понедельник, 11 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Прощай, многовекторность?

Абу Алиев, политолог

Шимон Перес: «Будь я на вашем месте, проснувшись как-то утром, я открыл бы правый глаз и увидел Китай, открыл бы левый — и увидел Россию. Тогда бы я воскликнул: о Боже, что ты со мной сделал?!».

Все идет к тому, что 2009 год станет для Казахстана порой серьезных испытаний на прочность. И не только в контексте глобального финансового кризиса и связанных с ним экономических и социальных осложнений. В щекотливом положении окажется и наша дипломатия. Все предыдущие годы «многовекторность» во внешней политике, можно сказать, оправдывала себя. Да и найти ей достойную альтернативу вряд ли удалось бы. Еще на заре 1990-х во время встречи с казахстанским лидером один из грандов мировой политики делился: «Будь я на вашем месте, проснувшись как-то утром, я открыл бы правый глаз и увидел Китай, открыл бы левый — и увидел Россию. Тогда бы я воскликнул: о Боже, что ты со мной сделал?!». Эти слова принадлежат Шимону Пересу, главе Израиля, этого клочка земли, находящегося в состоянии войны с десятком арабских стран.
Во многом благодаря «многовекторности» Астана могла стабильно развиваться, создав для этого благоприятный внешний фон. Долгое время удавалось, сохраняя конструктивные отношения с партнерами по бывшему СССР, в первую очередь Россией, балансировать между Западом, в первую очередь США, и Востоком, в первую очередь Китаем. Но отчасти это стало возможным и благодаря размытости приоритетов среди «большой тройки» в ЦА, отчасти ввиду их равновесного присутствия, когда преобладание одной державы, скажем, в торговой сфере, остальные две компенсировали за счет инвестиций в нефтегазовую сферу, раскручивания интеграционных механизмов и пр.
Но, как водится, все течет, все меняется. Вечными в круговороте явлений, принципов, концепций, как говаривал старина Черчилль, остаются только интересы. И череда событий в прошедшем 2008 году как раз и послужила тревожным звонком к пересмотру базового принципа в дипломатии, перенятого еще со времен Абылай-хана.
Беглый взгляд на внешнеполитические телодвижения Астаны в этот период не обнаруживает каких-либо существенных перемен. Как и прежде, осуществлялись вояжи руководства государства по странам ближнего и дальнего зарубежья, проводились всевозможные саммиты, международные консультации, форумы, фестивали, на-гора выдавалась очередная порция «важных соглашений». Но стоит присмотреться ближе, как обращают на себя внимание по меньшей мере два фактора, которые диктуют необходимость корректировки прежнего курса, причем в оперативном порядке.
Первый из них связан с несоответствием между декларируемыми нашим МИД задачами и их имплементацией. Взять наугад практически любую внешнеполитическую инициативу, как подобное несоответствие всплывает, как бельмо на глазу. Это касается и постсоветской интеграции, которая не только не продвинулась вперед, но и переживает упадок. С лодки СНГ спрыгнули Грузия и Украина, Узбекистан помахал ручкой Евр-АзЭС, ОДКБ в силу своей аморфности де-факто переходит под патронат Москвы.
Еще пять лет назад Нурсултан Назарбаев заявил: «Мы наблюдаем явное соперничество великих держав за экономическое доминирование в регионе. Сейчас перед нами выбор: оставаться вечным сырьевым придатком мировой экономики, ждать прихода следующей империи или пойти на серьезную интеграцию центрально-азиатского региона. Я предлагаю последнее». Но даже недавний призыв Президента Казахстана к объединению, который он озвучил весной 2008 года, соседями был воспринят неоднозначно. Отсюда крайне неопределенное будущее интеграции на площадке ЦА.
Что до других приоритетов, то картина складывается почти единообразная: дипломатично отказав Ирану, Пакистану и Индии в обретении членства, ШОС сбавил обороты, вступление самого Казахстана в ВТО застопорилось, партнерство в рамках СВМДА замкнулось на выработке мало к чему обязывающих документов, съезды мировых религий под эгидой Астаны также абстрагировались от действительности.
Второй фактор связан с резкой сменой окружающего фона в экономике, особенно в свете глобального финансового кризиса, и геополитике, особенно в связи с вооруженным конфликтом на Кавказе, перебранкой, устроенной между Россией и НАТО, терактами в Индии, эскалацией напряженности в Ираке и Афганистане, иранским ядерным досье и пр. Все эти вызовы требуют выработки более акцентированной позиции Астаны в своей внешней политике, ибо сейчас усидеть даже на двух стульях вряд ли удастся.
Это ярко иллюстрирует эхо вооруженного конфликта между Россией и Грузией в августе 2008 года, когда казахская дипломатия была поставлена перед весьма сложной дилеммой. С одной стороны, пришлось считаться с настроениями Москвы в качестве ключевого стратегического союзника, с другой — держать в поле зрения мнение Тбилиси и как партнера в рамках СНГ, и как важного экономического клиента, особенно в последние годы. В итоге была избрана половинчатая тактика, правда, с некоторой долей предпочтения в сторону России. В Москве скрыли разочарование по этому поводу, хотя при случае наверняка не преминут напомнить. С Грузией же пришлось свернуть львиную часть прежних контрактов, несмотря на то что за последние три года Казахстан стал инвестором № 1 в Грузии, опередив Турцию и Великобританию и заняв сильные позиции как в банковской сфере, так и в нефтяной инфраструктуре этой страны.
Геополитика, как известно, не приемлет пустот. И Россия эпохи Путина быстро восстанавливает державную мощь, что первыми ощутили на себе постсоветские республики. И многих в СНГ, в том числе Казахстане, испугало агрессивное поведение Кремля, ведь если сегодня это произошло с Грузией, то завтра Россия (не обязательно с помощью военных мер) может так же начать разговаривать с другими странами СНГ. Особенно в условиях фактической дезинтеграции в регионе и с учетом слабо обеспеченной военно-политической, экономической, информационной безопасности. Но и Америка, с Бараком или без, не будет сидеть сложа руки, не говоря о Поднебесной.
Во всем этом и следует искать причины, почему глава государства на ноябрьской 2008 года коллегии МИД поручил разработать новую концепцию внешней политики, призванную подчеркнуть «возрастающую субъектность Казахстана на мировой арене».
Вместе с тем, как заявил глава внешнеполитического ведомства республики Марат Тажин, разговор о новых приоритетах казахстанской дипломатии был вызван также предстоящим в 2010 году председательством страны в ОБСЕ. Но это грозит сделать положение еще более шатким. Новому председателю придется держать двойной удар: во-первых, перед лицом США и Европы пытаться соответствовать «передовым стандартам» в области демократии и прав человека, во-вторых, озвучивать критику Организации в адрес партнеров по СНГ, которые в свое время и продвинули Казахстан на высокий пост. Пост, который не столько сулит почет, сколько налагает повышенные обязательства.
Геополитические контуры в Центральной Азии все еще размыты, а потому и нестабильны. И неопределенность «многовекторности», когда Россия — стратегический союзник, США — стратегический партнер, а Китай — вечный друг и сосед, делает почти любой шаг Астаны чреватым, в противном случае сужает пространство для маневра.

Марат Тажин: "Разговор о новых приоритетах казахстанской дипломатии был вызван также предстоящим председательством страны в ОБСЕ."

А может быть, нейтралитет?

Почему-то еще с советских времен по отношению к Центральной Азии установилось какое-то пренебрежительное отношение. Да и в самой России термин «азиатчина» стал синонимом отсталости и дремучести. Не буду спорить по принципу «сам такой», отмечу лишь, что в этой самой Азии, и Центральной, и Южной, и Юго-Восточной, есть немало того, чему можно и поучиться. Пора избавляться от комплекса «европоцентризма». К примеру, достоин внимания опыт Туркменистана, который, также будучи средней по потенциалу страной, уже в первые годы независимости объявил нейтралитет. И следует признать, туркмены избавились от лишних головных болей, стараясь угодить тому или иному центру силы, надобности постоянно озираться по сторонам. И преспокойно живут, пускай и подвержены известным социальным либо внутренним болезням. Но мы ведь говорим о дипломатии, об оптимальном позиционировании на мировой арене. Всего лишь один факт: имея одну из самых протяженных границ с Афганистаном, Туркменистан за последние 17 лет остается единственной страной, которая не испытывает по этому поводу особого беспокойства. Ну или та же Швейцария образца 1940-х, которая, находясь в самом пекле Второй мировой войны, беззаботно попивала кофе, прикусывая шоколадом. А большие державы, коль выпирают амбиции, пускай бьют себе лбы. Гораздо лучше, как говорят китайцы, уподобиться обезьяне, сверху наблюдающей за схваткой тигров.

Комментарий Михаила Хазина: "Все правильно, если предполагать, что в мире ничего радикально не изменится. А если говорить об уже (!) начавшемся кризисе, то вопрос нужно ставить так: кто из "великих" готов больше дать Казахстану в обмен на лояльность. И тут сразу становится понятно, что это Россия - просто по старой инерции. А нейтральность, в условиях кризиса - это катастрофа!"

Оставить комментарий

Антресоли

ИНТЕГРАЦИЯ СНГ: ИНТЕГРАЦИЯ СНГ:
Редакция Exclusive
29.12.2008 - 16:31
Экзамен на прочность Экзамен на прочность
Редакция Exclusive
29.12.2008 - 16:30
CICA CICA
Редакция Exclusive
04.12.2008 - 22:25
The United Nations - sick doctor The United Nations - sick doctor
Редакция Exclusive
04.12.2008 - 22:25
Obama’s America on the crossroads Obama’s America on the crossroads
Редакция Exclusive
04.12.2008 - 22:25
Банка с пауками Банка с пауками
Редакция Exclusive
02.12.2008 - 11:08
Гора родила мышь Гора родила мышь
Редакция Exclusive
02.12.2008 - 11:08
СВМДА СВМДА
Редакция Exclusive
02.12.2008 - 11:06
Барак Обама: Барак Обама:
Редакция Exclusive
02.12.2008 - 11:06
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33