Железный конь
Асель Асхатова
Первые самодвижущиеся экипажи появились в городе Верном в начале ХХ века, по оказии. В то время экспедиции автопутешественников в Центральную Азию зачастую заканчивались в Семиречье, из-за банального отсутствия топлива и запчастей. Брошенные авто играли в Верном роль аттракциона — на большие праздники их запрягали лошадьми и катали горожан.
Говорят, что в 1907 году в городе насчитывалось всего два авто, способных передвигаться самостоятельно. И надо же было так случиться, что эти чуда техники, которых сопровождала гурьба босоногой ребятни, угораздило врезаться друг в друга на пересечении современных улиц Ауэзова и Толе би! Видимо, этот инцидент и подвинул принять в 1909 году правила дорожного движения. Управляющего экипажем обязывали уступать дорогу «…крестным ходам и похоронам, иным процессиям, пожарным обозам, проходящим частям войск, арестантским партиям». Скорость движения экипажей ограничивалась 12 верстами в час (1верста = 1066,781 метра).
Что касается грузо-пассажирского транспорта, то первые его образцы появились благодаря инициативе коммерсанта из Токмака Бабахана Нурмухаммедбаева. В начале 1906 года он поднял вопрос об автосообщении между городами и весями Семиреченской области. Автомобиль господина Бабахана прошел испытание на пробеге Верный—Узунагач (тогда называвшийся селом Казанско-Богородское). Новое дело вызвало к жизни создание материально-технической базы, строительство складов горюче-смазочных материалов, подготовку кадров. До революции в Верном существовали склады «Братья Нобель», автомастерская и курсы шоферов Карпа Овчарова. Вместе с первым автомобилем марки «Берлие» с московского сборочного завода кузовов «Бр. Крыловы» Бабахан доставил в Верный и первого шофера — 25-летнего крестьянина Лифляндской губернии Иоганна Рейнвальда. Он стал не только личным водителем купца Бабахана, но и совладельцем новорожденной автокомпании, которая занималась перевозкой грузов и пассажиров в Кульджу и Чугучак (СУАР), Западный Китай и Монголию.
Но лошадь, вол или просто ишак еще долго оставались основным средством передвижения жителей Семиречья. «Железный конь» стал массовым только с момента объявления Алма-Аты столицей Казахской Советской Социалистической Республики.
Понятно, что прерогатива иметь авто была у чиновников и партийных боссов. Потихоньку налаживался общественный транспорт. Первое такси появилось в городе в конце 1937 года. Месяцами позднее такси стали самостоятельной автобазой из десяти отечественных машин марки М-1. В народе их прозвали «молотовец» или «эмка». Особым постановлением правительства отечественные машины должны были вытеснить иностранные марки автомобилей, по крайней мере в крупных и столичных городах Союза. Извозчики столицы советского Казахстана работали с раннего утра и до полуночи со стоянок станции Алма-Ата-1, улицы Ильича и перекрестка Горького и Фурманова. Правда, вскоре работа такси была прервана в связи с военным временем и возоб-новилась только в 1948—49 годах. Вместе с тем после окончания Великой Отечественной войны в Алма-Ате появилось изрядное количество трофейных авто немецкого производства.
В начале 1950-х началась продажа автомобилей населению. Счастливыми обладателями «москвичей» и «побед», проданных по баснословным по тем временам ценам магазином «Автомотовелосбыт», что на перекрестке нынешних улиц Фурманова и Гоголя, стал 21 человек. Мальчишки со всего города сбегались поглазеть на лакированных красавцев и их именитых хозяев — высокопоставленных чиновников, известных деятелей науки, литературы и искусства. Газеты того времени под радужными заголовками типа «Автомобиль прочно входит в быт советского человека» давали обширные интервью с певицей Жамал Омаровой, режиссером Канабеком Байсеитовым, композитором Евгением Брусиловским, терапевтом Григорием Удинцевым, геологом Михаилом Русаковым, на фотографиях сидящих за рулем новеньких лимузинов.
Среди новинок алмаатинского транспорта более полувековой давности, между прочим, были и первые три снегоочистительные машины, полученные горкомхозом из Москвы, а также 17 мотоциклов марки КИ-1Б и 10 мотоциклов марки «Москвич».
Комментарий:
Ваш независимый редактор так же трепетно относится к истории автомобилей в Казахстане, и вообще болею темой ретро авто. Десять лет назад я купил в Ташкенте «Волгу» ГАЗ-21УС 1968 года выпуска в очень хорошем состоянии. Мы полгода восстанавливали ее в «Тойота центре»: искали оригинальные детали и восстанавливали ламповое радио. Этот автомобиль в некоторых моментах даже превосходит оригинал. Превосходит не в том, что привнесены новые элементы, нет. Просто в нем все доведено до совершенства! Например, кузов полностью пролужен и окрашен современной краской.
Автомобиль для казахов, русских и людей других национальностей, живущих в Казахстане, всегда был мерилом свободы, мерилом достатка, и я рад, что до сих пор такое отношение остается. Это как отношение к хорошему скакуну. В последнее время мужчины и женщины следят за автомобильной модой, живо интересуются новинками, хорошо разбираются в современных автомобилях. Казахстан славится тем, что мы — одна из немногих стран СНГ, где проходят громкие презентации автомобилей престижных марок и на наших улицах можно увидеть как раритетные, так и очень яркие современные экземпляры. Этим можно гордиться. История появления автомобилей в Алматы, в Казахстане очень интересная. Предлагаю и дальше развивать эту тему и рассказывать о каких-то особенных автомобилях, их уникальной истории!
Нурлан Смагулов, независимый редактор