понедельник, 25 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Анна Пацюк: «Казахстанские бизнесмены, по сравнению с иностранными, порой чрезмерно осторожны… Боятся рисковать!»

В общественном  мнении почему-то до сих пор крепок ментальный стереотип, что бизнесом заниматься просто. Вот так: решил заняться бизнесом – и дело пошло. Судя по социальным сетям, бизнес,  как занятие, стоит на втором месте по простоте, а на первом, вообще самое плевое дело – это управлять государством! Но те, кто хоть немного «поварился» в предпринимательской среде, кто понял цену риска принятия решений, от которых зависят и деньги, и судьба всего дела, понимают, что занятию бизнесом нужно учиться, так же, как учатся своему делу врачи, животноводы и слесари. А значит – нужны учителя, помощники и консультанты, чтобы меньше было ухабов на пути предпринимателя.

 Наша собеседница    Анна Пацюк, руководитель  международной консалтинговой компании «Розница», известный консультант и бизнес-коучер. Компания  работает в  Украине,  Казахстане и Азербайджане.

-Скажите, пожалуйста, Анна, основной регион деятельности вашей компании - Украина?

- Мы продолжаем работать в Украине, но сегодня наше основное «поле деятельности» -  Казахстан. Наш  головной офис переместился сейчас в Алматы, потому что основные проекты -консалтинговые, внедренческие   - реализуются сейчас в Казахстане.

-Какие услуги вы оказываете? Что именно востребовано сегодня на рынке?

-Мы оказываем целый комплекс  услуг  помощи бизнесу, начиная от разработки, например, стандартов работы персонала, внедрения стандартов работы персонала с клиентами, контроля и качества обслуживания, новых технологий, таких, к примеру, как  «тайный клиент». Мы также разрабатываем  технологии  бизнес -  процессов, ведем разработку концепции бренда – и многое другое. Очень много услуг, которые мы предлагаем компаниям и бизнесменам. Их условно можно разделить на консалтинг, исследования, обучение и, конечно же, подбор персонала.

- А можете вы сравнить  рынок консалтинга в Украине – и  в Казахстане. Где он лучше развит? Есть ли у них какие то особенности?

-Я  бы сказала,  что сравнение может быть  только в динамике, в развитии. Очень схожие процессы сейчас происходят в Казахстане и Украине,  в развитии малого и  среднего бизнеса, в развитии сектора ретейла,  в частности. Могу сказать -  эти этапы Украина  уже проходила,  в плане именно развития, технологического развития.  И сейчас я наблюдаю очень схожие процессы в Казахстане. Хдесь есть свои плюсы:  казахстанкие предприниматели могут перенимать опыт ближайших соседей. И уже не наступать на те «грабли», которые были в опыте соседних стран.

На снимке - Анна Пацюк

-Это было бы хорошо: брать передовой опыт. Но некоторый опыт в Украине очень тревожит казахстанцев. Вот об этом  я и хотел бы тоже все- таки спросить. Что сейчас  происходит с бизнесом  в Украине? Интересен ваш взгляд эксперта в экономике, в развитии взаимоотношений с ближайшими странами и с другими государствами. Что делается на товарных рынках? Как вы оцениваете ситуацию?

- Я бы хотела сначала сказать о различиях в подходах к бизнесу вообще, потому что  во -многом они носят ментальный характер. Мы проводили несколько волн исследований этого вопроса, и выявили определенную зависимость психотипа  - среднестатистическое представление о средней особенности поведенческого профиля предпринимателя в Казахстане,  в разных регионах. Во -  первых, предприниматели разных регионов отличаются; во – вторыХ,  мы наблюдаем определенную  особенность, отличие  предпринимателя, бизнесмена в Казахстане от того же нашего украинского клиента. Это была та сложность, к который мы поначалу не знали, как «подстроится» . Если на Украине рынок, бизнес, очень чувствительны к любому новшеству, каждый хочет быть первым, каждый хочет внедрить какие то инновации, рискнуть, попробовать, то в Казахстане, на наш взгляд, ситуация другая.  Здесь, наоборот, присутствует консерватизм. И очень большая осторожность бизнеса. Казахстанские бизнесмены как бы говорят: «Да, мы хотим быть первыми, мы хотим внедрять и развивать новое, но мы посмотрим ,пока это сделает кто то другой…  Мы посмотрим,  где он ошибется - и сделаем уже еще лучше». А в результате часто  никто ничего не делает, рынок находится очень долго в «подвешенном» состоянии,  и из -  за этого некоторые процессы на рынке  происходят очень медленно. Потому что есть серьезные консерватизм и  осторожность. А если рынок в застое, то, ясно, что такой осторожный подход -  это не очень хороший  «инструмент»,  а скорее тормоз рынка. Вот эта осторожность казахстанцев, на наш взгляд,  часто  мешает внедрять позитивный опыт  соседних стран. Безусловно, в этом  есть свой «плюс» , осторожность позволяет избегать  ошибок. Но без определенной доли риска бизнеса просто нет.

Если говорить о том, что происходит  сегодня в Украине, то, несмотря на происходящие драматические события,  политические и экономические, я могу сказать,  что  очень многие наши  клиенты, розничные сети, наоборот -  фиксируют рост продаж, не взирая на то,  что есть стагнация, закрытые магазины на востоке Украины и т.д. Сейчас производство, надрываясь,  выполняет заказы для того, чтобы  обеспечить всех нужной продукцией. Причем, самое интересное - это не только касается продуктов рынка питания, потому  что, как говорится в пословице: «…а кушать хочется всегда». Это касается и рынка электроники, стройматериалов, даже вопрос одежды остается актуальным. Конечно, очень разная ситуация по областям страны, но в целом рынок живет и даже развивается.

- То есть,  не так страшен геополитический «черт», как его малюют?

-Абсолютно точно! Очень много  панических и злоумышленных негативных слухов, которые в принципе не соответствуют действительности

-Ну,  это отнесем за счет пропаганды со всех сторон. Негативной, преимущественно. Рынок оказывается намного жизнеспособней, чем нам казалось.

-Безусловно, потому что связи экономические выстраивались годами. И даже при сильном воздействий очень сложно их порвать. Это связи людей, это отношения людей, это экономические взаимодействия, это какие- то предпочтения по продуктам со стороны потребителей. Конечно, это невозможно разорвать в один момент.

- В своей работе с бизнесменами, которых вы консультируете, которым помогаете, вы часто используете интересный метод , название которого не каждый выговорит сразу…

-Да, метод  партисипативной фасилитации.

- Язык сломаешь… А что это такое, если попроще?

- Фасилитация — это методы работы с группой. Метод используется для создания команды, для того, чтобы мнение каждого было услышано, для принятия совместного решения, которое захочется выполнять, для креативного решения проблем и многого другого.

Партисипативность — это вовлечение работников в управление путем делегирования им управленческих полномочий.

Партисипативный стиль руководства предполагает, что руко­водители полностью доверяют подчиненным во всех вопросах, всегда выслушивают и конструктивно используют их мнение, ор­ганизуют широкий и всесторонний обмен информацией, привле­кают подчиненных к постановке целей и контролю за их дости­жением, широко используя в качестве средства стимулирования разнообразные формы поощрения.

- И всегда ли этот метод  эффективен для выбора экономической стратегии компании?  Ведь в конечном счете решение принимают глава компании,  или несколько человек,  максимум – совет директоров. Всегда ли эффективны такие методы для решения реальных проблем?

- Если говорить об инструментах партисипативной фасилитации, то  это весьма  эффективные инструменты,  которые позволяют вовлечь в обсуждение всех работников. Потому что классический  классический «мозговой штурм» имеет свои недостатки, например, потому что в нем участвуют самые активные, самые  «громкие и шумные»  люди. А многие  другие своего  мнения даже не успевают высказать. По используемой же  нами методике  фасилитация дает возможность  вовлечения в обсуждение 100 процентов сотрудников,  и выработка решения опирается на  мнения из  разных сторон. Здесь вопрос в том,  что обязательно нужно  правильно подобрать группу. Чтобы в группе,  в которой принимают решение, например,  участвовали бы  представители разных департаментов, разных подразделений. Тогда можно сделать так, чтобы решение, которые принято,  учитывало бы  сильные и  слабые стороны всей компании. И самое главное: когда такое решение вырабатывается -  его поддерживает весь коллектив, и с  энтузиазмом и настойчивостью  его выполняет. Коллективный процесс реализации решения идет в нужном, обозначенном  направлении. А если, как в классическом менеджменте, происходит  только так, что решает руководитель, то  каждый сотрудник может внутренне сказать: «Ну, это не получилось потому, что так руководитель решил, мы- то знаем,  что надо было сделать по- другому, но нас не спросили…» Именно поэтому сейчас руководители все чаще  не только используют в своей работе консультантов, но приглашают на собрания руководителей отделов, направлений, менеджеров для выработки каких то стратегических решений. Когда в процесс поиска и выработки решения   вовлекаются все – тогда  у всех появляется единая ответственность за результат.

-В Казахстане консалтиногвый рынок, вроде бы,  достаточно развит, но если посмотреть по объемам -  это же крохи, 20 млн. долларов на такую большую,  многостороннюю экономику. Почему же услуги консалтинга не так востребованы нашим бизнесом, как, например, в России, в Украине? И почему наш бизнес все- таки все еще нуждается в «подпорках»? Заметьте: всякие обучающие, коучинговые программы и обучение бизнесу у нас  во многом зависит от поддержки со стороны государства. Идет поддержка со стороны фондов, например «Даму», и многих, многих других, банки участвуют в этом, госпрограммы создаются.  Прошло  много лет, а бизнес у нас так и работает «сам по себе».  Когда же придет осознание,  что бизнес должен работать  «по науке»?

-Да, есть в данном случае какая то особенность,  культурная или ментальная. Все еще занимаются самолечением. Вместо того,  чтобы обращаться к классической медицине, к науке, предпочитают использовать то,  что раньше все делали. Если что-то болит -  сначала полечимся сами, потом спрашиваем у соседа, и когда все соседи высказались и мы перепробовали все способы и довели уже ситуацию до критической только -  тогда идем к врачу. Знакомая схема, не правда ли? Только такая стратегия поведения, когда она экстраполируется на бизнес,  наносит ему ущерб . Попробую сам справиться, почитаю книжки, может, получится… Потом  спрошу у друзей - может они сталкивались с такими трудностями, знают, как из них выбраться, прислушаюсь к советам… Конечно, ошибусь, потрачу время. И когда уже ситуация доходит до критической  - к сожалению-  только тогда обращаются к консультантам.

-Но ведь тогда фирму можно и «не вылечить»?

- Могу сослаться на собственный опыт. Не скажу за всех и весь консалтинговый рынок. В большинстве случаев, порядка  70%  наших клиентов  обращаются к нам  в ситуации,  которая уже совсем критическая, где мероприятия по нейтрализации существующих рисков  более долгие, более дорогие, и вероятность позитивного исхода есть, но она минимальная. Но и в такой ситуации мы им можем помочь. Бывает вплоть до абсурда, например, со стартапами. Когда они обращаются для разработки маркетинга и разработки стратегии продвижения бренда, иногда и тогда уже бывает поздно! Мы  им разрабатываем проект, за  достаточно экономный бюджет, а они говорят: « Вы знаете, у нас уже совсем нет денег, потому что мы вот это сделали, вот это сделали,  но все это не подходит…. Все это можно в мусорку выкинуть». То есть -  деньги уже потрачены, ошибки уже совершены, а теперь вы  сделайте теперь что -  нибудь, чтобы их исправить! И именно в такой ситуации на помощь  приходят фонды, гранты, и так далее. Потому что, если бы не эта поддержка,  то действительно бизнесу было бы очень тяжело. Мы обсуждали с коллегами, некоторые говорят, что  такая поддержка где то немножко «балует» предпринимателей, расслабляет, потому что они знают,  что где то могут «поиграться», поэкспериментировать,  не обращаясь к каким то серьезным инструментам,  и если что - государство поможет, фонды придут на помощь. В этом есть однозначно плюс, потому что есть компании, которым сложно решиться на рискованные стратегии.  Но  нельзя не признать, что есть «моменты расслабления»,  конечно…

-Как вы думаете в ближайшие годы, в связи с такими масштабными переменами в  геополитике, в экономике, в развитии новых логистических транспортных торговых коридоров -  изменится ли роль консалтингового бизнеса?  Станет ли он  более сложным или более доступным, и что вообще лучше: учить предпринимателя бизнесу, или все таки расширять консультационные  услуги , чтобы консультанты помогали компаниям?

- Мне кажется, назрела необходимость  каких то общих  стандартов консультационных услуг. И объединение усилий для того,  чтобы появилось сообщество консультационных компаний.  Консультант не должен «замыкать» бизнес-процессы только на себя. Задача консультанта - создать процессы, внедрить процессы, чтобы компания могла дальше сама действовать, чтобы не было этой  «консалтинговой иглы», как ее иногда называют.

Второй  очень важный момент:   предпринимателей, безусловно,  надо учить  масштабному взгляду на бизнес, раскрывать новые  горизонты, к которым  можно стремиться. Потому что если предприниматели не будут видеть перспективы,  направление , куда развиваться, они не будут знать,  какая именно консультация, помощь  им нужна.  Бизнес должен уяснить: консультант не продает знания, их можно прочитать, получить в интернете, пройти обучение и т.д. Консультант продает опыт, опыт ошибок, которые в учебниках не отражен. В учебниках есть рекомендации, теория, знания. А опыт ошибок,  внутри определенного рынка, внутри определенного сегмента экономики, внутри определенной страны -  это есть только у консультантов. Недаром говорится: «Опыт, сын ошибок трудных…»  Потому что они имеют большое количество проектов и знают все «фарватеры» для того, чтобы провести  судно компании по  этой узкой реке, с порогами и стремнинами…  Руководитель бизнеса старается везде быть главным, но он не может поспеть за всем.

-Просто, наверное, это разные профессии. Кто капитан корабля, а кто – лоцман, который ведет  судно по правильному маршруту…

-Абсолютно согласна. У бизнесмена и его помощника – консультанта совсем разные роли.

 

Оставить комментарий

Бизнес

Когда он ушел... Когда он ушел...
Карлыгаш Еженова
27.03.2015 - 15:17
Я, Набиев. Служение делу Я, Набиев. Служение делу
Карлыгаш Еженова
25.03.2015 - 14:52
Я, Набиев. Служение делу Я, Набиев. Служение делу
Карлыгаш Еженова
25.03.2015 - 14:01
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33