ТЕРПИ, ҚАЗАҚ
Терпение во все времена и у всех народов преподносилось в качестве одного из главных добродетелей. Сколько было придумано пословиц, легенд и афоризмов, превозносящих именно это качество человеческой натуры. Особенно богат в этом смысле казахский фольклор: «Сабырлық түбі - сары алтын» (терпение – золото); «Сабыр қылсаң жетерсің - құдайдың болса берері» (с терпением достигнешь всего с благоволенье Всевышнего); «Сабыр – ақыл серігі» (терпение – спутник ума) и т.д.
Да и, пожалуй, трудно отыскать народ, который нарекал бы своих детей этим словом «Сабыр». Между тем к кротости и смиренности призывают своих последователей все известные мировые религии. Из Библии, к примеру, мы узнаём, что «Бог есть терпение». В Коране терпение упомянуто более чем в 90 случаях. Это число во многом превышает число других черт характера человека, упомянутых в священной книге мусульман. Вот один из аятов Корана: «Обращайтесь за помощью ко мне с терпением и молитвою. Поистине, Аллах – с терпеливыми» (сура "Корова", 153).
И все же иногда, как кажется, мы забываем об истинном значении терпения. Начинаем утрачивать грань между, собственно, терпением и безропотностью, выдержкой и соглашательством, стойкостью и приспособленчеством. Становится очень сложно понять, когда терпение - это - сила, а когда - слабость? Поддавшись очарованию, мы не замечаем, что терпение превращается в своего рода трусость или неохотное принятие истины. Чувствуем, что, раз ничего больше не остается, придется терпеть.
Впрочем, если, присмотреться к трактовке все тех же священных писаний, обнаруживается, что терпение есть, прежде всего, твердость и непоколебимость перед лицом трудностей, бед и различных жизненных обстоятельств. Ислам, в частности не приемлет безосновательных утверждений тех, кто считает, что терпение - это безропотное перенесение несчастья, смирение с униженностью и покорность перед поражениями. Напротив, Ислам стремится воспитать в своих приверженцах твердый дух, который не будет сломлен в тяготах, который будет верен своему Творцу в любых испытаниях. Мусульманские ученые издавна разделяли терпение на три части:
1.Терпение в повиновении Всевышнему Аллаху, когда верующий несмотря ни на что терпеливо исполняет наложенные на него Творцом обязательства.
2.Терпение в отказе от греха, когда верующий борется со своими страстями и желаниями, не давая им в момент их пробуждения захватить себя.
3.Терпение в трудностях, когда верующий терпеливо переносит различные жизненные невзгоды, природные катаклизмы, потери и поражения.
Однако терпению, равно как и всем чертам нашего поведения, присущи рамки, условия, при которых оно либо крепнет, либо напротив иссякает. Один из выдающихся мыслителей Востока Абуль Фарадж писал по этому поводу: «Терпение — прекрасное качество, но жизнь слишком коротка, чтобы долго терпеть». Под этим он подразумевал некий предел, за которым терпенье может обретать совершенно иной выхлоп. И главный вопрос заключается не только в том, во имя чего или кого, но и на основе чего? Если терпение зиждется на базе веры и знания - это сила, если на базе страха - слабость. Здесь нельзя не вспомнить английского поэта Джона Драйдена: " Ничем так не вредно злоупотреблять, как чужим терпением. Бойся гнева терпеливого человека».
Наконец, терпение при искаженном понимании имеет свойство развращать. Мартен дю Гар заметил: "Терпение — хорошее качество, но со временем оно делает нас равнодушными». Продолжая логический ряд, уже Альберт Эберхард писал: «Не бойся врагов - в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей - в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство».