Между ВТО и ЕАЭС
Какие последствия будет иметь вступление Казахстана в ВТО? Как изменится торговый, таможенный и налоговый режим, как будут сочетаться интересы и обязательства Казахстана перед ВТО с правилами ЕАЭС? На эти вопросы попыталась ответить министр по делам экономической интеграции РК Жанар Айтжанова на пятом Центрально-Азиатском торговом форуме, прошедшем в Алматы.
Общий товарооборот Казахстана со странами мира за 2014 год составил порядка 120 млрд. долларов США. Ключевыми торговыми партнерами Казахстана являются страны-члены ЕС, на которых приходится 45% общего товарооборота (53,3 млрд долларов США), Российская Федерация -16% товарооборота (19 млрд долларов США), Китай-15% (17 млрд долларов США), Швейцария - 4% (4,7 млрд долларов США), Турция и США .
Товарооборот Республики Казахстан со странами Центральной Азии за 2014 год составил порядка 4,7 млрд.долл. США, из них взаимный товарооборот с Узбекистаном – 2,1 млрд.долл. США; с Кыргызстаном - 1 млрд. долл. США; с Таджикистаном – 700 млн. долл.США; и с Туркменистаном - 475 млн. долл. США, с Республикой Афганистан -161 млн. долл. США и с Монголией -34 млн. долл. США.
С момента приобретения суверенитета между нашими странами существует зона свободной торговли на основе двусторонних договоренностей, также в рамках Соглашения СНГ о ЗСТ, подписанного в 2011 г.
В тоже время, несмотря на существование де-юре беспошлинной торговли, углублению торгово-экономических связей между нашими странами препятствуют так называемые нетарифные и административные барьеры.
В качестве таких барьеров следует назвать дискриминационные косвенные налоги, когда в отношении импортных товаров применяются более высокие акцизные ставки; применение более ограничительных или более жестких технических регламентов и СФС мер в отношении импорта по сравнению с теми, которые применяются в отношении отечественных товаров; и, наконец, сложные и нетранспарентные процедуры импортного лицензирования и таможенного оформления товаров.
В этой связи, предстоящее членство нашей страны в Всемирной торговой организации и, в этой связи, выполнение с 1 января 2016 г. обязательств, принятых нами при вступлении в ВТО, призвано способствовать дальнейшей либерализации внешней торговли Казахстана в целом, и углублению торговли с нашими соседями-партнерами из ЦА региона - в частности.
Так, например, на протяжении последних 10 лет в рамках подготовки к вступлению в ВТО, казахстанское законодательство и правоприменительная практика поэтапно приводились в соответствие с правилами международной торговли.
Первое. В целях сокращения расходов участников внешнеэкономических сделок, связанных с исполнением требований валютного законодательства, упрощены процедуры валютного контроля.
В частности:
-отменены требования лицензирования валютных операций;
-отменены обязательные сроки репатриации валюты по внешнеэкономическим операциям;
Второе. В целях приведения тарифной политики в соответствие с нормами ВТО (статьей 3 ГАТТ- принцип обеспечения национального режима), проведена поэтапная унификация тарифов на услуги магистральной железнодорожной сети во внутреннем, импортном и экспортном направлениях, которая завершилась к 1 января 2013 г.
Третье. Поэтапно унифицированы ставки акцизов, применяемые в отношении отечественных и импортных товаров. Так, акцизы на автомобили и топливо унифицированы в 2009 году, на табак – в 2011 году, на алкоголь – к 1 января 2014 года.
Таким образом, к 1 января 2014 года завершена унификация акцизов на импортные и отечественные товары, подлежащие обложению акцизным налогом.
Четвертое.В национальном законодательстве предусмотрена процедура автоматического импортного лицензирования, при которой лицензия выдается в течение 10 рабочих дней.
С 1 октября 2011 года отменено лицензирование импорта лекарственных средств и фармацевтических субстанций.
Упрощение государственного регулирования сферы лицензирования импорта товаров направлено на снижение административных барьеров в торговле.
Пятое. Процесс подготовки к вступлению в ВТО стал своего рода катализатором совершенствования национальной системы технического регулирования, ветеринарного контроля и обеспечения безопасности пищевой продукции. Что в конечном итоге призвано повысить доверие к казахстанским товарам, а также обеспечить ввоз в страну качественной и безопасной импортной продукции.
Шестое. В результате переговоров по доступу на рынок услуг, Казахстан принял обязательства о дальнейшей либерализации доступа иностранных инвесторов на отечественный рынок телекоммуникационных и финансовых услуг.
Так, например, через 2,5 года с момента вступления в ВТО должно быть отменено 49-процентное ограничение участия иностранцев в юридических лицах, являющихся операторами междугородней и международной связи на территории Казахстана.
Что касается финансового сектора, то через 5 лет после вступления в ВТО будет разрешено создание прямых филиалов иностранных банков и страховых/ перестраховочных компаний, оказывающих услуги на территории Казахстана.
Таким образом, вступление в ВТО призвано обеспечить предсказуемый торговый и бизнес климат в стране, что необходимо для привлечения прямых инвестиций в обрабатывающие сектора экономики и сектор услуг, и в конечном итоге, для сокращения зависимости экономического роста от экспорта сырья и диверсификации национальной экономики.
Седьмое. Казахстан принял решение присоединиться к новому Соглашению ВТО по упрощению процедур торговли (Trade Facilitation Agreement). Имплементация Соглашения по упрощению торговли позволит снизить торговые издержки на 12-17% по всему миру.
Основной проблемой для участия стран, не имеющих выхода к морю, в международной торговле являются высокие затраты на транспортировку и транзит товаров как в импортном, так и в экспортном направлениях. В этой связи, Соглашение по упрощению торговли обязывает страны-члены ВТО обеспечивать упрощение процедур и свободу транзита, что является крайне важным для устойчивого развития экономик нашего региона.
Комментарий редакции:
Вступление Казахстана в ВТО отнюдь не означает, что все проблемы во взаимодействии с нашими торговыми партнерами решены и можно «почивать на лаврах», сложив руки. Официально Казахстан станет 162-м членом организации только в конце 2015 года, во время очередного заседания министерской конференции организации в Найроби (Кения), и после урегулирования всех процедурных формальностей. Требует корректировки и национальное законодательство. Так, сразу после объявлении и вступлении в ВТО заместитель директора департамента внешнеторговой деятельности министерства национальной экономики Канат Олжабаев заявил, что правительство Казахстана проводит работу по ратификации документов по вступлению в ВТО, и для этого будут внесены изменения в 11 нормативно-правовых актов. А сколько еще придется изменить ведомственных инструкций, приказов и методичек, да еще и согласовать их с разными заинтересованными ведомствами! Это может занять немало времени.
Неоднозначно восприняли это событие и наши партнеры по ЕАЭС. Если Россия отнеслась к нему нейтрально, то глава МИД Белоруссии Владимир Макей высказал опасения, что присоединение Казахстана к Всемирной торговой организации (ВТО) может замедлить интеграцию в рамках Евразийского экономического союза.
«Мы оставили в силе огромное количество изъятий и ограничений, которые не способствуют скорому созданию единого экономического пространства, а ведь это главная цель, к которой мы стремились. Более того, решение о его создании отложено до 2025 года, и действия некоторых партнеров приводят к тому, что эти сроки могут быть сдвинуты на более позднее время. Я имею в виду, в частности, вступление Казахстана в ВТО и принятие Казахстаном на себя обязательств, которые снижают уровень таможенной защиты в рамках ЕАЭС», — сказал Макей в интервью газете «Коммерсант». «Мы видим для себя эти риски и будем принимать адекватные меры реагирования» - подчеркнул он.
Казахстану при вступлении в ВТО удалось сохранить субсидирование сельского хозяйства, на отмене которого настаивали наши торговые партнеры, но, увы - только на несколько лет. Размеры субсидий должны год от года снижаться. Справятся ли наши крестьяне с конкурентами на своем собственном рынке – большой вопрос, такой же острый, как и вопрос расширения экспорта не только сырьевых, но и промышленных товаров, услуг и даже технологий. Огромная проблема, о которой говорила Ж. Айтжанова – многочисленные нетарифные и административные барьеры между странами, даже между соседями. Убирают одни – сразу возникают другие, торговая политика лишена предсказуемости, что сильно подавляет активность бизнеса. Достаточно сказать, что годовой товарооборот с нашими ближайшими соседями по региону не превышает оборота с одной только Швейцарией! Вступление Казахстана в ВТО может не только уменьшить, но парадоксальным образом даже и укрепить эти барьеры. Вот над чем нужно постоянно и упорно работать министерству по делам экономической интеграции РК и всему правительству.