воскресенье, 24 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Конец эйфории

 Досым Сатпаев

Ежегодное Послание президента народу Казахстана всегда вызывает повышенный интерес. Причин для этого несколько. Во-первых, это является неким политическим ритуалом, когда раз в год демонстрируется единение власти и народа, объясняется обществу, куда оно движется и зачем. Во-вторых, через Послание легко проследить тенденцию политического и экономического развития Казахстана, так как это своего рода идеологический документ, который расставляет красные флажки для всех. В-третьих, отношение к Посланию президента, всегда неоднозначное, так как разные социальные и политические группы по-своему видят приоритеты в развитии республики.
Что касается президентского послания 2008 года, которое было озвучено в начале февраля, то оно сильно отличается от предыдущих выступлений главы государства, так как впервые за последние в годы в нем прозвучали тезисы о серьезных проблемах в социально-экономическом и финансовом развитии страны. По крайней мере, именно с этого начал свое выступление президент.
По своему духу Послание больше напоминало возвращение к «стратегии выживания», от которой наши власти официально отказались еще несколько лет назад в условиях безудержной эйфории и экономического бума. Можно сказать, что в Казахстане была дана установка на всеобщую мобилизацию всех ресурсов, чтобы выйти менее потрепанными из сложной полосы финансово-экономической нестабильности. Но, как это обычно бывает в условиях любой мобилизации, государству необходимо иметь парочку «козлов отпущения», чтобы перенаправить в их сторону весь поток критики и социального недовольства.
Скорее всего, на эту неблагодарную роль были определены наши банковские структуры. Кроме этого для государства сложилась благоприятная ситуация, позволяющая усилить госконтроль над банками второго уровня. Об этом, кстати, вполне откровенно заявил и сам президент в своем Послании, когда призывал усвоить уроки, преподанные ипотечным кризисом в США, оказавшим серьезное влияние на наши банки. В качестве одной из мер глава государства предложил  АФН более внимательно отслеживать ситуацию в каждом банке и в случае необходимости принимать превентивные и действенные меры. Думаю, что наших банкиров должна озадачить фраза президента о том, что если акционеры банков не желают или не способны привлекать дополнительные ресурсы для своего развития, то государство должно быть готово предпринять необходимые меры. Звучит довольно угрожающе. Хотя на фоне становления в Казахстане государственного капитализма, где чиновники пытаются вернуть себе контроль над основными секторами экономики, подобные заявления не вызывают удивления. И здесь хотелось бы вспомнить результаты нашего исследования, которое в прошлом году провел Центр исследований и мониторинга экономики Казахстана (ЦИМЭК) по теме: «Возможные социально-политические последствия экономического кризиса в Казахстане». Как оказалось, некоторые выводы, которые были сделаны в ходе исследования, нашли свое подтверждение и в Послании президента. В частности, речь идет о пессимистическом сценарии, в котором говорилось о том, что финансовые и экономические проблемы в Казахстане могут иметь неоднозначные последствия для банковских институтов. В попытках сохранить контроль над ситуацией власти могут попытаться перевести все стрелки в сторону некоторых казахстанских бизнес-структур, обвинив их в провоцировании кризисных ситуаций. И первой мишенью как раз назывался банковский сектор страны. Как говорится: «У победы всегда много отцов, а поражение остается круглой сиротой!». В условиях Казахстана эта фраза обычно сводится к тому, что победа достается Назарбаеву, а поражение – всем остальным.
Кроме этого в исследовании говорилось о новых кадровых перестановках, которые должны были произойти с учетом повышения волатильности казахстанской экономики. Такие перестановки, в конце концов, произошли, хотя и не там, где многие ожидали. Вместо изменений в правительстве, которые, скорее всего, будут следующими, смена караула произошла в администрации президента, в руководстве партии «Нур Отан», в ФУР «Казына» и АФН. 
С одной стороны, новых фигур не появилось. Все назначенцы широко известны и не только в узких кругах, будь то Кайрат Келимбетов или Адильбек Джаксыбеков. Кстати, первого и второго объединяет одна общая черта, а именно: их равноудаленность от всех влиятельных групп давления. Это в глазах президента является скорее преимуществом, чем недостатком.  При этом уход Адильбека Джаксыбекова на пост первого заместителя председателя партии «Нур Отан» не стоит рассматривать как понижение особенно с учетом того, что данная партия давно уже срослась с государственными структурами и имеет серьезные административные ресурсы контроля парламента и правительства. Понижение скорее можно наблюдать у г-на Жумагулова, который переместился в парламент.
С другой стороны, в Казахстане давно уже сложилась практика «кадровых каруселей», когда одно и то же лицо не может слишком долго занимать тот или иной пост. Его уход или повышение не всегда связано с явными проколами или достижениями. Тем более что явных проколов у Джаксыбекова не было. Это лишь убеждает в том, что для бывшего руководителя администрации президента нынешний пост в партии «Нур Отан», скорее всего, временная передышка перед новым назначением.
Что касается Кайрата Келимбетова, то его кадровое перемещение странным образом произошло после досрочного прекращения полномочий председателя правления Инвестиционного фонда Казахстана Зейнуллы Какимжанова. В своем последнем интервью Какимжанов заявил о том, что в Казахстане существует кризис управления экономическими процессами.
Все это говорит о том, что внутри президентской команды, отвечающей за экономический блок, уже зреют серьезные разногласия между «пессимистами» и «оптимистами», где первые, судя по всему, проигрывают. Кайрата Келимбетова скорее можно отнести к «оптимистам», а его назначение на пост руководителя администрации президента окончательно закрепит за этим исполнительным органом роль «второго правительства». Это связано с тем, что за последние несколько лет администрация президента кроме организационно-идеологической работы стала активно курировать и некоторые экономические сферы, например, деятельность государственного холдинга по управлению государственными активами «Самрук».
Также определенная логика появления экономиста Кайрата Келимбетова на сугубо административной должности может быть связана с тем, что весь 2008 год будет годом финансовой реабилитации республики в глазах мирового бизнес-сообщества. Но от нового главы администрации президента потребуются и новые способности. В частности, умение лавировать между элитными группировками и более активная работа по формированию внутренней политики страны. Не стоит забывать, что если в экономике Кайрат Келимбетов чувствовал себя как рыба в воде, то первый его политический дебют состоялся только в прошлом году во время парламентских выборов, когда он впервые выступил в качестве публичного политика. Хотя после завершения выборов он также быстро ушел в политическую тень. 
По поводу Армана Дунаева можно сказать, что его назначение на пост главы АО ФУР «Казына» вряд ли произошло бы без рекомендаций Кайрата Келимбетова. Это значит, что серьезные изменения в деятельности «Казына» вряд ли произойдут. Как не будет и резких движений в деятельности АФН, которое возглавила г-жа Бахмутова, являясь уже ставленницей Армана Дунаева. Здесь мы видим явную внутриведомственную преемственность.  Кстати, в своем ежегодном Послании президент особо остановился на необходимости повысить роль АФН, которое теперь будет выполнять роль государственного «сторожевого пса» в контроле над всеми финансовыми игроками.
Также, по словам президента, правительство, АФН и Национальный банк должны выстроить гибкую и надежную систему управления рисками, а также разработать систему мер быстрого реагирования для непредвиденных ситуаций. Это необходимо сделать хотя бы для того, чтобы окончательно не провалилась программа разработки нового Бюджетного кодекса, в рамках которого собираются ввести новую систему трехлетнего государственного бюджетного планирования.
Но было бы неверным утверждать, что увеличение присутствия государства можно будет наблюдать только в финансовом секторе. Процесс ужесточения инвестиционных правил игры в добывающей сфере, судя по всему, будет продолжаться. Как заявил президент: «Главный вектор в нефтегазовой отрасли – усиление позиций государства в качестве влиятельного и ответственного участника международных нефтяных и энергетических рынков». Хотя речь здесь также шла о горно-металлургической промышленности, где государство тоже собирается увеличить свое влияние.
Все это говорит о том, что в 2008 году Казахстан еще будут сотрясать новые конфликты и трения с инвесторами. Кроме введения нового налога на добычу полезных ископаемых вместо рентного налога, а также повышения экспортной пошлины на продажу нефти и газа будет разработан новый Налоговый кодекс, где существенно снизится количество льгот и преференций. В связи с этим сразу же после выступления президента премьер-министр Карим Масимов поручил приостановить заключение контрактов на недропользование по старым условиям. Более того, министерству энергетики и минеральных ресурсов было поручено расторгнуть контракты с теми недропользователями, которые не исполнили взятые на себя обязательства. Насколько можно понять, одной из целей такой жесткой политики является не только усиление роли государства в добывающей отрасли страны, но и превращение добывающих компаний в основных «дойных коров» с точки зрения налоговых выплат с целью компенсировать возрастающие государственные расходы на поддержку экономики страны в плавающем состоянии. Как заявил президент: «Ожидаемые потери бюджета должны быть компенсированы за счет повышения экономической отдачи от добывающего сектора».
При этом насколько можно понять, основные государственные расходы можно условно поделить на две части. Первая связана с реализацией государственных проектов, которые, судя по Посланию, теперь направлены на обеспечение энергетической и продовольственной безопасности страны. И здесь будут подключаться ресурсы национальных компаний и аффилированных с элитой бизнес-структур, которые должны выкупать акции стратегических предприятий у иностранных инвесторов, как это, например, уже делает «Казахмыс». Вторая часть расходов непосредственно касается  социальной сферы, так как, по мнению президента, правительству необходимо временно, до преодоления проблем в финансовом секторе, сократить государственные расходы по всем направлениям и программам, кроме социальных. Это и неудивительно, учитывая то, что инфляция, рост безработицы, провал государственной жилищной программы, диктат монополий уже вызывают рост социального напряжения. Хотя в условиях высокого уровня коррупции, которая у нас не исчезла, а приобрела другие, более изощренные формы, все попытки президента поставить под контроль государственные расходы и проводить «аудит с пристрастием» государственных средств, выделявшихся по основным государственным социально-экономическим программам, вряд ли приведут к быстрым позитивным результатам. Определенные сомнения в результативности вызывает и расширение полномочий  Агентства по защите конкуренции, которое за последние годы имело разные формы и названия, но так и не смогло справиться с монополиями, учитывая их тесную связь с правящей элитой.
Стоит отметить, что в отличие от экономической части послания проблемам политического развития страны  было уделено меньше внимания, что удивляет, так как именно с этого года от Казахстана ожидают каких-то подвижек в политическом реформировании. Но в выступлении президента не прозвучало никаких намеков на то, что они произойдут, хотя еще в прошлом году министр иностранных дел Марат Тажин вполне конкретно говорил о возможных изменениях в выборном законодательстве и в законе «О СМИ». Судя по всему, тенденция становления в Казахстане партийной системы с доминирующей партией будет продолжаться, так как, по мнению главы государства: «На современном этапе модель с доминирующей партией «Нур Отан» может рассматриваться как оптимальная форма политической системы Казахстана». Сохраняется довольно типичная для Казахстана ситуация. Если в сфере экономики президент делает жесткие заявления в адрес монополий и выступает за принятие закона «О конкуренции», то в политической области глава государства продолжает делать ставку на монополию политическую, которая, как говорили классики марксизма-ленинизма, в любом виде обычно ведет к загниванию. В этом плане разговоры о поддержке социальных лифтов для кадрового обновления власти, в том числе через партийный механизм «Нур Отан», не имеют под собой никаких оснований, так как это номенклатурная партия, которая из-за своего бюрократического консерватизма априори не способна участвовать в формировании управленцев нового поколения.

Оставить комментарий

Антресоли

The motor rally - 2007 The motor rally - 2007
Редакция Exclusive
30.01.2008 - 10:59
The Chengiz khan of our business The Chengiz khan of our business
Редакция Exclusive
30.01.2008 - 10:59
What can we expect from the coming year? What can we expect from the coming year?
Редакция Exclusive
30.01.2008 - 10:58
НАЙТИ И НЕ СДАВАТЬСЯ НАЙТИ И НЕ СДАВАТЬСЯ
Редакция Exclusive
29.01.2008 - 15:31
Parting with a year of pig, Parting with a year of pig,
Редакция Exclusive
04.01.2008 - 16:59
The 2007. Test for strength The 2007. Test for strength
Редакция Exclusive
04.01.2008 - 16:59
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33