Широким американским шляхом
Amway – сокращенное от «American way», то есть «американский путь» – название одной из крупнейшей в мире компании прямых продаж, которая на днях открыла свое представительство в Казахстане. Когда в страну приходит фирма с многомиллиардными оборотами, естественно ожидать, что это событие будет иметь пафосный резонанс в обществе. Однако, открытие представительства Amway прошло тихо. Может быть, дело в том, что компания исповедует свой собственный стиль бизнеса, медленно, постепенно, но неуклонно «пропитывая» своими товарами и бизнес - отношениями любой рынок, подобно тому, как сироп пропитывает бисквит. Теперь по этому американскому пути предпринимательства предлагают пойти и гражданам Казахстана.
Сегодня на вопросы нашего журнала отвечает Ричард Стевенс – Управляющий директор подрегиона Россия – Казахстан:
-Господин Стевенс, открытие официального представительства компании Amway в Казахстане – хороший повод поближе познакомится с ней, ее историей, направлениями и принципами ее работы. Ведь не каждый год в страну приходит компания с оборотами в десятки миллиардов долларов! Хотя продукция компании известна в нашей стране уже давно…
- История ее началась давно, в середине прошлого века. В 1959 году давние друзья и деловые партнеры Рич ДеВос и Джей Ван Андел основали компанию Amway. В основу бизнеса Amway легли такие принципы, понятные и близкие всем: свобода, семья, надежда и вознаграждение. Сейчас Amway – одна из самых крупных в мире компаний в сфере прямых продаж. В то же время это семейный бизнес, где каждый независимый предприниматель ценится как партнер. Общий успех не возможен без успеха каждого.
Сегодня семьи ДеВосов и Ван Анделов продолжают успешно управлять Компанией, руководствуясь теми же принципами и в 21 веке. В 2012 году общий объем продаж Amway и ее материнской компании Alticor составил 11,3 млрд. долларов США. Сейчас компания Amway имеет более 50 филиалов по всему миру. Основой успеха Amway стала надежная и проверенная временем бизнес-модель.
Компания Amway представлена более чем в 100 странах и регионах. Она располагает своими собственными научно-исследовательскими центрами, собственными сертифицированными фермами, тренинг- и бренд-центрами, где квалифицированные специалисты Компании всегда готовы оказать клиентам и партнерам поддержку в бизнесе. Компания предлагает широкий выбор высококачественных товаров по уходу за домом и за собой, а также косметическую продукцию, биологически активные добавки к пище, кухонную посуду из стали, фильтры для воды и многое другое.
Система прямых продаж начала особенно быстро развиваться после войны в США, это дало возможность познакомить большое число людей с качественными товарами. Конечно, системы прямых продаж с тех пор сильно изменились, с учетом новых способов коммуникаций, новых трендов на рынке, например – с появлением Интернета. Мы тоже видим в этом одно из стратегических направлений нашей деятельности и инвестируем в эту сферу серьезные средства.
- Как вы оцениваете рынок Казахстана?
- За все прошедшие десятилетия компания развивалась весьма успешно, как можно судить по достигнутым результатам. Если говорить о Казахстане, то мы уже давно внимательно присматривались к этому рынку, анализировали тенденции его развития, оценивали перспективы. И сегодня мы решили полностью войти на него со своей продукцией. Некоторые нам говорят, что уже поздно, рынок уже активно осваивают другие компании прямых продаж. Возможно, что и так, что мы могли бы и раньше прийти в Казахстан. Но здесь повлияло решение, принятое лет семь -восемь назад руководством Amway: компания должна была развиваться преимущественно за счет роста доли рынка в тех странах, где она уже работает. И такая стратегия оправдала себя: оборот компании вырос с 6 до почти 12 миллиардов долларов за несколько лет. Однако, время внесло свои коррективы и сегодня мы стали активно осваивать новые рынки. И сегодня Казахстан – это первый рынок в СНГ, за эти прошедшие семь лет, куда Amway решила войти. До того были рынки Украины и России, где Амвей развивает свой бизнес весьма успешно и динамично.
Почему Казахстан? Есть несколько моментов, которые стали обоснованием нашего выбора. Казахстан – это один из самых быстро развивающихся рынков в СНГ. Прогнозы экспертов по росту продаж товаров определенных категорий также очень позитивные. Кроме того, мы смотрели на такие вещи, как позиция правительства страны по отношению к малому и среднему бизнесу, к системе прямых продаж, законодательство и другие моменты. Они в Казахстане тоже нас устраивают. Правительство Казахстана, по нашему мнению, понимает, что поддержка малого бизнеса ведет к дальнейшему экономическому укреплению страны и многое делает на этом направлении.
Еще один момент – мы смотрели на определенный уровень культуры, особенности менталитета граждан страны. Нам кажется, что семейные ценности, стремление к благосостоянию – это важные составляющие части казахстанского менталитета. А это для нас очень важно, потому что все наши товары предназначены именно для таких потребителей, исповедующих положительные общественные ценности. Так что решение прийти в Казахстан далось нам достаточно легко.
- А вас не смущает то обстоятельство, о котором говорят многие инвесторы, а именно: ограниченность, сравнительная узость казахстанского рынка? Ведь в Казахстане живет всего около 17 миллионов человек…
- Знаете, я сам родом из Голландии. И там число граждан почти такое же, как и в Казахстане. Отличие только , что Казахстан «всего лишь» в 66 раз больше Голландии. Понятно, что это влияет, наверное, на возможный максимальный потенциал продаж, который мы могли бы здесь реализовать. И уровень инвестирования в этот рынок будет значительно меньше, чем, к примеру, в России или Вьетнаме. Однако, мы видим здесь современное, образованное, стремящееся к лучшим жизненным стандартам население, для которого наши товары и услуги будут интересны и востребованы. Кроме того, здесь мы видим достаточное количество энергичных, квалифицированных людей, которые хотели бы попробовать себя в этом бизнесе. И если в Голландии этот бизнес развивается очень хорошо, то почему бы ему так же не раскрыть себя и в вашей стране? Мы видим здесь очень хорошие перспективы.
- На каких принципах будет строиться стратегия работы компании в Казахстане?
- Есть четыре основных принципа, которые Amway использует в своей работе по всему миру. Ими же руководствуются и наши дистрибьюторы и партнеры. Они исходят из нашей миссии – помогать людям жить лучше. Это: свобода, семья, надежда и вознаграждение. Мы не хотим, чтобы наши дистрибьюторы строили свой бизнес быстро, но неправильно. Нет, лучше медленнее, но основательно, правильно, с хорошим качеством обслуживания, с учетом этических ценностей. Этим целям служат наши многочисленные консультационные услуги, семинары, тренинги, другая помощь, которую мы предлагаем тем, кто хочет с нами работать. Мы готовы предоставить таким людям особые инструменты, которые позволят им следить за прогрессом их бизнеса. И это обучение и поддержка идет не только со стороны самой компании Amway, но и от более опытных бизнесменов, которые включились в нашу сеть, получили какие-то результаты и готовы делиться своими знаниями и умениями с более молодыми предпринимателями.
- Имеется ли правовая основа для такой деятельности – как вы оцениваете ее в Казахстане?
-Мы долго и тщательно изучали всю законодательную базу для деятельности нашей компании и вообще систем прямых продаж в вашей стране. На сегодняшний день мы не видим здесь больших проблем. Компании прямых продаж вполне могут успешно работать в Казахстане. Мы также с большим вниманием отнеслись к усилиям казахстанского правительства по поддержке малого и среднего бизнеса. Это правильные вещи и они внушают оптимизм.
- А сталкивались ли вы здесь с коррупцией?
- В странах бывшего СССР часто говорят на эту тему. Но мы, как компания, никогда с этим не сталкивались.
- Может быть, потому что вы мало сталкивались с нашими чиновниками?
- У нас нормальные деловые связи со многими государственными структурами и мы плодотворно и конструктивно работаем с ними. Пока нас все устраивает и мы очень довольны, что пока ни с какими проявлениями коррупции нам встречаться не приходилось.
- Сколько примерно человек может быть задействовано в вашей системе прямых продаж?
- Пока это трудно сказать точно, работа только разворачивается. Естественно, все, в конечном счете, зависит от того, насколько хорошо мы будем работать, насколько мы будем успешными. Если проводит какие-то аналогии, по опыту работы компании в России, например, то можно надеяться, что в Казахстане в нашей системе продаж могут быть задействованы примерно 90-95 тысяч человек. Безуслвоно, не все эти люди будут создавать свой бизнес, многие будут просто покупать нашу продукцию. Они не привлекают новых людей в систему продаж, они не стремятся к этому, но они и не получают бонусов. Но всегда есть часть людей, которые будут более активно реально строить этот бизнес. По аналогии с той же Россией, можно предположить, что число таких малых предпринимателей может достичь в Казахстане 15-20 тысяч человек. Они смогут реально зарабатывать на продажах нашей продукции, обеспечивать свои семьи.
- Некоторые компании прямых продаж часто обвиняют в строительстве финансовых пирамид? Что вы думает об этом и о недавно принятом в Казахстане Законе против финансовых пирамид?
- Уже само по себе, что такой закон разработан – большой шаг в правильном направлении, чтобы защитить права и компаний и потребителей. Этот Закон, на мой взгляд, недостаточно четко разделяет понятия финансовые пирамиды и компании прямых продаж. Наверное, у чиновников есть еще возможности вмешиваться в деятельность легальных и правильных компаний. И над этим, наверное, правительству нужно еще работать, совместно с Ассоциацией компаний прямых продаж, с самими компаниями. Важно, чтобы чиновники правильно поняли специфику нашей деятельности. Нужно исключить чересчур свободные интерпретации тех или иных положений закона. Очень хорошо, что такой диалог между правительством и бизнесом ведется и я надеюсь, что это приведет к положительным результатам. Четкая законная регламентация нашей работы поможет, я надеюсь, бизнесу прямых продаж успешно развиваться в вашей стране.
Бизнес
Оксана Ризаненко: Казахстанский рынок рекламы переживает период бурного роста. Но казахстанские компании еще не готовы участвовать в крупных международных тендерах.