Зачем государство уничтожило бизнес?
Все годы наше правительство почему-то рассматривает малый и средний бизнес как рыбок в некоем аквариуме. Но правда в том, что бизнес не может жить там, где много государства. Казахстанский эксперт Жанна Султан объявила на своей странице в фэйсбук дискуссию о том, было ли убийство МСБ намеренным или нечаянным.
Начнем с того, что МСБ, кроме того, что он является субъектом экономической деятельности, он так же является "сквозным элементом" практических всех отраслей рыночной экономики. По сути, это стадия развития того или иного бизнеса. МСБ - как институционализированный субъект, имеет свою законодательную основу и финансовую систему. МСБ может находится в любой отрасли, как наиболее мобильная и конкурентная ее часть, обеспечивающая услуги, производство, торговлю, НИОКР, то есть, это сервисно-торгово-производственные каналы функционирования большинства отраслей экономики на основе аутсорсинга. МСБ, в том числе, социальный институт, который обеспечивает занятость и профессиональное развитие населения. МСБ - это устойчивая и самовоспроизводящаяся налогооблагаемая база, при условии его адекватного функционирования и поддержки со стороны государства. Это сектор, имеющий наиболее высокий потенциал к внутриотраслевой и внутрирегиональной кластеризации. Кроме всего вышесказанного, МСБ – это всего лишь одна из юридических форм бизнеса вообще. Все это - идеальная модель роли и места МСБ в рыночной экономике.
Что же мы имеем на самом деле? У нас с середины нулевых произошло отделение МСБ в совершенно отдельный сектор, который вынесли за пределы, так называемых, "ключевых секторов экономики". Проще говоря, "сбросили за борт" саму идеологему МСБ. Его идентифицировали как сервис-торговля-производство, но в очень ограниченном формате и чисто внутрирегиональном масштабе. МСБ выпал из ключевых секторов экономики, окончательно разрушив конкурентную среду. Более того, в регионах, исчезли департаменты по развитию МСБ и стратегическое планирование с участием субъектов МСБ.
Единственная причина, по которой МСБ до конца не уничтожен, это то, что он существует в государственных программах, а также в крупных городах и их агломерациях, потому что там есть, более или менее, постоянный спрос. НПП проделал достаточно весомую работу по упрощению законодательства для существования МСБ, но той первоначальной/базовой идеологемы МСБ, все еще нет! А когда ее нет, то и все усилия, по его поддержке и развитию не приведут к ожидаемым результатам.
Где была стратегическая ошибка или преднамеренное преступление? Да, Аблай Мырзахметов сказал про роль квазигосударственного сектора в уничтожении МСБ. Но не уточнил - почему? При становлении квазигосударственного сектора во всех его видах, типа различных РГП и СПК, и в прогнозируемых программах создания новых производств и направлений экономики, идеологами этого направления, роль и развитие МСБ как сопутствующего сектора были отложены на неопределенное будущее.
Что в итоге? Сегодня МСБ как юридическая форма деятельности, представляет крайне запущенную картину: за последнее десятилетие из него практически "вымыты" активно развивающиеся субъекты, которые были его системообразующими элементами. Вместо них, пополняя статистику о количестве действующих предприятий, возникли в критических количествах компании "однодневки", обслуживающие всевозможные государственные, квази-, нацкомпании в тендерных закупках. В итоге, потенциал растущих компаний, имевших стабильный бэкграунд, резко упал, не выдерживая такой конкуренции. Далее, рынок МСБ был качественно подавлен из вне, то есть, открытым доступом к государственным тендерам иностранных компаний, в частности российских, которые объективно вытесняли большинство казахстанских компаний. Сегодня имидж МСБ все больше связывают с коррупцией, распилом и отмыванием государственных денег, теневой экономикой, банкротствами, большим количеством уголовных дел и отсутствием социальной ответственности.
Финансирование МСБ: обеспечение институциональной финансовой системы МСБ в лице БВУ, практически уничтожено, что повлекло и смерть ряда банков, например, того же Казкома и других, и процесс продолжается. Фонд Даму сегодня является единственным финансовым институтом по финансированию МСБ, и то, только в том выделенном для МСБ формате на сегодняшний день, и он не в состоянии покрыть все финансовые потребности сектора. Миллиардные займы международных финансовых институтов, выделенные на развитие МСБ, тоже не могут работать в действующей парадигме. Экспертное сообщество определило главными источниками проблем МСБ слабую денежно-кредитную и монетарную политику НБ. Объективно да, это источники проблем, но движение должно быть двусторонним - то есть, адекватная система функционирования МСБ тоже должна стимулировать привлечение финансов в этот сектор, сделать его инвестиционно привлекательным для более широкого круга интересантов и будущих бенефициаров.
Таким образом, что нужно, что бы сектор МСБ воспрянул? Первое, надо совершенно четко и детально зафиксировать и отрефлексировать все кризогенные факторы падения этого сектора за последнее десятилетие, объективные, субъективные и волюнтаристкие, опираясь на правильную идеологему относительно реальной роли, масштаба и значения МСБ в экономике страны. Последняя программа НПП по развитию МСБ очень скучная, в ней нет драйвера и драйва, она не сформулировала идеологему МСБ и соответственно расстановка акцентов в ней не стимулирует ни инвесторов, ни финансовые институты, ни самих субъектов МСБ к активному росту в условиях текущего кризиса, сужения экономического поля, девальвационных и инфляционных ожиданий.
Второе, учитывая масштаб падения и проявление необратимых/инволюционных процессов в этом секторе, необходимо запустить принципиальные стимулы. В первую очередь, понимая, что сектором МСБ рулит человеческий фактор, профессионализм, физическая и психическая отдача людей, способных креативно развиваться и расти в конкурентных условиях. У нас сегодня произошел существенный отток за рубеж человеческого капитала, даже, если это, всего лишь, несколько тысяч высокопродуктивных людей, способных создать в будущем сотни высокоэффективных компаний, для страны это очень существенно.
Что относится к главным принципиальным стимулам?
- защита частной собственности, антирейдерская и антикоррупционная защита на законодательном уровне;
- обеспечение прозрачности проведения государственных конкурсов, тендеров и госзаказов и развитие конкуренции;
- адекватная денежно-кредитная политика и создание отраслевой финансовой инфраструкутуры МСБ, способной удовлетворить потребности финансирования.
- специальный антикризисный налоговый режим для МСБ в сторону либерализации на определенный срок.
Все остальное - регулирование и контроль МСБ должны определяться на уровне местных законов, исходя из приоритетов местных интересов регионального развития. Централизованное давление на МСБ должно быть исключено.
Таким образом, мы выходим к понимаю, что нам нужна не столько госпрограмма развития МСБ, сколько специальная/адекватная ПОЛИТИКА для его развития и полноценного функционирования. Разница между госпрограммой и госполитикой есть и довольно существенная. Госпрограмма должна корреспондировать/ увязывать/разрабатывать программную базу сектора с действующими госпрограммами по развитию отраслей, городов регионов и прочее. Определять объемы финансирования, ориентированного на поддержку МСБ по отраслям. Политика, как постоянно действующий документ, должна четко отражать стимулы, нормативную базу, идеологию, масштаб, роль и значение МСБ для экономики, основные условия его существования и институциональную основу.
Почему? Потому что МСБ, по сути, это интегрированный во все системы социально-экономического развития страны, рыночный институт. Он не имеет конкретных параметров как изменяющийся сектор. Он является субъектом конкурентной среды, является базисом рыночной экономики, почвенным слоем, имеет множество уровней развития, он является результатом конкретного индивидуального труда и держится на человеческом факторе, который разительно отличается от других форм отраслевого развития, госкорпораций. Потому что "совковый менталитет" нашей власти, не может увязать суть этого абсолютно рыночного явления с понятием государственного управления в текущем виде, с госкапитализмом, с государственным валюнтаризмом и созданием квазигосударственных компаний на местах как конкурентов МСБ.
Новости по теме
Сильный бизнес опасен для нашей власти
Казахстанский общественный деятель и экономист Мухтар Тайжан называет истинную причину слабого тенге – отсутствие собственной экономики, собственного частного бизнеса, собственной мысли.
24.09.2018 13:09Узбекский ЦБ поднял базовую ставку на пару процентов
СМИ передают, что правление Центрального банка Узбекистана решило на этой неделе поднять ставку рефинансирования с 14% до 16% годовых.
24.09.2018 11:09Драконовские санкции. За Скрипалей ответим мы все?
История с отравлением Сергея Скрипаля стала предметом обострения отношений Великобритании и России. Неубедительное интервью предпологаемых отравителей только усилило подозрения в причастности России к отравления. США и Англия грозят "драконовскими санкциями". Чем грозит эта история? Об этом в очередном выпуске программы "Наружное наблюдение" размышляет российский публицист, журналист Юрий Бершидский.
21.09.2018 15:09