пятница, 22 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Казахстан – рай для инвесторов?!

Ежегодный рейтинг Всемирного банка по качеству и легкости ведения бизнеса DoingBusiness определил Казахстан на 36-е место.  Казалось бы, всего на позицию хуже, нежели в прошлом году, но куда симптоматичней, что данным ВБ верят все меньше.

 

 

– Региону Центральной Азии необходимо создать более миллиона ста тысяч новых рабочих мест, для этого необходимы сильная политическая воля руководителей, и способность проводить необходимые реформы.

Примерно так началась вводная часть презентации ежегодного рейтинга. Тут можно было бы добавить лишь одно – проводить, прежде всего, «нормальные реформы». В целом, сам доклад ни у кого особых возражений не вызывал, что было отчетливо заметно по скучающим лицам.

Поводов для катастрофических ожиданий, собственно, никаких. Казахстан в этом году уступил пальму постсоветсткого первенства в рейтинге Всемирного банка России. Но это больше похоже на некую политическую ротацию

Ведь немало того нехорошего, что объединяет политические режимы двух стран, включая всем очевидные проблемы не только с инвесторами, но и патологическую коррумпированность, и потенциальные риски, связанные с неизбежным транзитом власти.

Исследователи и составители рейтинга нахваливают Грузию. Вот, кто делает много для делового климата, предпринимательства и привлечения инвестиций! Страна провела 47 реформ за 15 лет, хотя, казалось бы, и Казахстан отстал не так, чтобы совсем очевидно – 41 реформа. Но ведь Тбилиси уже в первой «десятке»(9-е место) и конкурирует с богатыми странами Северной Европы! Видимо, тезис о качестве реформ, их практической эффективностиснова выходит на первый план.

Конечно, можно еще целый год упиваться тем, что: трудолюбивые узбеки пока занимают 74-ю строчку, свободолюбивые кыргызы сдали пару позиций (за последние 7 лет Кыргызстан опустился на 36 строк) и теперь на 77-м месте, таджики, вообще, уверенно обосновались на 123-м месте из 190 стран, а туркмены вовсе участвуют в исследовании DoingBusiness, как пришельцы-наблюдатели из параллельной политической реальности.

Что до России, то она за год все-таки поднялась на пять ступеней вверх. Заслуживает внимания тот факт, что за последние лет пять-шесть, несмотря на все тяжелые политические моменты, россияне проделали путь примерно от того места, где сегодня таджики до 35-го, на котором (повторим на всякий случай) еще год назад находились казахи.

Тут, судя по экскурсу в историю, дело все-таки в реальном наличии той самой политической воли. Ее, по крайней мере, в прежние годы неоднократно демонстрировал Владимир Путин, когда требовал поэтапного, но вместе с тем резкого улучшения странового рейтинга. Можно иронизировать, можно подвергать сомнению, но факт прогресса отражен в этом самом пресловутом рейтинге Всемирного банка.

Более того, в следующем году Путин, кажется, ставил задачу ворваться в топ-20. Интересно, чем ответит на эту гонку воспроизводства малого и среднего предпринимательства экономический партнер – Казахстан?

Иное дело – что дает этот холодный, голый рейтинг в условиях жесткого политического противостояния с западным миром и его ценностями? Ведь на этот список лидеров, успешных, середнячков и беспросветных аутсайдеров должен смотреть потенциальный инвестор.

Оставим в покое стратегического партнера и вернемся на родину. Если говорить о рейтинге Всемирного банка, то его авторы берут за основу одиннадцать базовых показателей, которые включают в себя такие, как простота открытия своего дела, уровень  доступа к кредитованию, разрешительные процедуры на строительство, регистрацию имущества, вопросы юридической защищенности прав миноритарных акционеров, налогообложение, и так далее.

Так вот, беглый, но говорящий анализ 15-го по счету рейтинга DoingBusiness в Facebook опубликовал бывший вице-министр инвестиций и развития Рахим Ошакбаев.

 

 

FakeRating? В новом рейтинге DoingBusiness 2018 по индикатору «Защита миноритарных инвесторов» Казахстан занял 1-ое место среди 190 стран. На мой вкус, этот рейтинг DoingBusiness Всемирного банка потихоньку становится ПРОФАНАЦИЕЙ – очень абстрактной и уже «подкручиваемой» вещью, которая мало что говорит о реальном состоянии бизнес-климата.

Общее место Казахстана в новом рейтинге - 36 место (в 2017 году было 35 место). И по лёгкости ведения бизнеса мы якобы опережаем Италию (46), Бельгию (52), Израиль (54), Турцию (60). Грецию (67).

При этом свое прошлогоднее 35 место Казахстан уступил России, которая поднялась на 5 позиций.

 

Основными причинами снижения в рейтинге стало ухудшение позиций по:

получение разрешений на строительство – 52 место (22 место в 2017)

получение кредитов – 77 место (75 место в 2017)
 

международная торговля – 123 место (119 место в 2017)

разрешение неплатежеспособности – 39 место (37 место в 2017).

 

Позитивные изменения наблюдаются по индикаторам:

подключение к системе электроснабжения – 70 место (75 место в 2017)

регистрация собственности – 17 место (18 место в 2017)

защита миноритарных инвесторов – 1 место (3 место в 2017)

налогообложение – 50 место (60 место в 2017)

обеспечение исполнения контрактов – 6 место (9 место в 2017).

Любопытно, что, по словам отдельных экспертов, продвижению в рейтинге автократических режимов, с неизбежно высоким уровнем коррупции, в чем-то способствовали и периодические смены методик, которыми пользуется Всемирный банк при проведении исследования. Но это, скорее, математические догадки, поскольку Всемирный банк – организация консервативная и такие вопросы комментировать не любит.

Зато можно почти не сомневаться, что министры экономического блока правительства Казахстана неоднократно обратятся к этому рейтингу по самым разнообразным торжественным поводам. Естественно, как к показателю экономической устойчивости в условиях, когда внешне ей как будто бы и взяться неоткуда.

Казахстанцы наверняка не раз услышат, что их страна – ведущий на планете Эдем для инвесторов. О чем свидетельствует Всемирный банк. Ведь тут мы, по данным DoingBusiness, на первом месте!

Куда менее приятно рассказывать про 123-е место в индексе международной торговли. Но здесь исторически нарушен здоровый процедурный баланс между импортом и экспортом. В этом плане политика правительства устроена таким образом, что вывезти из страны продукцию выходит и существенно дороже, и много дольше по времени, чем ввезти. Ввезти – это запросто! Почему так – вопрос как раз к этим самым министрам.

Ну, а самым главным и наглядным индикатором того, что государство действительно делает все возможное для стимулирования, поддержки делового класса и МСБ, вероятно, стал бы массовый открытый исход тех же госслужащих самого разного ранга в бизнес-сектор. Все-таки между словами «бюрократ» и «отечественный товаропроизводитель» существенная большая эмоциональная разница. Правда, сегодня верится в это еще меньше, чем в то, что публикует Всемирный банк. 

Оставить комментарий

Бизнес

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33