Экономическая модель для гендерного равенства
Гендерная дискриминация вновь на повестке дня всего мира. Марши протеста и вирусные кампании в социальных сетях, женщины во всем мире требуют прекратить сексуальные домогательства, надругательства, фемицид и неравенство.
Но, даже несмотря на успех движения #MeToo и #TimesUp в повышении осведомленность общественности, борьба за паритет еще далека от своего завершения. Расширение прав и возможностей женщин и девочек является ключом к достижению всех 17 Целей устойчивого развития ООН к 2030 году. Однако, гендерная дискриминация до сих пор остается серьезным препятствием на пути к глобальному прогрессу, и особенно острый характер она носит на рабочем месте.
Согласно данным Catalyst, некоммерческим наблюдателем за управляющими компаний, на сегодняшний день только 5% компаний S&P 500 возглавляют женщины. Этот удручающий показатель тем более примечателен, если учесть, что согласно опросу Международной организации труда (МОТ), 73% глобальных фирм якобы ведут политику равных возможностей. Более того, несмотря на то, что исследования показывают четкую связь между гендерным балансом компаний и их финансовым положением, женщины занимают менее 20% мест в управляющих советах крупнейших компаний мира.
Решение таких недостатков является как экономическим, так и моральным императивом. В докладе Глобального института McKinsey от 2015 года было установлено, что, если женщины и мужчины играли бы “одинаковую роль на рынках труда”, к 2025 году к глобальной экономике прибавилось бы 28 триллионов долларов. Этот глобальный выигрыш могли бы дополнить выгоды для отдельных компаний. Фирмы с более высоким гендерным равенством являются более инновационными, щедрыми и прибыльными. Но при нынешнем показателе расширения прав женщин, чтобы закрыть гендерный разрыв потребуется почти 220 лет. Мир не может позволить себе так долго ждать; нам необходим новый подход.
Чтобы помочь компаниям наметить путь по трудоустройству, удерживанию и продвижению женщин-сотрудников, мы присоединяемся на этой неделе к более чем 400 мировым лидерам бизнеса и представителям правительств в Сантьяго, Чили на Четвертом Глобальном форуме по вопросам Бизнес в области гендерного равенства. Встреча – организованная Чилийским правительством и Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) в партнерстве с МОТ и Женщины ООН – подчеркнет важность гендерного равенства в частном секторе.
Одним из решений, которое будет включено в повестку дня, является поддерживаемая ПРООН программа сертификации получения почетного знака “Равенства мужчин и женщин”, уникальная инициатива, которая сертифицирует компании, устранившие разрывы в оплате труда, увеличившие число женщин на руководящих должностях и приложившие усилия к прекращению сексуальных домогательств на работе.
Сегодня эти компании, сертифицированные ПРООН, лидируют в создании более сбалансированной глобальной рабочей силы. Например, Чилийская государственная компания по добыче меди, Codelco, расширяет свои ряды сотрудников-женщин и повышает производительность в этом процессе. Аналогичным образом, Banco Nacional в Коста-Рике продвигает десятки женщин на руководящие должности; банк в настоящее время является ведущим региональным провайдером оказывающим финансирование женщинам -предпринимателям. А в Канаде Scotiabank использовал программу наставничества для женщин, чтобы стать одной из самых гендерно-сбалансированных компаний в этой отрасли. Наша надежда заключается в том, что многие другие фирмы будут стремиться к сертификации гендерного равенства, возможно, даже озвучат свои намерения на этой неделе.
Другой инициативой, которая будет обсуждаться, являются Принципы расширения прав и возможностей женщин, комплекс оперативных руководящих принципов, разработанных Женщины ООН и Глобальным договором ООН, который воплощает экономическое обоснование гендерного равенства. Более 1700 руководителей одобрили эти принципы, в рамках данной инициативы, почти 300 компаний в 61 стране воспользовались бесплатным механизмом по анализу гендерных различий, чтобы помочь менеджерам внедрить их на рабочем месте.
Безусловно, глобальные встречи, системы сертификации и бесплатное программное обеспечение являются лишь частью решения. Женщины по-прежнему несут несоразмерное бремя домашних обязанностей, а давление, вытекающее из социальных и культурных норм, часто лишает их возможности посещать школу, начать бизнес или участвовать в общественной жизни. Более того, женщины, которые имеют оплачиваемую работу за пределами дома, находятся по другую сторону гендерного разрыва в оплате труда, который в среднем составляет 23%, что свидетельствует о том, что равенство заключается не только в возможностях.
Предприятия, сообщества и семьи должны вместе работать над тем, чтобы обеспечить равные возможности. К счастью, цена бездействия слишком высока для любого бизнеса - и экономики в целом – чтобы ее нести, поэтому мы с оптимизмом смотрим на то, что устранение гендерной дискриминации на работе возможно. Когда компании ставят расширение прав и возможностей женщин на центральное место в своих бизнес-стратегиях, рост и равенство могут стать взаимодополняющими, чтобы охватить всех и каждого.
Ахим Штайнер, Администратор Программы развития Организации Объединенных Наций. Фумзиле Мламбо-Нгкука, Исполнительный директор Женщины ООН.
Copyright: Project Syndicate, 2018. www.project-syndicate.org