурзаева, каждая обходится государству в среднем 4,5 миллиарда тенге. Возводится же подобное сооружение как минимум два с половиной года. Сегодня Алматы не может похвастаться количеством транспортных развязок. Учитывая проблемы, связанные с напряженным уличным движением и стесненностью условий строительства, - это один из наболевших вопросов руководства города. Впрочем, решение уже не за горами. В этом году в южной столице начинается возведение сразу 5 транспортных развязок. Две будут располагаться на проспекте Рыскулова, на пересечениях его с улицами Бокейхана и Кудерина. Еще две начнут строить во втором полугодии 2006 г. на пр. Сейфуллина, в перекрестках ул. Тимирязева и пр. Аль-Фараби. Трасса последнего у реки Есентай будет также в скором времени занята подобным строительством.
Осуществлять возведение транспортных развязок поручено АО «Трансстроймост», которое выиграло государственный грант. Эта компания уже вела строительство двух лучших транспортных развязок города: на пересечении улиц Майлина и Бекмаханова, по дороге в аэропорт, а также на перекрестке пр. Райымбека и ул. Саина. С 2005 года «Трансстроймост» возводит в южной столице новую транспортную развязку: пр. Рыскулова - пр. Сейфуллина - ул. Жансугурова. Объединенные в одну развязку перекрестки обеспечивают водителям безостановочный проезд на объездной дороге.
В планах департамента проектирование еще четырех транспортных развязок: пр. Райымбека – ул. Суюнбая – ул. Пушкина; ул. Саина - ул. Шаляпина; ул. Фурманова - ул. Аль-Фараби; пр. Абая - ул. Жандосова – ул. Сатпаева. Приступить к строительству планируется в 2007 году. В целом же до 2010 года предполагается построить порядка 18 транспортных развязок.
Мечта транспортников, пока вырисовывающаяся лишь в проектной документации, - Большая алматинская кольцевая автомобильная дорога - БАКАД. Предполагается, что шестиполосная трасса протяженностью 64 километра и шириной 22,5 м пройдет по трем районам Алматинской области – Карасайскому, Илийскому и Талгарскому. Начать строительство магистрали планируется через год.
Подготовлен ряд проектов и по пробивке тупиковых улиц. В восточном направлении в ближайшее время начнутся работы по продлению дороги ул. Жолдасбекова до ул. Луганского. В западном – планируется пробивка тупиковых пр. Абая, улиц Толе би, Ильича и Шаляпина. «В этом году будет также пробита улица Желтоксан от Тимирязева до Аль-Фараби,- рассказывает Батыр Дадамурзаев. - Также планируется продолжить улицу Муканова в северном направлении до пр. Райымбека. Проектно-сметная документация на реализацию данного строительства уже подготовлена».
Пробивка тупиковых трасс предусмотрена новой программой по снижению транспортной нагрузки на магистралях Алматы. В рамках проекта городской бюджет финансирует компенсацию частникам изъятой территории. Вообще, южная столица сама финансирует все виды ремонта своих улиц, включая капитальный и средний ремонт дорог. За процессом реконструкции следит транспортный департамент. Вместе с представителями двух институтов – АО «КазДорНИИ» и КазНИ и ПИ «Дортранс», специалисты ведомства осуществляют технический надзор за ходом выполнения работ по ремонту и строительству дорог, а также ведут проверку качества применяемых в дорожном строительстве материалов. По-хорошему новые дороги могут служить 12 лет. Как и людям, им требуются лишь косметология и постоянный уход.
Принципиальным новшеством департамента пассажирского транспорта и автомобильных дорог станет проект базы данных городских улиц. В электронную карту южной столицы войдут сведения о состоянии ее дорог, включая информацию о дефектах и рекомендации по типу ремонта. Первые 280 км из 1526 км алматинских автотрасс АО «КазДорНИИ» по заказу департамента внесет в базу данных уже в этом году.