понедельник, 25 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Что зарабатываем – то и «проедаем»…

На II Международном бизнес-саммите Retail Business Kazakhstan 2015 были подняты темы современной покупательской способности населения, а также общественно-политические настроения и их влияние на экономику. На сессии «Мега аналитика» эксперты рассмотрели вопросы динамики потребительского кредитования, главные тенденции на рынке коммерческой недвижимости, влияние текущей экономической ситуации в Казахстане на рынок FMCG.

Выступая на одной из сессий форума Ольга Белоногова, партнер по аудиту CIP & TMT в компании «Делойт»  рассказала о 5 глобальных тенденциях в мировом ритейле, сложившихся к 2015 году. Ежегодно компания проводит анализ деятельности 250 крупных ритейлеров мира с целью выявления общих тенденций. По словам Белоноговой, первым трендом является международный ритейл путешествий. Свыше 1 млрд. человек ежегодно путешествуют по всему миру, и тратят при этом более 1 трлн. долларов. Основными покупателями являются представители среднего класса из развитых стран, в первую очередь, из Китая. Они предпочитают покупать товары класса luxury. Эти товары стали доминировать в аэропортах, постепенно вытесняя зону dutyfree. Ритейлеры уделяют этой категории товара большое внимание. Свыше половины продаж товаров класса luxury приходится именно на туристов.

Второй тренд указывает на растущую важность мобильного ритейла. 65% населения земли используют мобильные телефоны, 83% интернет-трафика идет через смартфоны. К 2017 году онлайн-продажи составят 738 млрд. долларов в год. Две трети покупателей всего мира ищут информацию через смартфон, однако половина покупателей не лояльны к ритейлерам. Они ищут разные каналы продаж, и пойдут туда, где будет быстрее и дешевле, вне зависимости от того, как их обслужили.

Третьим трендом Ольга Белоногова назвала скорость обслуживания и быструю смену ассортимента. При этом опыт покупателя не сводится только к покупке товара. Процесс покупки теперь совмещен с развлечениями и эмоциями.  В качестве примера эксперт привела испанских ритейлеров, которые в формате одного магазина рассматривают возможности сразу для 5 поколений испанской семьи. Такой переход привел к  30-процентому увеличению посещаемости моллов.

Четвертый тренд  - это постоянная связь с покупателями. Современные покупатели хотят видеть информацию о наличии товара с любого устройства и в любое время. Пятый тренд – это инновационный ритейл. По словам эксперта Ольги Белоноговой, сейчас наблюдается большое количество его форм.

Петер Горанов, директор Департамента Стратегического Консалтинга и Оценки, Scot Holland LLP, Part of the CBRE Affiliate Network, Agency & Development, дал оценку покупательскому поведению казахстанцев.

 - Потребительские расходы населения составляют 94% от доходов. Казахстанцы тратят все! Это плохо. Если говорить о структуре расходов, то 42% из 94% тратится на еду. Во многих западных странах существует такой показатель: если на еду тратится 20%  - это опасный признак. Что уже тогда говорить о Казахстане? Для покупки бытовой электроники, фэшн, путешествий остается не так уж и много.

Эксперт напомнил, что бюджет РК рассчитывается, исходя из цен на нефть. По его мнению, ожидается вторая волна девальвации:

 - Мне кажется, что без нее нельзя обойтись. Рубль упал, казахстанский экспорт из-за этого страдает. Чтобы был паритет в бизнесе, нужна девальвация. Отмечу также неуверенность в завтрашнем дне со стороны потребителей. До кризиса люди тратили деньги охотнее. С момента девальвации 40% потребителей меньше ездят отдыхать, стали меньше ходить по ресторанам.

- Многие арендодатели до сих пор не хотят понять, что кризис снова наступил, - говорит Горанов. – Они не хотят обсуждать более гибкие условия аренды. Есть успешные в этом отношении бизнесмены, но их немного. И еще один, крайне важный момент: в Казахстане слишком много бюрократии, слишком много требуется разрешений, рецензий, и все это опять же сказывается на конечном потребителе.

На вопрос о том, силен ли в чем-то казахстанский рынок, эксперт ответил, что его сила – в молодости:

 - Нам есть куда расти!  Таможенный союз открыл рынок в 170 млн. чел, и при определенных экономических условиях РК будет иметь возможность постоянно расширять свой рынок. Тем более, что население страны становится все более грамотным и современным, люди все меньше хотят покупать товары на барахолке, они идут всей семьей в торговые центры.

Генеральный директор Nielsen Kazakhstan Константин Локтев рассказал о глобальных тенденциях рынка FMCG. Он пояснил, что это своего рода барометр поведения покупателя в современных условиях.

 - Возьмем динамику продаж. Темпы роста рынка FMCG практически ушли в ноль к последнему периоду – зима-весна 2015 года. Если говорить об отдельных категориях, не все они ведут себя одинаково, есть падающие, есть растущие категории. Напитки пока еще находятся в плюсе на 9%. А вот на сигареты, продукты, на товары по уходу за домом и товары личной гигиены отмечается снижение продаж. Почему так происходит? Потому что меняется модель поведения покупателей, они покупают меньше. 87% покупателей отмечают рост цен, а это влечет за собой не только рост снижения покупательской способности, но и психологический фактор. Цены растут, значит, надо экономить. С другой стороны, реальные денежные доходы по официальной статистике не снизились, они находятся в позитивной зоне.

Локтев назвал еще один фактор влияния на покупательское поведение  - это настроение в обществе. Ожидание девальвации сильно на нем сказалось. Также огромное влияние на казахстанский рынок оказала девальвация в России.

- Действительно, сейчас не только в нашей стране, но и во всем мире происходят события, которые влияют на развитие ритейла, - отметил Локтев. – Это неизбежно, поэтому нужно постепенно подстраиваться. Будущее за развитием формата магазинов у дома, а не гипермаркетов. Темпы развития онлайн-торговли возрастут. Важно помнить, что всем нам приходится подстраивать стратегию и тактику своего бизнеса под среду, в которой мы находимся. Однако факторы выбора покупателями вашего товара остаются такими же: цена - качество, удобство при совершении покупки и широкий ассортимент. 

Оставить комментарий

Бизнес

Предпочитают Microsoft… Предпочитают Microsoft…
Карлыгаш Еженова
11.06.2015 - 09:57
Движимое – под залог Движимое – под залог
Карлыгаш Еженова
10.06.2015 - 13:59
«Вилы» против антенн «Вилы» против антенн
Карлыгаш Еженова
29.05.2015 - 17:33
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33