Быть или не Быть? Вот в чем вопрос Инвестора
Диар Каржаубаев
Риск не быть в Российской Федерации перевешивает риски инвестирования в Россию. Резюме одного из участников форума Euromoney Conferences, прошедшего в Москве в двенадцатый раз, вполне можно экстраполировать и на все СНГ. По крайней мере, на те регионы, где риски представляются инвесторам адекватными, прогнозируемыми или, по крайней мере, хотя бы природа их происхождения понятна.
Euromoney Institutional Investor PLC. – организатор форума, прошедшего 11-12 сентября, как правило, задает тему заблаговременно. Нынешняя звучала прямо-таки пророчески: «Инвестиции в Россию и страны СНГ: возвращение рисков?». Поскольку так уж вышло, что нынешняя Euromoney Conferences случилась в самый пик «эпидемии» финансовой нервозности, спровоцированной ипотечным кризисом в США. И, вероятно, впервые за всю историю СНГ риски западных рынков практически уравнялись с теми, что традиционно «поджидают» инвесторов на одной шестой части суши, правда, раздробленной на сегменты. Каждый из которых, впрочем, имеет свою специфику, «замешанную» на ментальности и региональности. Риск в понимании инвесторов наиболее высок в СНГ, так как обусловлен проблемой взаимоотношений с властями. Но несмотря на «витавшие в воздухе», правда, редко поминаемые, «Сахали-2», «Кашаган», отмечалось явное намерение инвесторов расширять свой бизнес в странах эсэнговии. К примеру, как отмечал Вартан Диланян, партнер Ernst & Yong CIS, свыше 90 процентов зарубежных предпринимателей готовы расширить свой бизнес в Российской Федерации. При этом к рискам или, точнее сказать, к барьерам относятся и потребность получать «до 250 разрешений, и очень высокая коррупция». Европе тоже есть коррупция, но не на каждом уровне. А здесь - на каждом уровне, сетовали выступающие. Впрочем, к реальности аудиторию вернула реплика по этому поводу Игоря Савельева, вице-президента и управляющего директора по восточному и южному региону компании Wrigley: «И даже при этом инвесторы себя спокойнее чувствуют, чем те, кто приобретает ценные бумаги в США».
Незримо на форуме присутствовал и Китай, растущий не только как потенциально опасный конкурент в сфере производства, но и как огромный потребительский рынок. Поэтому, осваивая территорию СНГ, зарубежные компании «держат в уме» этот фактор, понимая, что путь на Восток становится гораздо короче, если размещать свои производства в СНГ. В общем – почти китайская теория малых шажков. Похоже, что прошедшие испытание реальной экономикой постсоветского пространства иностранные компании свои позиции в России и СНГ оценивали гораздо выше, чем статус тех, кто нынче ориентирован только на западные рынки.
«Финансовый кризис 1998 года помог нам. Мы смогли преодолеть сложности и выстоять в них. И полученная закалка позволяет нам выстоять в любую погоду», - утверждал Игорь Савельев, объявивший на конференции о намерении Wrigley построить в 2008 году в России еще один завод. Как сообщали СМИ, в начале года эта американская компания уже приобрела 80 процентов Одинцовской кондитерской фабрики. Теперь готова к расширению своего присутствия – всем рискам вопреки.
Но не все так смелы. И, рассуждая об опасениях инвесторов идти в Россию, господин Савельев отметил, в общем-то, общую для стран СНГ проблему – плохой или невыразительный страновой бренд, что мешает привлекать дополнительное число инвесторов и дополнительные объемы инвестиций. Вероятно, есть отрасли – в основном сырьевые – которые компенсируют недостаток странового бренда, но таковых не освоенных западным бизнесом отраслей становится все меньше. Да и теперь не начало девяностых: постсоветские государства все энергичнее отстаивают свои национальные интересы. И кто их в этом упрекнет? Но потребности общества в развитии иных сфер – с учетом роста спроса населения на хорошие товары и сервис – все выше. А значит, и сфер не стратегического назначения, а потребительского, где может обосноваться иностранный капитал, меньше не становится. Идущих в этот сектор пока мало, но… Резюме, звучавшие по этому поводу, можно свести к простой максиме: «Кто не успел, тот опоздал». Когда национальный бизнес вырастет настолько, что обойдется без иностранных финансовых инъекций, будет поздно. Пока же потенциал велик. К примеру, сфера малого и среднего бизнеса в ВВП России составляет всего 20 процентов экономики.
В том, что риски стран СНГ преодолимы, примером своего банка опровергал Йохан Йонах – заместитель председателя правления ЗАО «Райффайзенбанк Австрия», который присутствует в СНГ. «Мы пришли в Россию в 1998 году, когда разразился кризис. Но мы решили выстоять в этой непростой ситуации, и теперь демонстрируем успехи».
И вот какая выявилась закономерность. Если суммировать речи спикеров и участников дискуссии Euromoney Conferences: потрясения европейского и американского рынков оставались как бы за скобками. Может, и проходили фоном, но менее волновали форум. Очевидно, экстраполяции мировых проблем на российский и рынки СНГ воспринимались как незначительные в сравнении со спецификой региональной. Выводы экспертов, в общем-то, сводились к тому, что, во-первых, кризисы и риски неизбежны, но всегда преодолимы. И здесь важно, не каков по масштабу и своей сути риск, а насколько профессионально и адекватно ведут себя участники рынка. Во-вторых, волков бояться – в лес не ходить. При этом, что не всегда есть хорошо, инвесторы приспосабливаются к местной ментальности и специфике, и вместо того, чтобы нести «стандарты западные, попросту перенимают местные обычаи». Речь, как ясно и без комментариев, не о культурной адаптации иностранцев в странах пребывания…
На Euromoney Conferences прошли и специальные сессии - узбекская, украинская, казахстанская и обобщенная центральноазиатская. Последнюю назвали без лукавства: «Ключ к инвестированию в Центральной Азии». Ее проводила компания Visor Capital. И выстроена она была скорее как презентация региона. Поскольку в отличие от сессии чисто российской - философско-дискуссионной, ее участников интересовали ответы на простые вопросы: что, где, когда, по каким правилам, на каких условиях. В этом же сугубо практическом ключе прошла сессия, посвященная инвестиционному потенциалу СНГ. В числе спикеров был и председатель правления РФЦА Аркен Арыстанов.
Практический интерес инвесторов вызвали сессии, проводимые узбекской компанией Ansher Group и казахстанской Resmi Finance & Investment House. Обе эти компании стали призерами журнала Euromoney в его традиционном ежегодном рейтинге. «Инвестиционный финансовый дом Resmi Finance & Investment House» удостоился награды в номинации «Всемирные лучшие учреждения в корпоративном управлении 2007» как «Ведущее учреждение в корпоративном управлении в развивающейся Европе». Награды вручал директор журнала Euromoney по России и странам СНГ Мартин Борн. И это была, скажем так, своего рода контрапункта некоему приспособленчеству, присущему бизнесу. Поскольку на сей раз изданием поощрялось следование традициям открытого, прозрачного и честного бизнеса, кодексу корпоративного управления, которое если не есть панацея от всех рисков, то является весьма важным инструментом борьбы с ними. Об этом, комментируя казахстанским журналистам выбор издания, говорил и директор Euromoney по России и странам СНГ Мартин Борн:
- Корпоративное управление – не панацея от системных кризисов, и не единственный инструмент, но важный. Его создание было предопределено ситуацией 20-х годов в США. С тех пор в мире этому вопросу придается большое значение. Отрадно, что в Казахстане корпоративному управлению уделяется достойное внимание. Причем на всех уровнях, начиная с главы государства и главы правительства. Если посмотреть на первую сотню мировых компаний, может быть, в нем пока не представлены компании России и Казахстана. Но можно утверждать, что ваша республика уже вошла в число сотни мировых лидеров корпоративного управления. Чтобы общаться с мировым сообществом, невозможно представить компанию, не указав на ее прозрачность, на культуру ведения бизнеса. Конечно, без КУ можно заниматься бизнесом в среднесрочной перспективе. Но в долгосрочной перспективе невозможно сочетать успешное ведение бизнеса с коррупцией. И у вас это понимание есть. Мы провели исследование рынков Кавказа и Центральной Азии и можем сказать, что в верхних строчках рейтинга – компании из Казахстана. Более того, Казахстан по применению принципов корпоративного управления, возможно, стоит выше, чем такие государства, как Португалия, Италия, страны Латинской Америки и Ближнего Востока. Так что через сто лет увидим, как в экономическом рейтинге расположатся все эти страны…
Ну а что касается награжденных, то председатель правления ИФД «Resmi» Айдар Оспанов подчеркнул, что намерены и через год подтвердить статус открытой компании, следующей принципам корпоративного управления, цивилизованного бизнеса. Есть настроение на политику дальнейшей открытости, поскольку ни одна компания никогда не будет иметь успех в глобальной экономике без следования принципам корпоративного управления.
Ну а что касается выводов самой конференции, то под самый ее занавес случилось событие, которое потребовало, как представляется, уединенного осмысления: отставка правительства Фрадкова. Что ни говори, а это первейший риск растущих рынков: от перемены кабинетов министров и глав государств политика может меняться кардинально.
Это только в устоявшихся рыночных экономиках от перемены мест политиков правила игры не меняются. Или меняются незначительно – до уровня эмоциональной окраски…
…Ну а риски, риски сохраняются. Во всех без исключения, даже самых идеальных и прочных экономиках.