Казахстан – рай для инвесторов?!
Ежегодный рейтинг Всемирного банка по качеству и легкости ведения бизнеса DoingBusiness определил Казахстан на 36-е место. Казалось бы, всего на позицию хуже, нежели в прошлом году, но куда симптоматичней, что данным ВБ верят все меньше.
– Региону Центральной Азии необходимо создать более миллиона ста тысяч новых рабочих мест, для этого необходимы сильная политическая воля руководителей, и способность проводить необходимые реформы.
Примерно так началась вводная часть презентации ежегодного рейтинга. Тут можно было бы добавить лишь одно – проводить, прежде всего, «нормальные реформы». В целом, сам доклад ни у кого особых возражений не вызывал, что было отчетливо заметно по скучающим лицам.
Поводов для катастрофических ожиданий, собственно, никаких. Казахстан в этом году уступил пальму постсоветсткого первенства в рейтинге Всемирного банка России. Но это больше похоже на некую политическую ротацию
Ведь немало того нехорошего, что объединяет политические режимы двух стран, включая всем очевидные проблемы не только с инвесторами, но и патологическую коррумпированность, и потенциальные риски, связанные с неизбежным транзитом власти.
Исследователи и составители рейтинга нахваливают Грузию. Вот, кто делает много для делового климата, предпринимательства и привлечения инвестиций! Страна провела 47 реформ за 15 лет, хотя, казалось бы, и Казахстан отстал не так, чтобы совсем очевидно – 41 реформа. Но ведь Тбилиси уже в первой «десятке»(9-е место) и конкурирует с богатыми странами Северной Европы! Видимо, тезис о качестве реформ, их практической эффективностиснова выходит на первый план.
Конечно, можно еще целый год упиваться тем, что: трудолюбивые узбеки пока занимают 74-ю строчку, свободолюбивые кыргызы сдали пару позиций (за последние 7 лет Кыргызстан опустился на 36 строк) и теперь на 77-м месте, таджики, вообще, уверенно обосновались на 123-м месте из 190 стран, а туркмены вовсе участвуют в исследовании DoingBusiness, как пришельцы-наблюдатели из параллельной политической реальности.
Что до России, то она за год все-таки поднялась на пять ступеней вверх. Заслуживает внимания тот факт, что за последние лет пять-шесть, несмотря на все тяжелые политические моменты, россияне проделали путь примерно от того места, где сегодня таджики до 35-го, на котором (повторим на всякий случай) еще год назад находились казахи.
Тут, судя по экскурсу в историю, дело все-таки в реальном наличии той самой политической воли. Ее, по крайней мере, в прежние годы неоднократно демонстрировал Владимир Путин, когда требовал поэтапного, но вместе с тем резкого улучшения странового рейтинга. Можно иронизировать, можно подвергать сомнению, но факт прогресса отражен в этом самом пресловутом рейтинге Всемирного банка.
Более того, в следующем году Путин, кажется, ставил задачу ворваться в топ-20. Интересно, чем ответит на эту гонку воспроизводства малого и среднего предпринимательства экономический партнер – Казахстан?
Иное дело – что дает этот холодный, голый рейтинг в условиях жесткого политического противостояния с западным миром и его ценностями? Ведь на этот список лидеров, успешных, середнячков и беспросветных аутсайдеров должен смотреть потенциальный инвестор.
Оставим в покое стратегического партнера и вернемся на родину. Если говорить о рейтинге Всемирного банка, то его авторы берут за основу одиннадцать базовых показателей, которые включают в себя такие, как простота открытия своего дела, уровень доступа к кредитованию, разрешительные процедуры на строительство, регистрацию имущества, вопросы юридической защищенности прав миноритарных акционеров, налогообложение, и так далее.
Так вот, беглый, но говорящий анализ 15-го по счету рейтинга DoingBusiness в Facebook опубликовал бывший вице-министр инвестиций и развития Рахим Ошакбаев.
– FakeRating? В новом рейтинге DoingBusiness 2018 по индикатору «Защита миноритарных инвесторов» Казахстан занял 1-ое место среди 190 стран. На мой вкус, этот рейтинг DoingBusiness Всемирного банка потихоньку становится ПРОФАНАЦИЕЙ – очень абстрактной и уже «подкручиваемой» вещью, которая мало что говорит о реальном состоянии бизнес-климата.
Общее место Казахстана в новом рейтинге - 36 место (в 2017 году было 35 место). И по лёгкости ведения бизнеса мы якобы опережаем Италию (46), Бельгию (52), Израиль (54), Турцию (60). Грецию (67).
При этом свое прошлогоднее 35 место Казахстан уступил России, которая поднялась на 5 позиций.
Основными причинами снижения в рейтинге стало ухудшение позиций по:
получение разрешений на строительство – 52 место (22 место в 2017)
получение кредитов – 77 место (75 место в 2017)
международная торговля – 123 место (119 место в 2017)
разрешение неплатежеспособности – 39 место (37 место в 2017).
Позитивные изменения наблюдаются по индикаторам:
подключение к системе электроснабжения – 70 место (75 место в 2017)
регистрация собственности – 17 место (18 место в 2017)
защита миноритарных инвесторов – 1 место (3 место в 2017)
налогообложение – 50 место (60 место в 2017)
обеспечение исполнения контрактов – 6 место (9 место в 2017).
Любопытно, что, по словам отдельных экспертов, продвижению в рейтинге автократических режимов, с неизбежно высоким уровнем коррупции, в чем-то способствовали и периодические смены методик, которыми пользуется Всемирный банк при проведении исследования. Но это, скорее, математические догадки, поскольку Всемирный банк – организация консервативная и такие вопросы комментировать не любит.
Зато можно почти не сомневаться, что министры экономического блока правительства Казахстана неоднократно обратятся к этому рейтингу по самым разнообразным торжественным поводам. Естественно, как к показателю экономической устойчивости в условиях, когда внешне ей как будто бы и взяться неоткуда.
Казахстанцы наверняка не раз услышат, что их страна – ведущий на планете Эдем для инвесторов. О чем свидетельствует Всемирный банк. Ведь тут мы, по данным DoingBusiness, на первом месте!
Куда менее приятно рассказывать про 123-е место в индексе международной торговли. Но здесь исторически нарушен здоровый процедурный баланс между импортом и экспортом. В этом плане политика правительства устроена таким образом, что вывезти из страны продукцию выходит и существенно дороже, и много дольше по времени, чем ввезти. Ввезти – это запросто! Почему так – вопрос как раз к этим самым министрам.
Ну, а самым главным и наглядным индикатором того, что государство действительно делает все возможное для стимулирования, поддержки делового класса и МСБ, вероятно, стал бы массовый открытый исход тех же госслужащих самого разного ранга в бизнес-сектор. Все-таки между словами «бюрократ» и «отечественный товаропроизводитель» существенная большая эмоциональная разница. Правда, сегодня верится в это еще меньше, чем в то, что публикует Всемирный банк.