Magnum: перезагрузка отношений
Компания Magnum впервые собрала вместе всех своих партнеров, чтобы обсудить, как в условиях бурного роста торговой сети создать наилучшие условия для покупателей. Следующий год, в который Magnum собирается открыть еще несколько десятков супермаркетов, решено объявить «годом клиентомании».
Ещё больше, лучше и дешевле
В Алматы прошел Первый конгресс партнеров компании Magnum, посвященный, как выразились организаторы, перезагрузке взаимоотношений с партнерами с целью главный ацент сделать на покупателях.
Сеть Magnum является своего рода барометром реального положения дел в экономике страны - считает председатель правления компании Азамат Османов.
– «Рынок Казахстана растет на 3% в год, но доля современной торговли остается низкой. По данным исследовательской компании «Евромонитор», она составляет всего 31% от общего объема. Magnum занимает 5% всей розничной торговли в стране, другие ключевые ретейлеры вместе взятые – 14%. На остальной цивилизованный ретейл приходится 12%. К примеру, в соседней России, которая является партнером Казахстана по ЕАЭС, ситуация обратная. Там доля цивилизованной торговли составляет 68%. Учитывая общие тенденции развития, рост доли цивилизованного ретейла в Казахстане неизбежен. А потенциал роста лидера рынка – Magnum – в 3-6 раз выше, чем у лидеров на рынках России и Европы».
Этот процесс активно поддерживает и государство, заинтересованное в увеличении налогооблагаемой базы, обеспечении продовольственной безопасности и укреплении рыночных механизмов регулирования цен на социально-значимые товары. Так, к примеру, в регионах, где работает сеть Magnum, цены на эту категорию товаров снижаются на 10-15%.
Причем, это та самая ниша, где государство и бизнес имеют одинаковые цели и уже успешно сотрудничают, что подтвердил и гость Конгресса, председатель Правления АО «Социально-предпринимательская корпорация «Алматы» (СПК) Аскар Билисбеков:
- Такие площадки, как этот конгресс, помогают услышать бизнес. А компания Magnum кроме всего прочего является нашим партнером в части стабилизации цен на социально-значимые потребительские товары. Последние три года мы вместе работаем над их сдерживанием.
По словам Азамата Османова, целью Конгресса партнеров компании является объявление о перезагрузке взаимоотношений между поставщиками и ретейлероми усиление курса на клиенториентированность.
- Сегодня речь идет о том, что наш успех обусловлен доверием трехмиллионной армии покупателей. Поэтому основной победившей стороной сегодня должен стать клиент. Наша задача вместе с дистрибьюторами-поставщиками обеспечить компании максимальную клиентоориентированность. Нашей фишкой сегодня является создание максимального удобства для покупателей в соответствии текущими трендами в ретейле. Это означает, что мы задаем стандарты качества. Конечно же, мы не можем заниматься выстраиванием всех звеньев торговой цепочки, тем не менее,и услуги, и сервис, представляемые сетью Magnum, будут в скором времени соответствовать мировым трендам. Хотя уровень зрелости нашего рынка, к сожалению, таков, что львиная доля покупателей по-прежнему покупает товары народного потребления и продукты питания на открытых базарах. Это ничего хорошего экономике не сулит, поэтому наша задача победить этот тренд не в ущерб покупателю, который голосует кошельком. Мы стараемся сделать все, чтобы обеспечить людям максимальный комфорт с точки зрения качества и цены.
Выход на прямые контракты с производителем, сокращение цепочки поставок дает нам неоспоримое преимущество. И мы выставляем на своих прилавках товары часто и лучшего качества и однозначно лучше по ценам, чем на базарах,мы регулярно производим мониторинг основных рынков Казахстана.
Что касается первого конгресса партнеров, то я ожидаю от него максимальной обратной связи и поддержки от наших партнеров –поставщиков и производителей товаров.
Адвокат клиента
- Мы являемся сегодня неким локомотивом торговли в Казахстане, - продолжил тему коммерческий директор компании Magnum Яков Фишман. - Представляя интересы покупателей на таких мероприятиях, мы мотивируем партнеров-поставщиков соответствовать ожиданиям клиентов.
Однако, поставщики, по его словам, хотят знать, каким должен быть идеальный партнер для Magnum. Поэтому, когда поступило предложение провести открытый диалог по этому поводу, то от желающих отбоя не было, - в форуме приняли участие около 700 действующих поставщиков и 300 потенциальных.
Magnum, как было заявлено, заинтересован в политике транспарентности, прозрачности и выстраивания долгосрочных отношений.
- И я думаю, что мы к этому готовы, - продолжает Яков Фишман. - Мы впервые проводим такого рода конгресс, где стороны обмениваются мнениями о том, куда идут тренды, как развивается ритейл и что нужно сделать для большего соответствия ожиданиям клиентов.
Сфера розничной торговли первой чувствует, как меняются покупательские тенденции в периоды кризиса или, наоборот, - роста экономики, а также такие процессы, как, допустим, увеличение рождаемости.
Ретейл – это по факту ранняя сигнальная лампочка, которая показывает, что люди начинают экономить, либо жить на широкую ногу. Потребительский спрос – это барометр экономики. Из того, что мы видим сейчас, покупатель старается экономить, а поскольку Magnum- это сеть магазинов низких цен, то мы помогаем в этом. Любой рационально мыслящий человек, независимо от уровня материального достатка, найдя у нас лучшие цены, может гарантированно сэкономить от %5 до 7%. Сейчас покупатель несколько восстановился после непростого периода, связанного с последней девальвацией. У людей начал формироваться некий иммунитет к колебаниям обменного курса. Когда происходили первые две девальвации, поведение покупателя было непредсказуемым: раскупали всё! Понимание, что цены никто сразу повышать не будет, пришло гораздо позже. При девальвации 2009 года у нас в зоне приемки товара бывали ситуации, когда поставщики пытались забрать товар, чтобы потом продать его дороже. Сейчас такого уже нет, все научились более или менее работать в условиях турбулентного курса. Более того, на стоимости большинства товаров резкие скачки курса валют, будь то доллар-тенге или рубль-тенге, никак не отражаются: цены остаются прежними, даже если курс прыгнул на 8 тенге вверх или опустился на три вниз. Вот так мы своего покупателя потихоньку приучаем к своей национальной валюте. И это прекрасно, потому что долларизация экономики нам ни к чему: это парализует экономику.
Наши оппоненты пытаются упрекнуть нас в том, что компания Magnum «выдавливает» конкурентов своими низкими ценами. Но, на мой взгляд, речь здесь больше должна идти о профессионализме и проводимой маркетинговой политике, положительно отражающейся на здоровье национальной экономики. Если посмотреть на налоговые сборы, то они растут благодаря таким компаниям,как наша. У нас полностью белая бухгалтерия, тогда как большая часть неорганизованной розницы налогов не платит. Кроме того, Magnum создает официальные рабочие места. Сейчас в компании работают около 9 тысяч сотрудников, и это число продолжает расти. Кроме того, мы предоставляем карьерные лифты. У нас есть истории, когда фасовщик товаров вырос до директора магазина, или человек с позиции мелкого клерка, заносящего в компьютерную базу какие-то цифры, теперь является начальником отдела или директором департамента.
Ретейл, как кластер экономики, хорош тогда, когда хорошо клиенту, утверждает Яков Фишман. Magnum, считает он, отвечает этим запросам. Ставя низкие наценки на товар, компания предпочитает зарабатывать на объемах.
- Большие продажи позволяют компании интенсивно развиваться дальше, то есть открывать новые магазины, - сообщил коммерческий директор компании. - Как только Magnum приходит в регион, конкуренты автоматически вынуждены снижать цены, в первую очередь - на социально значимые товары. Мы, образно говоря, выступаем в взаимоотношениях «поставщик-покупатель» некими робингудами.
Неся социальную ответственность перед обществом, Magnum также озабочен вопросами чистоты окружающей среды. Совсем недавно компания подписала меморандум с Министерством экологии, геологии и природных ресурсов республики по поводу пластиковых пакетов. В самое ближайшеевремя пакеты на кассах станут платными. Как показывает мировой опыт, это позволит сократить потребление пластика на 35-50% Люди, платя даже незначительные деньги, начинают относиться к пакетам более ответственно, не берут их в избытке. ПараллельноMagnum вводит в продажу альтернативу пластику: уже продаются биоразлагаемыеи бумажные пакеты, скоро появятся в продаже многоразовые сумки для покупок.