Пристегните ремни!
Предоставлено Unicorn IFC
Того, что итоги текущего года будут неутешительными, наверное, ожидали все, однако основной вопрос сейчас — как скоро минует «черная полоса»?
Кризис ликвидности на международных рынках капитала, начавшийся в августе 2007 года, вызвал дефицит денежных ресурсов в стране, что привело к замедлению темпов развития экономики. За 9 месяцев текущего года рост ВВП составил +3,9%, за 11 месяцев рост промышленности составил +2,6%, при этом рост обрабатывающей промышленности за последние годы впервые был отрицательным (-1,3%).
В ноябре 2008 года индекс предпринимательской уверенности, характеризующий деловую активность промышленных предприятий, составил +1%. За последние 5 лет это самый низкий уровень.
Внешний долг банковского сектора, рост которого было сложно остановить регуляторам в эпоху «дешевых денег», естественным образом начал снижаться, при этом ставки по кредитам взлетели выше уровня конца 2003 года. По состоянию на 30 июня 2008 года внешний долг БВУ составлял 45,1 млрд долларов США, при этом до конца текущего года им предстояло погасить 9,3 млрд долларов США, в следующем году предстоит погасить 10,5 млрд.
Согласно данным НБ РК, объем кредитов, выданных экономике на октябрь 2008 года, составил 7 286 057 млн тенге, что на 0,38% выше, чем на конец прошлого года. Качество кредитного портфеля ухудшается, по данным АФН, на 1 ноября 2008 года доля безнадежных кредитов в структуре кредитного портфеля БВУ увеличилась с начала года с 1,5 до 3,7%.
Стоит отметить, что, несмотря на ухудшение качества кредитного портфеля и отсутствие его роста, чистый доход банков, связанный с получением вознаграждения, сохраняется на уровне прошлого года. В то же время чистый доход до уплаты подоходного налога существенно снизился, даже ниже уровня 2006 года, что говорит о том, что банки были не в состоянии адекватно и быстро отреагировать на ситуацию, сокращая расходы. Показатели ROA (прибыль на активы) и ROE (прибыль на собственный капитал) снизились до рекордных уровней.
Фондовый рынок в этом году также существенно пострадал, индекс KASE с начала года снизился на 65%, буквально «съев» весь рост, который наблюдался с середины 2005 года.
Итоги неутешительные. Чтобы попытаться ответить на вопрос, сколько продлится такая ситуация, мы посмотрели ряд исследований и попытались найти аналоги. Как показывают исследования ценовых пузырей, наиболее болезненные и затяжные последствия для экономики создают ценовые пузыри в сфере недвижимости. Так, анализ данного феномена («When bubbles burst» by Thomas Helbling and Marco Terrones) в индустриально развитых странах в период после Второй мировой войны показал, что ценовые пузыри на фондовом рынке возникают в среднем один раз в 13 лет, их «сдутие» длится 2,5 года и приводит к сокращению ВВП на 4%. Ценовые пузыри в сфере недвижимости формируются намного реже, однако сдуваются они в два раза дольше, а потери в ВВП в два раза больше, существенно влияя на снижение уровня потребления в стране и на состояние банковской системы, которые обычно в значительной степени подвержены рискам снижения цен на недвижимость (залоги).
Похоже, это как раз наш случай. В Казахстане сложилась ситуация, когда рост денежных агрегатов намного превосходил реальный рост производства. Кроме того, реальный рост заработной платы превышал рост ВВП в течение последних трех лет. В условиях высокого роста нефтегазового сектора и притока нефтедолларов в экономику происходило постепенное накапливание ликвидности в стране. Это накопление и доступ к относительно дешевым зарубежным заимствованиям подстегнули развитие финансового сектора (главным образом банковского), что повлияло на увеличение объемов кредитования. В результате оплата труда (номинальная) населения только с начала 2005-го по конец 2007 года выросла более чем в 2,2 раза. Однако при этом рост промышленного производства составил чуть более 18% за этот период. Реальные доходы населения (номинальные доходы за вычетом инфляции) изменялись фактически с темпом роста промышленного производства. Данный эффект усиливался за счет увеличения кредитования населения банковским сектором (эффект плеча). Поскольку развитие инфраструктуры намного отставало от роста доходов в экономике, а капитализация доходов была необходима для обеспечения прироста стоимости номинальных денег, то такими вложениями выбирались высокодоходные рискованные объекты инвестиций (в частности недвижимость). Кроме того, стоит добавить, что в экономике существует дефицит инвестиций в основной капитал (производственную базу), а также дефицит квалифицированных кадров, что является причиной снижения продуктивности экономики. В результате высокие темпы роста ВВП не обеспечивали качественного роста экономики, а обеспечивались в большей степени спекулятивными инвестициями в основной капитал и связанными операциями, что обеспечило около 30% роста ВВП в 2007 году, а вовсе не увеличившейся продуктивностью труда. Причиной тому стала избыточная ликвидность в экономике, которая начала формироваться с начала 2004 года в результате зарубежных заимствований БВУ и начала исчезать с июня 2007 года.
График наглядно показывает формирование ценового пузыря в сфере жилищного строительства, когда цены на жилье, особенно на вторичное, росли с существенным отрывом от роста себестоимости строительства. При этом население, иными словами — действительная потребность в жилье, выросло за рассматриваемый период на 4,15%.
Резюмируя, текущая рыночная ситуация станет сильным испытанием для казахстанской экономики. Помимо внешних факторов (мировой кризис ликвидности, снижение цен на нефть), в стране существуют и внутренние проблемы — спекулятивный рост цен на недвижимость, существенный долг банковского сектора и сложности с его рефинансированием. В связи с этим мы ожидаем скромных показателей развития экономики в ближайшие 3—5 лет.
Комментарий Михаила Хазина: "Текущие тенденции принципиально изменились. Думаю, нужно дать альтернативный анализ в следующих номерах, потому что без него анализировать ситуацию уже невозможно".