Открытие сезона
Елена Дудка, фото Адиля Садыкова
В конце августа в Зеренде прошел II Центрально-Азиатский фестиваль Business Weekend - по сути неформальная конференция для журналистов, специалистов по PR, представителей компаний и государственных органов. Первый такой форум состоялся в прошлом году на Иссык-Куле по инициативе холдинга «31 канал». На сей раз к организаторам «деловых выходных» - информационно-аналитическому центру «Business Resource Central Asia» и ОФ «Kaz Media Industry», присоединилась ассоциация «Kazenergy». Она же выступила генеральным спонсором мероприятия.
Несмотря на новую формулировку, главная тема встречи была той же, что и в прошлом году. Однако от этого она не утратила своей актуальности. Как улучшить информационное взаимодействие между СМИ, бизнесом и государством? Чего хотят друг от друга участники этого треугольника? При этом особый акцент был сделан на повышении прозрачности нефтяных компаний, в том числе и для медиа. Говорили также о том, как формируется и как влияет на стоимость компании ее корпоративная репутация, что делать со всеобщей кадровой проблемой, за счет чего можно повысить казахстанскую составляющую в иностранных проектах в РК и о многом другом.
Много докладов и разговоров было на тему корпоративного управления (КУ) и, в частности, работы независимых директоров. Тема очень модная, любимая нашими крупными компаниями, но впечатление такое, что пока они перенимают лишь форму, но не содержание этого международного стандарта ведения бизнеса. Оттого и многочисленные выступления на эту тему часто кажутся теоретическими, слишком пресными. Оживил обсуждение руководитель российской ассоциации независимых директоров Александр Филатов, который привел данные исследований о том, как грамотно выстроенное корпоративное управление влияет на показатели прибыльности компании. Особенно в странах, где его принципы пока еще не очень широко распространены. Так, по его словам, в России за компанию, в которой успешно внедрены стандарты корпоративного управления, инвесторы готовы платить в среднем на 38% больше, чем за аналогичное предприятие, не соблюдающее принципы КУ. Эксперт считает, что и в Казахстане на сегодняшний день сложилась примерно такая же ситуация.
Коллега г-на Филатова из казахстанской ассоциации директоров Жанат Алиманов согласился с тем, что одно только наличие независимого директора в компании является сильнейшим положительным фактором для инвесторов. Но в ходе дискуссии, последовавшей за выступлениями обоих руководителей ассоциаций, так и не были до конца разъяснены вопросы – как отличить формального независимого директора от реально действующего? Каковы критерии внешней оценки работы независимого директора? На основе каких кадров будет строиться казахстанский институт независимых директоров?
Для обсуждения темы качества работы СМИ на конференцию были приглашены представители двух крупнейших российских деловых медиа - Екатерина Лебедева (телеканал РБК) и Дмитрий Лазарев (журнал «Экскперт»). Московские гости с удовольствием рассказали, что живут они хорошо, имеют гигантские редакции, выходят на IPO, роднятся с крупнейшими мировыми информационными холдингами и т.д., вызвав смутное ощущение того, что нам здесь чего-то не хватает. В кулуарах этот вопрос потом долго обсуждался – чего нам не хватает для того, чтобы выйти на более высокий уровень – кадров, умения, свободы, денег или чего-то еще?
Разумеется, в конце августа не мог быть не поднят и вопрос о ситуации на финансовых рынках. Тем более что на фестивале, как и в прошлом году, присутствовали председатель правления Нацбанка Анвар Сайденов и его заместитель Данияр Акишев (кстати, о назначении г-на Акишева на эту должность стало известно как раз во время его пребывания на фестивале в Зеренде). Глава НБ РК сразу предупредил: «Не надо Business Weekend рассматривать как источник информации. Это не трехдневная пресс-конференция». Как выяснилось, г-н Сайденов приехал на фестиваль не вещать, а общаться, как и большинство участников мероприятия.
Самому председателю правления Нацбанка помимо процессов в сфере PR был интересен «взгляд нефтяников на будущее нашей экономики». И, надо сказать, этот интерес разделяли все, кто приехал на фестиваль, в программе которого был заявлен ряд докладов представителей нефтяной отрасли. Но, к сожалению, нефтяники на Business Weekend вели себя скорее как спонсоры, чем как участники. Их доклады были формальны и не выходили за рамки того, что можно прочитать на официальных сайтах компаний. Сенсаций от них никто и не ожидал, но хотя бы на неформальное участие в разговоре рассчитывали и организаторы, и другие участники конференции. Главные же добытчики в очередной раз показали, что их информационное взаимодействие с обществом пока оставляет желать лучшего.
Впрочем, доклады на таких конференциях, наверное, не главное. Все едут на такие мероприятия в первую очередь для того, чтобы налаживать новые и поддерживать старые деловые контакты, улавливать настроения в профессиональном сообществе, делиться мнениями в приватных беседах. А возможности для этого Business Weekend дает самые широкие. Помимо дневных заседаний организаторы форума устраивали вечерние посиделки у костра с песнями под гитару, и вообще вся обстановка северного курорта располагала к дружескому общению. Надо отметить, что и время проведения фестиваля выбрано удачно – еще тепло и можно использовать последние возможности летнего отдыха. Но уже начинается новый сезон деловой активности, открытие которого знаменует Business Weekend.