Лавочка закрывается
Обращение руководителей предприятий и членов бизнес - ассоциаций, входящих в Палату предпринимателей города Алматы, не вызвало большого общественного ажиотажа, как и никакой реакции со стороны власти. А жаль, потому что они прямо и откровенно обрисовали тяжелую ситуацию, в которую попал сегодня казахстанский бизнес, и рассказали о действиях налоговой и таможенной служб, которые это положение еще и усугубляют.
Бизнес-сообщество Республики Казахстан, говорится в обращении, серьезно озабочено проводимой сегодня Правительством новой политики налогообложения и налогового администрирования. В современных условиях экономического развития она ставит отечественное предпринимательство в неравные условия по сравнению с бизнесом в странах-членах ЕАЭС и снижает потенциальные возможности казахстанских бизнесменов стать конкурентоспособными, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Уровень технологий производства и управления позволяют нам быть на равных с нашими зарубежными конкурентами. Для нас важно, чтобы все запланированные и принятые программы начали эффективно реализовываться, а действующие системы администрирования бизнеса не изменялись в сторону ужесточения, - пишут бизнесмены. - Однако, те шаги, которые сегодня предприняли ряд ведомств и, к сожалению, были поддержаны как Правительством, так и руководством Администрации Президента РК, по нашему общему убеждению не только не позволят реализовать продекларированные стратегические цели в рамках 5-ти институциональных реформ, но и отбросят достижения отечественного бизнеса на десятилетие назад.
Без проведения серьезных расчетов, без анализа возможных экономических и социальных последствий, были приняты рискованные и потенциально негативные для бизнеса решения? Сегодня предлагается ввести налог с продаж со ставкой в 5% (что соответствует примерно 20-25% НДС), а также розничный налог со ставкой от 5 до 12%, снизить в 10 раз пороговое значение постановки налогоплательщиков на учет по НДС (тем самым, распространить данный налог на все субъекты предпринимательства, в том числе и на микробизнес), увеличить более чем в 40 раз размер налога на добычу полезных ископаемых.
Продажа подакцизной продукции в Казахстане и так была под жесточайшим налоговым прессом, а сегодня эти правила хотят еще более ужесточить. Предусмотрено введение в обязательном порядке расчетов через POS-терминалы (независимо от масштаба бизнеса), с применением ККМ с передачей фискальных данных. При этом нам еще предлагают ввести ежегодный лицензионный сбор на реализацию подакцизной продукции.
Отдельный вопрос - внедрение системы обязательного медицинского страхования, неоправданно увеличивающего финансовую нагрузку на бизнес. Расчеты показали, что при снижении порога постановки на регистрационный учет по НДС только для субъектов малого бизнеса, составляющих более 90% от общей численности предпринимательства в Казахстане, налоговая нагрузка увеличится почти в 2 раза. А при введении 5%-го налога с продаж, нагрузка на более чем 500 тысяч малых предприятий увеличится в среднем в 3 раза. Естественно, снизится конкурентоспособность бизнеса, а также инвестиционная привлекательность казахстанской экономики, которая и так не блещет… По расчетам алматинских бизнесменов введение всех мер, связанных с оптимизацией налоговых режимов, введения налога с продаж и розничного налога «аукнется» малому предпринимательству семикратным увеличением налогового бремени.
Таможня также вносит свои «пять копеек» в увеличение предпринимательских проблем. Например, решение ввести сопроводительные накладные на импортные товары еще больше увеличит непроизводственные затраты для предпринимателей. А установление ответственности за непредставление или нарушение сроков предоставления предварительной информации приведет к тому, что к ответственности необоснованно будут привлекаться перевозчики, увеличится число административных барьеров на границе, вырастут издержки при транспортировке грузов.
Не исключено, что в этой ситуации в самой ближайшей перспективе многие предприятия начнут сворачивать свою деятельность, либо возвращаться к «серым схемам». Один только пример: с введением с 1 января этого года ежегодного лицензионного сбора на розничную реализацию алкогольной продукции более 7 тысяч субъектов малого предпринимательства, имеющих маленькие магазины у дома, сдали свои лицензии или приостановили их действие. А это немного-нимало - 3-4 миллиарда тенге, потерянных для бюджета. И тысячи ликвидированных рабочих мест.
Проведенные исследования деятельности более 10 тысяч предпринимателей показали, что на сегодня уже около 28% предприятий приостановили свою деятельность, либо готовы продать свой бизнес, а еще 28% «заморозили» свои инвестиционные программы. При новых налоговых и таможенных правилах закрытие предприятий МСБ может принять неконтролируемый и массовый характер, что вызовет такую же массовую безработицу, бедность и рост социальной напряженности.
Новые инициативы чиновников, которые весьма своеобразно восприняли указание Президента об оптимизации всей хозяйственной жизни, с учетом нарастающего кризиса, раскритиковали многие ведущие экономисты, бизнесмены и инвесторы. Так, например, председатель правления Forte Bank, один из самых опытных в стране специалистов по инвестициям Тимур Исатаев высказался категорически против повышения налоговых ставок. По его мнению налоги, напротив, должны быть еще более снижены. Ни в коем случае нельзя наказывать ни производство, ни потребление на данном этапе, когда только активность бизнеса помогает справиться с трудностями, дает доходы бюджету и главное – сохраняет рабочие места. Логика же «ужесточителей» налогового режима для одного из ведущих специалистов по инвестициям в стране остается за гранью понимания…
Главное, критическое для общества звено кризиса хорошо понимает и сам Президент Н. Назарбаев. Выступая на встрече по приграничному сотрудничеству, недавно он заявил: «Вопрос стабильности во всем мире – это предоставить работу (населению). Это во всем мире главное.» Все другие соображения должны отойти на второй план.
Но здравый смысл, который звучит в обращениях предпринимателей, как видно, резко расходится с той политикой «ручного управления» экономикой целой армией чиновников, которая резко усилилась в последние годы и которая стала закономерным следствием многолетнего паразитирования экономики на природной ренте. Не имея желания менять себя, власть входит в режим жесткой экономии на всем, на чем нельзя «заработать», технично осваивая бюджет. Сокращаются социальные обязательства (хотя это происходит медленно, поэтапно, и под риторику неукоснительного выполнения всего когда-то обещанного). Но увеличение нагрузки на бизнес и общество не сопровождается самоограничением государства, сокращением его вмешательства в дела общества и граждан. Наоборот, неизбежное сужение возможностей освоения бюджетных денег заставляет государственные органы еще больше усиливать контроль за тем, что осталось, потому что они в этом кровно заинтересованы, потому что они воспринимают бизнес как отданный им «в кормление». Отсюда берут истоки многомиллиардные траты денег на необязательные проекты, помпезные мероприятия - при ужесточающейся экономии на незащищенных институтах и категориях населения. Бизнес в такой ситуации рассматривается как неисчерпаемый ресурс доходов и денег, без учета того, что его «предел прочности» в условиях Казахстана и так не очень велик. Если почти половина предпринимателей сегодня подумывает о закрытии своего дела – это уже признак катастрофы. Увеличение налоговой и административной нагрузки может только ускорить этот процесс. И тогда наступит неизбежное: лавочка закроется. Помещение сдается внаем.