суббота, 21 сентября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Еще раз о глобализации:

Расул Жумалы

мир сегодня разделился на две враждующие группы –  глобалистов и антиглобалистов. Первая в лице истэблишмента западных держав, СМИ, крупных транснациональных корпораций, магнатов, олигархов и ангажированных международных организаций ратует за всемерное развитие глобализации. Вторая с аналогичной настойчивостью противится. Антиглобалисты не приемлют в принципе феномен некого инкубатора, штампующего единые образцы и модели поведения. Во-вторых, они убеждены, что богачи, стоящие у штурвала глобализации, озабочены лишь набиванием собственных карманов за счет обирания бедных. В-третьих, это болезненная реакция на подрыв национально-культурной самобытности народов.
Но здесь высвечивается еще один весьма любопытный парадокс.
Так уж устоялось в общественном сознании, что американская и в целом западная цивилизация построена на индивидуалистских началах. То есть там во главу угла ставится неповторимость и оригинальность каждого отдельного индивидуума. Восток же издревле ассоциируется с системой культур, ориентированной на коллективизм, принцип массовости в различных аспектах жизнедеятельности социума. При такой постановке вопроса просто странно, что не Восток, а именно Запад выступает зачинщиком построения обезличенной массовой культуры. Объяснение подобной нестыковки, как представляется, лежит на поверхности. Все дело в подмене понятий: во внешне привлекательной обертке из доморощенных «общечеловеческих ценностей» навязываются западные модели. Сегодня грань между ними  неразличима. Перефразируя печально знаменитый лозунг советской эпохи, получается: «Говорим общечеловеческое, подразумеваем западное».
Однако идеологи массовой культуры XXI столетия забывают, что после «крестовых походов» европейцы, влачившие доселе убогое существование, многое переняли у Востока: стали выращивать рис, лимоны, употреблять  сахар, строить ветряные мельницы, изготавливать шелковые ткани и зеркала, научились пользоваться ножами и вилками, мыться в банях, приобщились к передовой научной мысли, шахматам... Но времена меняются, и ренессанс одних сменяется восхождением по лестнице других, зачастую именно через обогащение от предыдущих цивилизаций. Поэтому нельзя исключать, что потуги вогнать «отсталые» народы под «передовые» европейские стандарты могут привести к печальным последствиям для самих европейцев.
Отгородиться от глобализации если и возможно, то однозначно  контрпродуктивно. Как показывает практика, изоляционистские установки, требования замкнутой монокультуры ведут к крайним и, по сути, агонизирующим формам «оригинальности всеми средствами». С другой стороны, приобщение к императивам глобализации влечет утерю части  суверенитета, а значит, и части национальных ценностей. Общество лишается духовно-нравственных ориентиров. Взамен утверждается псевдокультура в западной трактовке, которая руководствуется рыночными критериями, навязывает нормы и стереотипы общества потребления, культ силы и жестокости, стремление к превосходству и господству любой ценой.
Противодействие подобному натиску — вполне естественная реакция, ибо национальная культура не может быть догматичной или реакционной по определению,  она есть перво-основа, образный ДНК любой нации. Иначе говоря, с потерей культуры, языка перестает существовать и сама нация.
В борьбе против унификации духовно-нравственные позывы бок о бок стоят с религиозными воззрениями различных народов, поскольку, равно как и с культурой, некорректно ставить вопрос о слиянии религий и формировании, например, вселенской церкви. Речь может идти лишь о конструктивном диалоге, о воспитании толерантного отношения к другим вероисповеданиям, духовном согласии. Ставить вопрос о поглощении одной мировоззренческой концепции другой не просто алогично, но и губительно. Следовательно, нужно четко определить предел глобализации.
Сама по себе глобализация имеет ярко выраженные финансово-экономические мотивы. Год из года расширяется общество потребления. Но потребляются не только товары и услуги, потребляется и, так сказать, пища духовная — музыка, литература, театр, кино, живопись, танцы. А если есть потребность, для удовлетворения которой люди готовы платить деньги, то эта ниша заполняется предпринимателями. По аналогии с любым другим бизнесом, вышедшим на уровень мировой торговли, они стремятся к глобализации, также унифицируя и привнося свои стандарты. Сегодня массовая культура — это уже целая индустрия, которая формирует спрос и предложение, финансирует глобальные проекты в миллиарды долларов. Национальные культуры едва ли могут устоять под напором этой неокультуры. Люди и заметить не успели, как легко они и их дети стали копировать западный образ жизни, зачастую даже близко не совпадающий с исконными культурными, ментальными и религиозными убеждениями.
Какое, например, отношение имеет к православию и тем более к исламу, двум наиболее широко распространенным в Казахстане религиям, «День святого Валентина»? Или же языческие праздники наподобие американского Хэллоуина? Однако в последнее время они обрели огромную популярность. Просто для глобалистов это — шанс собрать огромные барыши на атрибутике и идеологии соответствующих дат.
Иными словами, коллективное сознание нивелируется под единый стандарт, так легче продвинуть товар или услугу, когда достаточно шаблона и многомиллионных копий. Навязанные ценности, программирующие  спрос на продукцию привнесенной культуры, разрушают национальную идентичность. Особенно это касается молодого поколения. Формирующаяся личность, словно губка, впитывает все, с чем соприкасается: с телевизионных экранов, газет, рекламных буклетов, плакатов и иных рупоров массовой культуры. Идет гуманитарная интервенция. В результате клонируется поросль, воспитанная на чуждых идеалах. Разрушается преемственность поколений. Размывается духовный фундамент наций.
В продвинутых странах Европы и Азии давно озаботились этой проблемой, забили тревогу. На государственном уровне стали выделяться серьезные средства на поддержку самобытности культуры, образования молодежи в русле национальных вековых устоев. 
Неизбежно возникают трения между национальными традициями и неким общим эталоном. Это приводит к напряжению в обществе.  Протест приобретает формы от банального бойкота «Кока-колы» и «Макдоналдса» до сопровождающихся погромами шествий антиглобалистов по столицам Запада. Часть протестной группы попадает в фокус внимания идеологов экстремизма, рекрутирующих радикальную молодежь, и уже с их подачи самобытность народов начинает перерастать во взаимное недоверие и подозрительность, соперничество и предвзятость по отношению друг к другу. В обществах усиливаются опасные по своим последствиям стереотипы,  возвеличивающие одну цивилизацию за счет принижения других. Это порождает различные фобии. Примеров немало: «карикатурные скандалы» в Европе, ответные погромы западных посольств в мусульманском мире, предвзятое, уничижительное отношение к представителям Азии и Африки, которое выливается в протестные движения, и т.д. 
Сами по себе общечеловеческие ценности не вызывают сомнений: право на жизнь,  свободу, сохранение достоинства и чести, верховенство законов, социальная справедливость. А вот одинаковая для всех общечеловеческая культура невозможна в принципе. У каждого народа — своя идентификация, формирующая преемственность его прошлого и настоящего. Неповторимы, самобытны и тем богаты традиции, духовное наследие и у центральноазиатских народов, которым есть что терять и что защищать. 
Очевидно, что странам Центральной Азии поодиночке трудно будет бороться с разрушительными процессами культурной экспансии. Слишком велики инвестиции в эту сферу, чтобы можно было противопоставить ей соответствующий бюджет на развитие культуры. Можно, конечно, повесить «железный занавес», как это практиковалось в советские времена. Но в современных условиях это абсолютный нонсенс.
Следовательно, в пику глобализации культурной следует поощрять идею культурно-духовной регионализации. Допустим, все ту же концепцию евразийства, выдвинутую выдающимися российским учеными ХХ столетия и подхваченную в наши дни Президентом Н. Назарбаевым. Она органично адаптирована к местной среде, гибка в острых углах и, самое главное, выдержала многовековой экзамен Истории. Евразийство предлагает широкую интеграцию в рамках крупнейшего континента и несет в себе отнюдь не только экономический смысл. На территории Евразии расположены все постсоветские республики, связанные исторической и культурной общностью. Это свыше 350 миллионов человек — компактный и привлекательный рынок сбыта для производимых здесь товаров и услуг, в том числе удобный для создания общей культурной платформы. Поэтому в рамках евразийства можно создавать вполне конкурентные продукты, способные заполнить культурное пространство и вытеснить чуждое.
Иначе дальнейшая культурная ассимиляция на западный манер грозит превратиться в могильщика самобытности. Обезличенное общество неминуемо превратится в сборище «манкуртов» — организмов, по описанию кыргызского классика Чингиза Айтматова, напрочь лишенных корней и, словно быдло, податливых для лепки любого материала.
Вот почему стержневая идея выживания в «джунглях» глобализации заключается в обосновании возможности изменить саму ее модель в соответствии с гармоничным соотношением таких понятий, как всеобщее—особенное—единичное.
Глобализация, воплощая в себе потенциал разума человечества, ценна, если осуществляется во благо всех, а не в угоду избранных. И, что не менее важно: глобализация, которая несет в себе потенциал новой социальной идентичности  гражданин мира, — в то же время должна оставлять людям право на собственный национальный образ мира и собственное независимое национальное развитие. Чтобы только через национальные различия можно было войти в общечеловеческий дом.
Стало быть, формирование нового миропорядка предстает исключительно через конструктивный диалог между Западом и Востоком без выпячивания своего эго и превосходства. Обе части света являют собой два отличных типа мировоззрения: деятельную и созерцательную, рационалистическую и образно-поэтическую, активно-прогрессистскую и сдержанно-консервативную. В Казахстане же такая задача усложняется вдвойне, имея в виду ее сильную подверженность обеим ветвям.

Формируется идеология коммуникативной прозрачности, выявляется новое социальное место человека в средоточии и переплетении информационных потоков, не признающих границ. Как это влияет на этнокультурную идентичность Казахстана? Как можно совместить ценности западного общества с ценностями традиционной культуры?

Оставить комментарий

Антресоли

Недвижимость: Недвижимость:
Редакция Exclusive
03.11.2008 - 13:45
Выдвижение лидера Выдвижение лидера
Редакция Exclusive
03.11.2008 - 13:45
ЕДИНАЯ ВАЛЮТА СНГ: ЕДИНАЯ ВАЛЮТА СНГ:
Редакция Exclusive
03.11.2008 - 13:45
ДОЛЛАР, ЕВРО… ДОЛЛАР, ЕВРО…
Редакция Exclusive
03.11.2008 - 13:44
Юбилей, Юбилей,
Редакция Exclusive
03.11.2008 - 13:44
Prices Gone Crazy Prices Gone Crazy
Редакция Exclusive
07.10.2008 - 11:47
All Is Not Gold That Glitters All Is Not Gold That Glitters
Редакция Exclusive
07.10.2008 - 11:47
Another Champion... Another Champion...
Редакция Exclusive
07.10.2008 - 11:47
Hong Kong Stock Exchange Hong Kong Stock Exchange
Редакция Exclusive
07.10.2008 - 11:46
“I am the State!” “I am the State!”
Редакция Exclusive
07.10.2008 - 11:46
“Concerning court’s status” “Concerning court’s status”
Редакция Exclusive
07.10.2008 - 11:46
Focusing on Focusing on
Редакция Exclusive
07.10.2008 - 11:46
Absolute cynicism Absolute cynicism
Редакция Exclusive
07.10.2008 - 11:46
The crisis of the international The crisis of the international
Редакция Exclusive
07.10.2008 - 11:46
DECLINE OF “PAX AMERICANA” ERA DECLINE OF “PAX AMERICANA” ERA
Редакция Exclusive
07.10.2008 - 11:46
Хлеб и зрелища Хлеб и зрелища
Редакция Exclusive
02.10.2008 - 11:02
Скот Бедбери: Скот Бедбери:
Редакция Exclusive
02.10.2008 - 11:01
Банк ЦентрКредит Банк ЦентрКредит
Редакция Exclusive
02.10.2008 - 11:01
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33