воскресенье, 24 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Как автомобиль въезжал в историю

Ярослав Разумов

На примере истории автомобиля ярко подтверждаются две старые истины. Первая, что любое техническое изобретение человечества впервые возникает и сначала используется в военной сфере. Вторая,  что затем его «мобилизуют» в разряд предметов роскоши и мерил социального статуса вплоть до фетишизации. И только титанический рывок индустриального прогресса может сделать это изобретение более или менее «демократичным».
Большинство историков склонно считать первым «открывателем» автомобиля французского изобретателя Никола Жозефа Кюньо. В 1769-1770 годах он первым попытался использовать уже существующую к тому времени паровую машину для транспортных нужд. Он создал паровой трехколесный тягач для перевозки тяжелых орудий. В истории техники его принято определять как прообраз одновременно и автомобиля, и паровоза. Сейчас это выглядит нелепо, но у двух, сильно различных в наше время, видов транспорта была общая «детская кроватка» - «тележка Кюньо». Говорят, что сейчас она хранится в Музее искусств и ремесел в Париже и производит впечатление своей неповоротливостью. Действительно, из-за этого развитие транспорта и впало в «летаргию» почти на сто лет. «Тележка» была тяжела, медлительна, часто ломалась и вязла в грязи. Старый, опробованный, «дедовский» способ транспортировки – на лошадях – еще целый век, и даже больше, конкурировал с прадедушками и дедушками автомобиля. И кабы не появление компактного и легкого двигателя внутреннего сгорания и связанного с этим масштабного промышленного использования нефтепродуктов, так бы до сих пор и преобладал на дорогах современных городов гужевой транспорт.
Хотя промышленное производство автомобилей началось в Германии и Франции в конце позапрошлого века, а в США в 1892 году знаменитый Генри Форд построил первое американское авто, люди к этому еще долго привыкали. В Российской империи производство автомобилей началось в 1908 году на «Русско-Балтийском вагоноремонтном заводе» в Риге. «Руссо-Балтов» всего было выпущено около 700 штук, спортивных, легковых и грузовых. Скорость их была до 100 км/час, мощность двигателя – от 15 до 65 лошадиных сил. Грузоподъемность грузовиков была до 4 тонн, что по тем временам было довольно немало.
Первое массовое использование автомобилей на полях войны пришлось на Первую мировую войну. И даже тогда, почти полтора века спустя после рейсов «тележки Кюньо», практически во всех армиях воюющих стран была проблема:  лошади, массово призванные на войну, пугались никогда не виданного ими транспортного средства. Да и многие седоки тоже.
Интересно, что, еще не став отраслью-лидером в индустриальном развитии, автомобилестроение начало порождать острую конкуренцию. В 1910 году в Туле, главном тогдашнем промышленном центре России, был готов к запуску второй в стране после «Руссо-Балта» автомобильный завод промышленника Пузырева. Но буквально накануне открытия на заводе возник сильный пожар…  На том все и кончилось. Подозревали козни конкурентов.
И это было объяснимо: к началу XX века вторая функция любого изобретения – мерила социального статуса – была уже мобилизована «в полный рост». Спрос на авто со стороны имущих слоев и стремившихся «примкнуть к ним» верхних пластов среднего класса постоянно рос. Писатель Иван Шмелев в рассказе «Забавное приключение», описывавший быт купцов-нуворишей той поры,  включил в их «престижно-социальный пакет» и обязательную машину:  «шестидесятисильный «фиат», гоночная, приземистая и длинная, похожая на торпеду, с приятным овальцем, как у ковша, там, где садятся; и мягкой окраски лакированного ореха».
Автомобиль основательно «въезжал» в жизнь людей. Уже на грани первого и второго десятилетий двадцатого  века стали появляться первые профессиональные издания, посвященные автомобильной тематике. Почти сразу пошла и сегментация этого рынка профессиональных СМИ:  журналы о легковых автомобилях «отделились» от журналов про грузовики и автобусы. В ту же эпоху начали проводиться и первые ралли, например, Пекин – Париж с 1907 года или Петербург – Севастополь с 1910 г.
Владельцем самого большого в мире личного гаража был Великий князь Михаил Александрович, младший брат императора Николая Второго. В его «конюшне» к моменту революции 1917 года было более ста автомобилей практически всех марок, существовавших на то время в мире. После большевистского переворота Михаила расстреляли, а гараж национализировали (М. Касвинов, «Двадцать три ступени вниз», М., 1978). Возможно, что именно из этих машин была та, что во время ссылки Троцкого в Алма-Ату была передана ему, став одним из первых автомобилей в городе. 
Очень скоро в истории автомобиля появилась и трагическая составляющая. Первые его жертвы попали под колеса в Англии. Но до 1920-х годов люди на улицах чаще гибли под копытами лошадей. Зато политические террористы быстро осознали, какие возможности им дает автомобиль. В первые годы автомобильной эры крупные политики и монаршие особы ездили в открытых машинах, скорость была не слишком высока…  Просто искушение для террористов. И вот результат - с расстрела ехавшего в автомобиле португальского короля началась в 1910 году революция в этой стране, с такого же инцидента в 1914-м с австрийским крон-принцем – Первая мировая война. К моменту аналогичного по схеме убийства президента Кеннеди «автотерроризм» имел уже обширную историю. Странно, что на ее фоне вообще могла случиться трагедия в Далласе… Плохо было у службы охраны президента США с изучением прошлого.     
Потом, по мере расширения доступности авто, их «мобилизовали» криминальные структуры и просто уголовники. Вспомнить только легендарных налетчиков Бонни и Клайда или гангстерские войны с участием автомобилей в 1930-е годы.
Интересно, что довольно долго творческие личности окружали автомобили романтическим ареалом. Это не только «Антилопа Гну» из «Золотого теленка». И более серьезные авторы не ушли от эпохи «авторомантизма». Великий Герберт Уэллс уже в 1923 году опубликовал роман «Люди как боги», в котором описал идеальное, гармоничное общество будущего. Писатель, который в других романах отправлял своих героев на Луну в космических кораблях, здесь воспользовался автомобилем: его герой «с блаженным чувством свободы сел в авто» и буквально въехал в будущее. Хотя в этой же книге, насколько нам известно, впервые упоминается и проблема автомобильных пробок…

Оставить комментарий

Антресоли

Автопробег-2007 Автопробег-2007
Редакция Exclusive
29.01.2008 - 13:15
По эту сторону сети По эту сторону сети
Редакция Exclusive
29.01.2008 - 13:00
The source of finance The source of finance
Редакция Exclusive
04.01.2008 - 17:01
Business guide Business guide
Редакция Exclusive
04.01.2008 - 17:01
Parting with a year of pig, Parting with a year of pig,
Редакция Exclusive
04.01.2008 - 16:59
The 2007. Test for strength The 2007. Test for strength
Редакция Exclusive
04.01.2008 - 16:59
Бизнес-гайд Бизнес-гайд
Редакция Exclusive
04.01.2008 - 10:44
Сделки месяца Сделки месяца
Редакция Exclusive
04.01.2008 - 10:44
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33