Трудности перевода «Зеленой экономики»
Почему частная компания ворочает миллионами общественных тенге, и ни за что при этом не отвечает?
Напомним, что в мае 2013 года президент Назарбаев подписал Указ «О концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике». В результате, в ноябре 2015 года были внесены изменения в Экологический кодекс, в частности, был внедрен принцип расширенных обязательств производителей (импортеров) или РОП.
И уже в январе 2016 года было создано ТОО «Оператор РОП». Компания в одночасье превратилась в монополиста с правом взымать плату с казахстанских производителей и импортеров (а это около 1500 товарных групп) за организацию сбора, транспортировку, переработку, обезвреживание, использование и утилизацию отходов.
Предприниматели еще год назад выражали опасения, что создаваемая в спешке структура, не сможет выполнять свои функции . Exclusive уже обращался к этой теме, смотрите: «РОП уложит в гроб».
По мнению исполнительного директора Ассоциации производителей безалкогольных напитков Алии Мамытбаевой «компания ТОО «Оператор РОП» занимает на рынке доминирующее положение с исключительными правами, сама определяет тарифы, но при этом не несет никакой ответственности, ни перед производителями, ни перед обществом».
Прошел год, и возникает целый ряд вопросов о деятельности новой компании. Пока ясно одно - у ТОО «Оператор РОП» имеются практически неограниченные полномочия и нулевая ответственность, а производителям предлагается взять на себя неподъемную ответственность при отсутствии каких-либо полномочий.
Тем временем, согласно детальному исследованию Center for business partnership, объем собранных отходов в Казахстане по итогам 2015 года составляет 3 235 тысяч тонн. Из них 86 процентов приходится на отходы домашних хозяйств и отходы производства, приравненные к бытовым. Все собранные отходы в полном объеме вывезены, при этом на полигоны попадает более 97 процентов.
Доля отходов, которые проходят сортировку и в дальнейшем могут быть реализованы как вторичное сырье, незначительна и составляет 0,3 процента, а утилизируется только 11,4 процента. При этом сортировочные производственные мощности в Казахстане составляют 335 тысяч тонн в год, что в 10 раз меньше объема всех собранных в том же году отходов. При остром недостатке сортировочных мощностей загруженность существующих в 2015 году составила всего 3 процента.
Обсуждение моделей РОП в предпринимательском сообществе породило массу вопросов, большая часть которых упирается в законодательную и административную плоскости. Так, например, местными исполнительными органами не выполняются требования Экологического кодекса РК в части организации раздельного сбора мусора. Это осложняется еще и тем, что мусор важно и вывезти раздельно, а подобная практика в Казахстане почти отсутствует.
Кроме того, в исследовании показано, что в наших условиях существенно дешевле вывозить отходы на полигон, чем везти их в сортировочные компании. Таким образом, нивелируется сама идея сортировки отходов для дальнейшей переработки.
Также принципиально важно, что действующее законодательство и система управления отходами не устанавливает права собственности на отходы. Если производитель самостоятельно собирает, вывозит, сортирует и перерабатывает отходы, то автоматически он является собственником вторичного сырья и, следовательно, может получить прибыль от его реализации. Но этот аспект никак не закреплен законодательно, равно как и то, что если за сбор и переработку отходов производитель будет платить ТОО «Оператор РОП», то собственником отходов становится данная компания.
Все эти факты говорят о том, что ни государство, ни бизнес-сообщество, ни заинтересованные отрасли, ни общество объективно не готовы к внедрению принципа РОП.
Что касается деятельности компания ТОО «Оператор РОП», о ней известно только то, что руководит ею Рустам Темирбеков, о котором практически ничего неизвестно.
Директор по корпоративным связям с правительством компании «Эфес Казахстан» Чингиз Каскеев говорит, что производители хотят «открытости, прозрачности во взаимоотношениях с этой компанией-монополистом». «Бизнес должен иметь четкую перспективу на несколько лет вперед, мы должны знать принципы образования тарифов. Но сегодня ничего этого нет. Компания только ведет интенсивный сбор денег. И никто не контролирует, куда эти деньги расходуются», - говорит Каскеев.
Чингиз Каскеев считает, что в сфере РОП не нужен монополист, то есть единый оператор, который, по его словам, будет только диктовать условия всем производителям и импортерам. Между тем, сегодня существует именно модель монопольного управления, причем «гибридного» вида.
Работающую модель РОП, считают предприниматели, можно создать совместными усилиями государства, бизнеса и отрасли. «Кроме того, необходимо законодательно обозначить пределы расширенной ответственности производителя, а также закрепить право собственности на отходы», - считает Алия Мамытбаева.
Непродуманность существующей системы законодательства в сфере управления отходами ставит под вопрос реализацию Концепции по переходу РК к «зеленой экономике», поскольку внедряется расширение ответственности производителей по утилизации упаковки. По сути, это новый налог, который, по мнению бизнесменов, может привести к удорожанию всех продуктов в упаковке, кроме хлеба, овощей и фруктов. А миллионы тонн отходов, могут превратиться в миллиарды тенге в кармане у монополиста-оператора ТОО «Оператор РОП».