Мораторий по-казахски
Президент Нурсултан Назарбаев подписал Указ о кардинальных мерах по улучшению условий для развития предпринимательской деятельности.
- Согласно указу, до 1 января 2015 года начиная со 2 апреля я объявляю мораторий на проведение проверок субъектов малого и среднего бизнеса. Я поручил правительству принять ряд конкретных мер в целях дальнейшего улучшения условий для ведения бизнеса казахстанцами, – сказал глава государства.
Нурсултан Назарбаев сообщил о мерах, которые будут приняты в сфере совершенствования государственного контроля.
– Будет отменена практика плановых проверок, – сообщил президент. – Государственными органами по согласованию с моей администрацией будет разработана объективная, соответствующая мировым стандартам система определения проверок. Согласно этой системе, с 1 января 2015 года проверкам будут подвергаться только те предприниматели, у которых действительно высокая вероятность нарушения законодательства. Если предприниматель выполняет все требования закона, проверяющие органы не должны приходить к нему вообще.Глава государства отметил предстоящий кардинальный пересмотр формата проведения проверок, в результате чего общее количество требований к предпринимателям сократится более чем на 30%. Для этого правительству необходимо пересмотреть все регламенты проведения проверок.Нурсултан Назарбаев также подчеркнул необходимость законодательного закрепления добровольного страхования перед третьими лицами как альтернативы проверкам.
Президент Казахстана сообщил, что с 1 января 2015 года будет упрощена процедура ликвидации субъектов малого и среднего предпринимательства, с которой связано около трети всех проверок в стране.
Глава государства также отметил, что Генеральная прокуратура будет предоставлять Национальной палате предпринимателей доступ к информации о проверках в отношении бизнеса.
– Это позволит повысить прозрачность работы проверяющих органов и обеспечит эффективность общественного мониторинга, – сказал Нурсултан Назарбаев.
Будет завершена автоматизация выдачи разрешений, и не менее 140 их видов перейдут в электронный формат. Кроме того, должны быть упрощены процедуры регулирования в сфере строительства.
– Я поручил правительству на 50% сократить процедуры предоставления и изменения целевого назначения земельных участков, а также выдачи разрешений на строительство и подключение к инженерным системам, – отметил глава государства. – С 1 января 2015 года срок оформления земельного участка должен составлять не более 30 дней.
Неэффективные, громоздкие и потерявшие актуальность акты государственных органов будут поставлены на утрату, а внутренние процедуры центральных и местных исполнительных органов по оказанию услуг населению также будут пересмотрены.
– До 1 июня текущего года правительство совместно с Национальной палатой предпринимателей должно провести полную ревизию соответствующего законодательства, – сказал президент Казахстана. – Для удобства бизнеса в проекте предпринимательского кодекса должны быть консолидированы все нормы законов о государственном регулировании предпринимательской деятельности. Будет законодательно закреплен принцип регуляторного воздействия, принятого в странах ОЭСР, и в Казахстане будет введен новый институт бизнес-омбудсмена. Его основная задача – защита прав предпринимателей.
Глава государства подчеркнул, что указанные меры потребуют законодательных изменений.
– Правительство до 1 апреля 2014 года должно внести в парламент проект закона по вопросам разрешений и уведомлений, до
1 сентября 2014 года – проект закона по кардинальному улучшению условий для предпринимательской деятельности, до
1 января 2015 года – проект закона по вопросам деятельности саморегулируемых организаций.
Комментарий Exclusive:
Забота правительства о субъектах малого и среднего бизнеса впечатляет. Десятки госорганов на протяжении всех лет Независимости тем и заняты что поддержкой отечественных предпринимателей. По числу принятых законов, указов, постановлений и нормативных актов Казахстан в этой сфере, наверняка, впереди платы всей. Однако данные меры не сильно выправили ситуацию, местами даже наоборот.
На сегодня главными проблемами предпринимательства в Казахстане является: преобладание сырьевого экспорта, неразвитый пласт предприятий, выпускающих продукцию с добавленной стоимостью. Доля продукции, выпускаемой субъектами малого и среднего бизнеса в ВВП сохранилась на среднем уровне 15-16 %. Для сравнения: в развитых экономиках этот показатель равен 50-70%. Также, экспертами отмечаются ряд факторов, тормозящих развитие МСП в Казахстане: слабая информированность населения, высокие кредитные ставки для предпринимательства и, разумеется, административные барьеры.
Что до последнего фактора, государство не впервые вводит мораторий на проверки субъектов МСБ. Прежде особый режим действовал с 1 января по 1 октября 2003 года, затем с 17 февраля по 1 июля 2009 года. И всякий раз он должен был действовать до тех пор, пока механизмы проверок, а также разрешительные процедуры, не будут упорядочены. Ожидалось также, что мораторий поможет небольшим компаниям «удержаться на ногах» в период кризисов. Например, в 2009 году требовалось привести в соответствие с законом «О частном предпринимательстве» около 80 нормативных актов. Что и было сделано. В 2012 году был разработан закон о дополнительном сокращении еще на 30% количества лицензий и разрешительных документов для МСБ. Сейчас планируется дальнейшее сокращение адмбарьеров.
Возникает вопрос: сколько надо было ввести препон в начале пути, что, несмотря на регулярные зачистки, они продолжают угнетать предпринимательство. Ощущение, что одной рукой подобные барьеры убираются, другой - вводятся новые и еще более изощренные. В чем-то напоминает столь же частые кампании по снижению административных расходов и сокращению количества бюрократов, когда по их итогам их становилось еще больше. Потому не в мораториях по большому счету дело, а в обеспечении прозрачности решений, ухудшающих бизнес-климат. Безусловно, главным бичом всех программ развития, включая поддержку МСБ, выступает коррупция. Наконец, нужно в принципе менять отношение государственных органов к предпринимателям как к "дойной корове". Об этом не раз предупреждал сам глава государства: Проверяющие органы не должны "как саранча" налетать с проверками на субъекты малого и среднего бизнеса после завершения действия моратория". По примеру развитых стран, МСБ резонней рассматривать как " священную корову", которая при грамотном подходе превратится в кормильца всей страны.
Мировой опыт
Малый бизнес в США
Малый бизнес в США начал свое развитие еще в эпоху Великой Депрессии, поэтому его уровень остается стабильно высоким. Федеральные программы, которые только еще начинают разрабатываться в некоторых странах, в США датируются аж 1932 годом. В это время после времен Великой Депрессии начали государство стало субсидировать малые предприятия, пострадавшие в результате войны. В то время именно малый бизнес обеспечивал в США создание рабочих мест, подчеркивая свою важную социальную значимость В 1953 году в США создается Федеральное агентство – Администрация по делам малого бизнеса США, которая по сей день отстаивает и защищает интересы малого бизнеса на правительственном уровне. Причем филиалы данной организации находится во всех крупнейших городах, таким образом, политика поддержки малого бизнеса распространяется на все штаты, а не только на основные экономические центры США. Основные задачи Администрации по делам малого бизнеса и его филиалов:
помощь в получении кредита для бизнеса;
техническая и информационная поддержка малого бизнеса в США; предоставление гарантий по кредитам для бизнеса; непосредственное субсидирование и кредитование малого бизнеса за счет средств собственного бюджета.
В США очень четко развита система критериев, по которой определяется малый бизнес. Эти критерии зависят от вида деятельности малого предприятия и отрасли, в которой оно работает. В одних сферах определяющим является количество работающих на предприятии человек, в других – оборот и прибыль.
Помимо Федерального агентства для соблюдения правового законодательства в отношении предприятий малого бизнеса создан специальный Адвокатский отдел, который отстаивает интересы бизнеса в суде и Конгрессе. Власти США в своей концепции развития экономики отводят малому бизнесу одну из главных ролей. В докладах министров правительства США постоянно проскальзывает одна и та же мысль, что малый бизнес – важный рычаг оздоровления всей экономики в целом.
Уже здесь наглядно прослеживается отличия в развитии малого бизнеса в США. В нашей стране государство только сейчас стало обращать внимание на малый бизнес, а предприятия малого бизнеса были вынуждены в свое время самостоятельно развиваться, выживать, уходя от уплаты налогов и т.д. В то время как в США уже давно малый бизнес изначально является приоритетным направлением экономики на государственном уровне. Опыт США в создании различных программ малого бизнеса очень ценен, причем все программы реально работают, предусмотрены конкретные механизмы их реализации.
Малый бизнес в Испании
Малый бизнес Испании начал формироваться и активно развиваться в 70-е годы. Высокие экономические показатели были достигнуты благодаря высокой степени развития малого бизнеса. Малые предприятия помогли избавить страну от безработицы, способствовали общему подъему.
Доля предприятий малого бизнеса Испании в некоторых отраслях доходит до 80% (сельское хозяйство), в остальных отраслях – в среднем 25-30% (строительство, промышленность, судостроение). Основные отрасли предприятий малого бизнеса – это, в первую очередь, агропромышленный комплекс (сельское хозяйство, зерно), черная и цветная металлургия, пищевая промышленность (производство продуктов, кондитерских изделий, виноделие), строительство, туризм и т.д.
Выясним за счет чего, Испания добилась таких успехов и какие для этого условия созданы в стране.
В Испании разработано большое количество программ поддержки и развития малого бизнеса. Основное внимание испанского правительства обращено на те предприятия малого бизнеса, которые имеют высокую социальную значимость для Испании, создают рабочие места для социально уязвимых групп населения (студентов, женщин, иммигрантов и т.д.), способствуют подъему слаборазвитых регионов и районов.
Также испанские власти делают акцент на развитие наукоемких отраслей, инновационных технологий, понимая их огромную значимость, как для внутреннего развития рынка, так и международного экономического сотрудничества. Значительную долю программ развития малого бизнеса занимают европейские программы, которые распространяются на многие страны Европы: Германию, Францию, Великобританию и т.д.
В Испании государство стимулирует множество организаций и фондов для поддержки малого бизнеса. Все эти организации можно разделить на две наиболее популярных и эффективных группы обществ в области содействия малому бизнесу, которые действуют не только на территории Испании, но и в других странах Евросоюза.
Первую группу составляют общества взаимного гарантирования. Эти организации обеспечивают гарантийные обязательства перед кредиторами при выдачи кредитов, в частности предоставляет собственность в качестве залогового обеспечения, или же выступают в качестве поручителей.
Во вторую группу входят общества взаимного финансирования. Эти общества непосредственно занимаются финансированием, инвестированием, субсидированием малых предприятий. Одним из таких обществ является Государственный институт официального кредитования Испании.
Помимо этого в Испании функционирует ряд организаций отстаивающих интересы малого бизнеса, такие как Ассоциация малого бизнеса и торгово-промышленная палата, сеть филиалов которых есть в каждом городе.
Как важный положительный фактор развития малого бизнеса в Испании стоит отметить минимальный уровень бюрократии. Оформить регистрацию предприятия, получить лицензию - все можно сделать за 24 часа без излишней волокиты со стороны чиновников. Причем это может сделать даже нерезидент страны. Настолько благоприятные условия существует даже не в каждой стране Евросоюза. Таким образом, даже иностранные граждане развивают сектор малого бизнеса. Несомненно, все это создает благоприятный климат для малого предпринимательства и процветания малого бизнеса.
Малый бизнес в Германии
Малый бизнес Германии один из самых активно развивающихся секторов экономики. Финансовая и технологическая поддержка предприятий малого бизнеса оказывается на всех уровнях ветвей власти.
Программы содействия развитию малого бизнеса в Германии, как и в ряде развитых стран, предусматривают приоритетную поддержку, прежде всего, наукоемких отраслей производства. Льготное кредитование малого бизнеса со стороны государственных органов финансирования включает в себя следующие направления:
кредитование малых и средних предприятий, ориентированных на инновационную деятельность; кредитование проектов, направленных на сохранение и улучшение благоприятной экологической обстановки, связанных с охраной окружающей среды; кредитование малого бизнеса, участвующего в развитии отсталых экономических регионов Германии; кредитование предприятий, занимающихся строительством и решением жилищных проблем; проектное финансирование предприятий, занятых в определенных отраслях, наиболее нуждающихся в коренной модернизации производства.
Основными программами развития малого и среднего бизнеса в Германии являются следующие:
программа «Концепция развития научно-технической политики по отношению к предприятиям малого и среднего бизнеса»; программа «Стимулирование сбережений для открытия своего дела».
Первая программа обеспечивает финансирования малого бизнеса Германии, вторая способствует открытию своего собственного бизнеса, так называемых «start-up» проектов. Специальный государственный орган – Кредитный совет по восстановлению, подчиняющийся непосредственно федеральному правительству – призван контролировать реализацию вышеуказанных программ и обеспечивать механизмы их выполнения.
В рамках реализации федеральных программ предоставляются кредиты для бизнеса на льготных условиях. Данные условия предусматривают низкую процентную ставку (5-8%) и длительные сроки кредитования (5-15 лет).
Отметим, что малый бизнес в Германии имеет свою специфику и историю развития. В частности, еще в эпоху зарождения капитализма, с появлением первых крупных предпринимателей, начали создаваться торгово-промышленные палаты, которые явились первыми объединениями и союзами по сотрудничеству в сфере развития производства и торговли. В современной истории торгово-промышленные палаты развились до уровня государственных органов, и теперь каждый предприниматель обязан войти в состав палаты. Ни один правовой акт в Германии, касающийся малого бизнеса, не обходится без одобрения, согласования и утверждения торгово-промышленными палатами.
Ассоциация Германских торгово-промышленных палат объединяет собой все палаты и представляет интересы предпринимателей на федеральном уровне. Основная задача этой ассоциации сотрудничество тесная работа с представителями торгово-промышленных палат стран Европейского союза. Вместе все ассоциации образуют Объединение торгово-промышленных палат Европейского сообщества.
В настоящий момент торгово-промышленные палаты Германии участвуют в формировании бюджетов всех уровней, развитии строительства и промышленности, подготовке законопроектов, касающихся регулирования деятельности малых предприятий. Торгово-промышленные палаты имеют большое влияние на все стороны жизни общества, участвуя в заседании местных органов самоуправления, принимая важнейшие социально-экономические решения в области развития страны. Это целая инфраструктура, в которой участвуют и представители СМИ, и консультационные службы. Основная приоритетная задача палат – оказание всяческой поддержки и помощи малому бизнесу Германии.
Малый бизнес в Японии
Мощный технико-экономический прорыв в послевоенные годы вывел Японию в тройку самых развитых стран мира. Это было достигнуто благодаря развитию малого бизнеса при мощной государственной поддержке. Несмотря на то, что многие всемирно известные компании и концерны по наукоемкому производству автомобилей, техники, инновационной продукции находятся именно здесь, малый бизнес составляет значительную долю в общих объемах промышленности Японии (около 40%). Однако нужно отметить, что малый бизнес в Японии в большей степени представлен в следующих отраслях: строительство, легкая промышленность, сфера услуг. Наукоемкие производства ведутся в основном лишь крупными компаниями. Это и есть основная задача экономического развития Японии - стимулирование инновационного высокотехнологичного производства в малом бизнесе.
Принимаемые правовые акты в отношении предприятий малого бизнеса в Японии определяют статус малых предприятий и льготы для них. Льготы предусматривают специальное налогообложение в зависимости от вида деятельности предприятия. Значительная часть законопроектов направлена на регулирование антимонопольного законодательства Японии.
Японское законодательство довольно жестко регулирует и ограничивает уровень повышения/понижения рыночной стоимости на продукцию. За необоснованные скидки, или наоборот спекулятивные цены, предприятия и предприниматели могут лишиться права осуществления своей деятельности. Причем эти условия действительны для всех без исключения компаний. Благодаря развитым рыночным механизмам японским властям довольно удачно удается сдерживать необоснованные изменения цен и инфляцию. Таким образом, ввиду равенства начальных условий и возможностей, в Японии созданы хорошие предпосылки для развития малого бизнеса.
Государственным органам по регулированию осуществления деятельности предприятий малого бизнеса Японии является Управление малых предприятий, подчиняющееся Министерству внешней торговли и промышленности. Данное управление контролирует соблюдение антимонопольного законодательства, обеспечивает государственную защиту интересов малого бизнеса Японии, ограничивает контроль собственников, определяет ответственность заказчиков, исполнителей и субподрядчиков за нерыночные договорные отношения.
Для обеспечения механизмов кредитования малого бизнеса и предоставления займов государство предусмотрело создание Корпорации страхования малого и среднего бизнеса, а также ассоциаций гарантирования кредита (аналогично созданию Государственных фондов для развития и поддержки малого бизнеса в Китае, США и др. странах).
Стимулирование предприятий малого бизнеса в Японии ведется на всех уровнях, начиная от властей центрального правительства и заканчивая самостоятельными союзами и объединениями малых предприятий. Центральные власти и местные органы самоуправления субсидируют на всех этапах жизненного цикла предприятия малого бизнеса, непосредственно участвующие в создании наукоемкого и высокотехнологичного производства. Для таких предприятий государство выделяет займы, обеспечивает кредитование малого бизнеса через предоставление поручительства и других видов кредитных гарантий. Также при централизованной поддержке государства в специальных центрах, некоммерческих организациях производится обучение кадров, осуществляется консультационно-информационная поддержка.
Субсидии, займы, кредиты для бизнеса на льготных условиях предусмотрены на следующие цели:
совершенствование, модернизация, переоснащение производственно-материальной базы наукоемких предприятий; разработка совместно с институтами и университетами инновационных проектов, новинок, изобретений; развитие легкой и пищевой промышленности; разработка новых технологий (изобретений) и новых видов продукции; создание и развитие новых предприятий малого бизнеса в промышленно отсталых регионах Японии.
Малый бизнес в Китае
Китайское правительство уделяет большое значение развитию малого бизнеса в стране, поскольку именно этот сектор создает новые рабочие места, активно участвуя при этом в освоении инновационных технологий. Малый бизнес наиболее отвечает принятому в 2006 году тезису – «переориентировать ресурсоемкое производство в сторону высокотехнологичных решений».
Несмотря на это, малый бизнес Китая все равно нуждается в дополнительной поддержке государства, привлечении инвестиций, расширении программ кредитования малого бизнеса. Осознавая это, китайские власти пытаются всевозможными способами стимулировать экономический рост предприятий малого бизнеса, в частности совершенствуют правовое законодательство в области регулирования деятельности малого бизнеса и налогообложения малых предприятий. Основным из таких законов стал принятый в 2002 году «Закон о стимулировании развития малых и средних предприятий», который предусматривает равные возможности предприятиям малого бизнеса относительно кредитования, инвестиций, модернизации производства, внедрения информационных и наукоемких технологий.
Как и в других странах, в Китае созданы и активно усовершенствуются государственные фонды содействия развитию малого и среднего бизнеса. Основная их роль и задача – это обеспечение гарантийных обязательств и залогового обеспечения предприятиям малого бизнеса для возможности получения банковских кредитов для бизнеса. Для этого Коммунистической партией Китая было разработано и утверждено специальное положение о создании «Государственного фонда развития малых и средних предприятий». Данный фонд финансировался исключительно из бюджета Китая и выступал в роли катализатора развития малых предприятий. Государственный фонд призван защитить и отстоять в борьбе с крупными компаниями интересы предприятий малого бизнеса во всех отраслях экономики, обеспечивая им налоговые льготы, финансирование, законную защиту своих доходов.
Китайские программы развития страны предусматривают довольно внушительный экономический рост и увеличение эффективности деятельности народного хозяйства именно за счет комплексного развития, в том числе малого и среднего бизнеса. В частности, утверждены программы, рассчитанные на полную модернизацию китайской экономики вплоть до 2020-2050 годов. Одной из таких программ является принятая в 2003 году программа социально-экономического развития страны до 2020 года, предусматривающая к 2050 году полную модернизацию всей отраслей экономики.
После 2003 года в КНР отмечен небывалый подъем развития малого бизнеса, улучшение рентабельности предприятий, увеличение налоговых поступлений в центральный бюджет. Этот скачок развития был обеспечен, прежде всего, увеличивающимся количеством малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.
Государственный комитет статистики КНР обнародовал следующие данные: в 2005 году в стране насчитывалось 3 млн. малых предприятий и почти 30 млн. индивидуальных предпринимателей. Таким образом, предприятия малого бизнеса составили подавляющее большинство от общего количества предприятий в Китае. Становится понятно, почему малый бизнес считается в Китае ключевым сектором экономики. Именно на малый бизнес трудятся около 60% трудоспособного населения КНР.
Если дать качественную характеристику малого бизнеса Китая, то малый бизнес является научным двигателем страны, поскольку именно в этом секторе производится больше всего инновационной продукции, изобретений и технических новинок. Именно предприятия малого бизнеса составляют экспортную основу производимой в стране продукции, поставляя свои товары на мировой рынок.
Основным государственным органами поддержки малых предприятий в Китае выступает специализированное агентство - Китайский центр по координации и кооперации бизнеса. Основная задача данного центра – создание необходимой инфраструктуры для технологического сотрудничества между национальными и зарубежными организациями в сфере поддержки предпринимательства. По инициативе центра реализуется консультационная и информационная поддержка малого бизнеса, организуются торговые ярмарки, выставки в области разработки инновационной продукции, проводятся семинары, конференции по исследованию проблем малого бизнеса и реализации программ.
Еще один важный орган поддержки и развития малого бизнеса – это созданная в 2001 году государственная информационная служба CSMEO . Этот координационный центр, в основном через свой сайт в Интернете, оказывает услуги по информационному обслуживанию населения и организаций в вопросах деятельности малых и средних предприятий. Сеть CSMEO , охватывающая все регионы и города КНР, своевременно информирует о состоянии рынка труда, об изменениях действующего законодательства, о последних научно-технических достижениях и технологических новинках, о состоянии и развитии предприятий малого и среднего бизнеса. Помимо этого информационная служба инициирует проведение ярмарок, различных совещаний между предприятиями и представителями власти, обеспечивает консультативную поддержку предприятиям.
Малый бизнес в Сингапуре
Сингапур – крупнейший мировой центр по переработке нефтяных продуктов и производству полупроводников. Трудно представить, но если ВВП Сингапура разделить на количество всех жителей, то на душу населения придется по 25 тысяч долларов. Многие специалисты сходятся во мнение, что Сингапур – идеальное место для открытия и ведения малого бизнеса. Страна обладает прекрасной финансовой инфраструктурой, неспроста именно здесь находятся отделения более 3000 самых крупнейших компаний мира. Почему же малый бизнес Сингапура процветает, в то время как такие страны как Россия только делают еще первые шаги к реальному становлению малого бизнеса и созданию среднего класса в стране?
Во-первых, нужно отметить, что в стране создан привлекательный инвестиционный климат. В частности, действует льготная налоговая политика по отношению к малому бизнесу, связанного с привлечением иностранного капитала и инвестиций, отсутствует пошлина на перевод прибыли, обеспечиваются гарантии капиталовложений и т.д.
Во-вторых, основой малого бизнеса в Сингапуре является оказание различных услуг: торговых, транспортных, коммуникационных, финансовых, туристических и т.д. Причем в сфере этих услуг занято подавляющая часть населения страны (до 70-80%). Многие жители Сингапура ведут индивидуальную предпринимательскую деятельность, часть жителей владеет акциями различных компаний. Средний класс в Сингапуре составляется до 80% от общего числа жителей.
В-третьих, хорошие условия созданы как для открытия малого бизнеса, так и для осуществления непосредственной деятельности. Все эти условия закреплены законодательно и строго исполняются. Особые льготы предоставляются тем малым и средним предприятиям, которые только начинают свой бизнес. По исследованиям международных экспертов из CNN Time Warner Group Сингапур занимает 5 место по развитию малого бизнеса.
Нужно сказать, что малые и средние предприятия в Сингапуре составляют единую группу. Главным показателем при этом считается количество занятых на предприятии работников. Их число не должно превышать двухсот. Эту группу можно разбить на две категории. Первая из них занимается организацией различного сервиса – созданием и развитием ресторанного, гостиничного, туристического, строительного, торгового бизнеса и т.д. Причем малый бизнес имеет жесткие стандарты, которые касаются абсолютно всех мелочей, начиная от обустройства помещений, заканчивая высокой квалификацией персонала. Благодаря этому ежегодно страну посещает около 6 млн.туристов.
Вторая группа предприятий малого бизнеса занята в производственной сфере, в том числе с применением инновационных технологий и высокотехнологичных производств. Государственная политика Сингапура направлена на тесное сотрудничество предприятий и объединению их в союзы. Делается это с целью эффективного разделения труда и для более продуктивной работы в области запуска новых современных технологий, производства новой продукции. Одному предприятия зачастую это не удается сделать, а в сотрудничестве с другими компаниями значительно проще.
В Сингапуре насчитывается около 140 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса, это примерно 90 процентов от всех предприятий страны. Малый бизнес покрывает значительную часть занятости населения и обеспечивает примерный прирост около 5-6 процентов в год.
Такие внушительные успехи малого бизнеса были бы невозможны без целенаправленной государственной поддержки. В частности, государство заинтересовано помощь предприятиям малого и среднего бизнеса стать конкурентоспособными на международной арене. Для поддержки малых предприятий в стране создано специальное агентство «Spring». Оно разрабатывает и реализует различные программы помощи малого бизнесу. Основными направлениями этой работы являются:
развитие предпринимательского потенциала компаний малого бизнеса; оказание консалтинговых, бухгалтерских, информационных услуг предпринимателям; конкретная помощь предприятиям по специфике их работы; борьба за качество и стандартизацию услуг и производимых в стране товаров; совершенствование структуры предприятий малого бизнеса; подготовка кадров для управления малым бизнесом Как показывает мировая практика, кредитование малого бизнеса – жизненно необходимых фактор развития малых предприятий. В Сингапуре внедряются сотни различных программ льготного кредитования. Сюда входят и специальные займы на выгодных условиях, страхование кредитных рисков, субсидирование. Для микропредприятий, численность занятых работников в которых не превышает 10 человек, созданы специальные льготные условия кредитования. В целом, кредитно-банковская система страны полностью поддерживается и контролируется государством, позволяя при этом постоянно снижать кредитные ставки.
Нужно отдельной строкой отметить работу государственных структур в области подготовки квалифицированных менеджеров, специалистов, персонала. Государство покрывает за свой счет большую часть расходов на обучение и переподготовку кадров, занятых в сфере малого бизнеса. Для этого в Сингапуре действуют государственные и частные учебные заведения.
Несмотря на то, что в Сингапуре созданы государственные контролирующие органы, которые следят за соблюдением норм и стандартов в различных отраслях малого бизнеса, бюрократия чиновников в стране сведена к минимуму. Контроль нужен для эффективного мониторинга состояния малого бизнеса, выявления необходимости модернизации оборудования того или иного предприятия, предоставления помощи. Нужно отметить, что вероятность подкупа должностного лица исключена практически на 100%. Чиновникам запрещается принимать какие-либо подарки, совместно посещать рестораны, кафе и т.д.
Расул Жұмалы
Бизнес
Оксана Ризаненко: Казахстанский рынок рекламы переживает период бурного роста. Но казахстанские компании еще не готовы участвовать в крупных международных тендерах.