суббота, 21 сентября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Железный конь

Асель Асхатова

Первые самодвижущиеся экипажи появились в городе Верном в начале ХХ века, по оказии. В то время экспедиции автопутешественников в Центральную Азию зачастую заканчивались в Семиречье, из-за банального отсутствия топлива и запчастей. Брошенные авто играли в Верном роль аттракциона — на большие праздники их запрягали лошадьми и катали горожан.
Говорят, что в 1907 году в городе насчитывалось всего два авто, способных передвигаться самостоятельно. И надо же было так случиться, что эти чуда техники, которых сопровождала гурьба босоногой ребятни, угораздило врезаться друг в друга на пересечении современных улиц Ауэзова и Толе би! Видимо, этот инцидент и подвинул принять в 1909 году правила дорожного движения. Управляющего экипажем обязывали уступать дорогу «…крестным ходам и похоронам, иным процессиям, пожарным обозам, проходящим частям войск, арестантским партиям». Скорость движения экипажей ограничивалась 12 верстами в час (1верста = 1066,781 метра).
Что касается грузо-пассажирского транспорта, то первые его образцы появились благодаря инициативе коммерсанта из Токмака Бабахана Нурмухаммедбаева. В начале 1906 года он поднял вопрос об автосообщении между городами и весями Семиреченской области. Автомобиль господина Бабахана прошел испытание на пробеге Верный—Узунагач (тогда называвшийся селом Казанско-Богородское). Новое дело вызвало к жизни создание материально-технической базы, строительство складов горюче-смазочных материалов, подготовку кадров. До революции в Верном существовали склады «Братья Нобель», автомастерская и курсы шоферов Карпа Овчарова. Вместе с первым автомобилем марки «Берлие» с московского сборочного завода кузовов «Бр. Крыловы» Бабахан доставил в Верный и первого шофера — 25-летнего крестьянина Лифляндской губернии Иоганна Рейнвальда. Он стал не только личным водителем купца Бабахана, но и совладельцем новорожденной автокомпании, которая занималась перевозкой грузов и пассажиров в Кульджу и Чугучак (СУАР), Западный Китай и Монголию.
Но лошадь, вол или просто ишак еще долго оставались основным средством передвижения жителей Семиречья. «Железный конь» стал массовым только с момента объявления Алма-Аты столицей Казахской Советской Социалистической Республики.
Понятно, что прерогатива иметь авто была у чиновников и партийных боссов. Потихоньку налаживался общественный транспорт. Первое такси появилось в городе в конце 1937 года. Месяцами позднее такси стали самостоятельной автобазой из десяти отечественных машин марки М-1. В народе их прозвали «молотовец» или «эмка». Особым постановлением правительства отечественные машины должны были вытеснить иностранные марки автомобилей, по крайней мере в крупных и столичных городах Союза. Извозчики столицы советского Казахстана работали с раннего утра и до полуночи со стоянок станции Алма-Ата-1, улицы Ильича и перекрестка Горького и Фурманова. Правда, вскоре работа такси была прервана в связи с военным временем и возоб-новилась только в 1948—49 годах. Вместе с тем после окончания Великой Отечественной войны в Алма-Ате появилось изрядное количество трофейных авто немецкого производства.
В начале 1950-х началась продажа автомобилей населению. Счастливыми обладателями «москвичей» и «побед», проданных по баснословным по тем временам ценам магазином «Автомотовелосбыт», что на перекрестке нынешних улиц Фурманова и Гоголя, стал 21 человек. Мальчишки со всего города сбегались поглазеть на лакированных красавцев и их именитых хозяев — высокопоставленных чиновников, известных деятелей науки, литературы и искусства. Газеты того времени под радужными заголовками типа «Автомобиль прочно входит в быт советского человека» давали обширные интервью с певицей Жамал Омаровой, режиссером Канабеком Байсеитовым, композитором Евгением Брусиловским, терапевтом Григорием Удинцевым, геологом Михаилом Русаковым, на фотографиях сидящих за рулем новеньких лимузинов.
Среди новинок алмаатинского транспорта более полувековой давности, между прочим, были и первые три снегоочистительные машины, полученные горкомхозом из Москвы, а также 17 мотоциклов марки КИ-1Б и 10 мотоциклов марки «Москвич».

Комментарий:
Ваш независимый редактор так же трепетно относится к истории автомобилей в Казахстане, и вообще болею темой ретро авто. Десять лет назад я купил в Ташкенте «Волгу» ГАЗ-21УС 1968 года выпуска в очень хорошем состоянии. Мы полгода восстанавливали ее в «Тойота центре»: искали оригинальные детали и восстанавливали ламповое радио. Этот автомобиль в некоторых моментах даже превосходит оригинал. Превосходит не в том, что привнесены новые элементы, нет. Просто в нем все доведено до совершенства! Например, кузов полностью пролужен и окрашен современной краской.
Автомобиль для казахов, русских и людей других национальностей, живущих в Казахстане, всегда был мерилом свободы, мерилом достатка, и я рад, что до сих пор такое отношение остается. Это как отношение к хорошему скакуну. В последнее время мужчины и женщины следят за автомобильной модой, живо интересуются новинками, хорошо разбираются в современных автомобилях. Казахстан славится тем, что мы — одна из немногих стран СНГ, где проходят громкие презентации автомобилей престижных марок и на наших улицах можно увидеть как раритетные, так и очень яркие современные экземпляры. Этим можно гордиться. История появления автомобилей в Алматы, в Казахстане очень интересная. Предлагаю и дальше развивать эту тему и рассказывать о каких-то особенных автомобилях, их уникальной истории!

Нурлан Смагулов, независимый редактор

Оставить комментарий

Антресоли

Родом с неба Родом с неба
Редакция Exclusive
Пять вопросов Пять вопросов
Редакция Exclusive
Чем живет Чем живет
Редакция Exclusive
Десятка самых Десятка самых
Редакция Exclusive
Взгляд из Астаны Взгляд из Астаны
Редакция Exclusive
Кризис показал, Кризис показал,
Редакция Exclusive
Правый эксперимент Правый эксперимент
Редакция Exclusive
Мужской бизнес Мужской бизнес
Редакция Exclusive
Хроники отечественного автопрома Хроники отечественного автопрома
Редакция Exclusive
Девальвация доверия Девальвация доверия
Редакция Exclusive
Повышение таможенных пошлин на импорт автомашин Повышение таможенных пошлин на импорт автомашин
Редакция Exclusive
Глубина падения Глубина падения
Редакция Exclusive
ProЯзык ProЯзык
Редакция Exclusive
Новая кровь Новая кровь
Редакция Exclusive
Газовая удавка Газовая удавка
Редакция Exclusive
Ислам в центральной Азии Ислам в центральной Азии
Редакция Exclusive
Кто открыл ящик Пандоры? Кто открыл ящик Пандоры?
Редакция Exclusive
Рожденный побеждать Рожденный побеждать
Редакция Exclusive
С надеждой и достоинством С надеждой и достоинством
Редакция Exclusive
Демагог или спаситель? Демагог или спаситель?
Редакция Exclusive
Взгляд Взгляд
Редакция Exclusive
Идея идее рознь Идея идее рознь
Редакция Exclusive
Гимн как отражение Гимн как отражение
Редакция Exclusive
Национальная идея есть! Национальная идея есть!
Редакция Exclusive
Национальная идея: Национальная идея:
Редакция Exclusive
Труд ничего не создал, все создала идея Труд ничего не создал, все создала идея
Редакция Exclusive
И де я нахожусь? И де я нахожусь?
Редакция Exclusive
ЭРА встретившихся рук ЭРА встретившихся рук
Редакция Exclusive
Казахстан—2008: Казахстан—2008:
Редакция Exclusive
ВЕЛИКИЙ МАЛЕНЬКИЙ ДЭН ВЕЛИКИЙ МАЛЕНЬКИЙ ДЭН
Редакция Exclusive
В группе В группе
Редакция Exclusive
Кто на новенького? Кто на новенького?
Редакция Exclusive
Пристегните ремни! Пристегните ремни!
Редакция Exclusive
ИНТЕГРАЦИЯ СНГ: ИНТЕГРАЦИЯ СНГ:
Редакция Exclusive
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33