Глубина падения
Мировой авторынок показал небывалое падение продаж, скатившись к показателям 25—30-летней давности. Разумеется, положение дел в мировой индустрии не обошло стороной и авторынок Казахстана.
Високосный 2008 год запомнится казахстанским автомобилистам не только сумасшедшим колебанием стоимости топлива (как бензина, так и солярки), от роста до 160 тенге и до спада до 57 тенге, но и рядом других объективных и субъективных противоречий.
В связи с тем, что столь глубокое падение рынка не прогнозировалось его участниками, практически все импортеры и дилеры подошли к IV кварталу 2008 года со складами, существенно превышающими потенциал падающего рынка, а цены на автомобили не соответствовали ухудшившимся возможностям потребителей. Следствием этого во многих случаях стали неожиданный спад продаж, затоваривание складов и вынужденное снижение цен.
Объемы продаж автомобилей в июле—августе упали на рекордные 40%. Но в последние месяцы 2008 года ситуация на автомобильном рынке несколько поправилась. Так, в сентябре — минус 33%, октябрь — снова падение, минус 39%, ноябрь — минус 35%, декабрь — минус 25%.
В итоге ситуация по 2008 году выглядит следующим образом. Всеми официальными дилерами было реализовано 22 480 автомобилей, это на 32,4% меньше, чем в 2007 году.
Несмотря на потери — минус 41,69% по сравнению с 2007 годом, — традиционно лидером по продажам остается марка «Toyota» — 5 665 машин. Самыми востребованными моделями стали «Toyota Land Cruiser» 100 и 200 — 1414 машин, а на второе место вышла «Corolla» — 1338 машин.
С большим отставанием от лидера следует марка «Uz-Daewoo» — 2660 единиц (минус 48,85%). Абсолютный лидер не только среди марки, но и во всем классе — нестареющая «Nexia» — 1648!
И главной положительной сенсацией прошедшего года стал бренд «Mitsubishi» — 2361 автомобиль, это плюс 20% к итогу 2007 года. Лучше всех продавалась модель «Pajero» — 695 автомобилей. Если тенденция к росту сохранится и в наступившем году, то у марки есть все возможности подняться как на второе, так и на первое место.
Четвертым, сохранив за собой эту позицию, в итоговой таблице следует Volkswagen — 2150 (минус 12,74% по отношению к 2007 году). Основные продажи пришлись на модели «Passat» — 601 машина и «Touareg» — 544 автомобиля. Закончить 2008 год с таким «минусом» — это практически положительный показатель.
Пятую строчку в нашем обзоре занимает марка «Hyundai» — 2046 машин (минус 25,44%). Лидером продаж является Tucson — 572 автомобиля. Довольно сложно объяснить, почему с третьей строчки по итогам 2007 года марка опустилась на пятое.
На шестой позиции закончил год Nissan с 1534 автомобилями (минус 20,89%). Лучше всех продавалась модель «447 Qashqai». У марки в Казахстане огромный потенциал, что подтверждают рекордные продажи в России.
Марка «Subaru» c 9-го места в 2007 году поднялась на два пункта и в итоге закрепилась на почетной седьмой строчке. По сравнению с провалом многих минус 12,92% выглядит довольно успешно. Лидер продаж — Forester, 495 машин.
Chevrolet DAT в 2007 году замыкала список марок, входящих в десятку лучших. По итогам 2008 года она поднялась на две позиции и находится на восьмом месте рейтинга. Lacetti — 437, плюс 1%.
Chevrolet Niva опустилась на два пункта, переместившись на девятую строчку по сравнению с 2007 годом, — 840 машин, минус 44,33%.
Skoda также уступила 2 позиции, упав с восьмой строки на десятую. Минус 50,10%. Лидер продаж Octavia Tour — 506 автомобилей.
Самый большой прирост в 2008 году показала южно-корейская марка «SsangYong» — плюс 43,75%.
Самое сильное отступление от своих позиций продемонстрировала марка «Fiat» — минус 66,18%, и говорить об улучшении дел в Казахстане у итальянского производителя пока смысла нет.
Из большой «немецкой тройки» больше всех потеряла Audi — минус 64,48%, реализовав 92 машины. Наименьшие потери понесла марка «BMW» — минус 36,25% с итогом 153 автомобиля. Mercedes же, заняв общее первое место среди конкурентов-соотечественников, тем не менее потерял по сравнению с 2007 годом 43,78%, продав 167 машин.
Среди компаний-дилеров лидирует КМК «Астана Моторс» с 38%-ной долей рынка.
На втором месте — «Меркур Авто», 32%.
И по 10% оставили за собой компании «Бипэк Авто» и «Тойота Жетысу», равно как и все остальные дилеры — у них всех вместе также 10%.
Следует отметить, что самым быстрорастущим классом в 2008 году стал класс С (модели «Mitsubishi Lancer», «Volkswagen Golf», «Hyundai Elantra», «Ford Focus»), благодаря положительному соотношению продаж по отношению к 2007 году.
2008 год, несмотря на кризисные перипетии и общий спад продаж, все же успел порадовать казахстанцев новинками. Так, на рынке появились совершенно новые модели «Subaru Forester», «Peugeot 308», «Mercedes GLK», «Hyundai Veracruz», «BMW» 7-й серии и Х6, обновленные «Nissan Teana», «Nissan Tiida» и «Daewoo Nexia».
Каким будет 2009 год?
Во-первых, о хорошем. В 2009 году планируется начало продаж автомобилей Subaru Legacy, BMW Z4, Volkswagen Golf 6, Nissan Qashqai +2, Hyundai i30, Volkswagen Passat CC, Toyota Prado, Toyota Avensis, Mercedes E-class, Opel Insignia, Chevrolet Cruze. А это значит, что, несмотря на трудности, рынок не стоит на месте и продолжает поступательное движение.
Во-вторых, о проблемах. Для многих автомобильных средств массовой информации это будет крайне тяжелый год, и связано это, безусловно, с сокращением рекламных бюджетов автомобильных компаний. Так что желаем всем коллегам выстоять и стать сильнее в 2009 году!
В-третьих, прогноз. Начало года, в частности январь 2009-го, показал, что тяжелые времена для казахстанского авторынка еще не прошли. По сравнению с январем 2008 года (1607 автомобилей) в январе 2009-го продано 862 машины — это минус 46,36%. А следовательно, всем предстоит большая работа по преодолению кризисных явлений в отдельно взятой стране и отдельно взятом секторе рынка. Так же, как и в прошлом году, существуют как оптимистический, так и пессимистический прогноз, но объединяет их одно — падение спроса и падение количества продаж.
Оптимистический прогноз: падение рынка на 10—12%. Данный прогноз может быть реализован при нескольких условиях:
1) в случае принятия правительственного решения о запрете ввоза подержанных машин старше 7 лет;
2) если правительство откажется от планов повышения таможенных пошлин для новых автомобилей, поставляемых официальными дилерами;
3) если работа дилеров и дистрибьюторов станет более профессиональной.
Пессимистический прогноз: падение продаж на 30—40%. Прогноз может быть состоятелен в том случае, если официальному рынку не будет оказана поддержка.
Аналитическая служба журнала «Салон Авто»*
Комментарий:
Цифры, которые приводит журнал «Салон Авто», считаю единственными объективными, потому что они признаются и подтверждаются письменно всеми официальными дилерами. В некоторых СМИ в последнее время участились заявления «БИПЭК АВТО» (дилера «Азия авто»), что они лидеры рынка, но они вводят общество в заблуждение. Приводя собственную статистику, они учитывают автомобили российского производства, которые ввозятся в Казахстан совсем по другим таможенным пошлинам, нежели европейские или американские машины, а правильнее сказать, что вообще без таможенных пошлин. Для них действует упрощенный ввоз. Мы говорим об официальном, «белом» рынке импортных автомобилей. Тот же подход, без учета «ВАЗов» и других российских марок, при подсчете продаж действует в России на протяжении 15 лет, то есть с самого начала ведения статистики. Поэтому цифры, которые приводит журнал «Салон Авто», полностью объективны, что подтвердили на круглом столе официальные дилеры.
Нурлан Смагулов, независимый редактор