Бизнес зовут на госслужбу
Летом этого года был принят закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по внедрению новых форм государственно-частного партнерства и расширению сфер их применения». Однако, как удалось выяснить Exclusive.kz, столь долго ожидаемый бизнес-сообществом Казахстана документ вызвал в среде предпринимателей неоднозначную реакцию. Бизнес не слишком торопится поступить на госслужбу.
Этот Закон разрабатывался в рамках Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана», которая была обнародована почти год назад, с одной целью: создать в стране условия для развития государственного - частного партнерства. Государство упорно старается привлечь бизнес для реализации важнейших социально-экономических проектов. Но до сих пор его усилия не получали от последнего должного отклика. Для ускорения этого процесса Правительством еще в 2008 году был даже создан специальный Центр государственно-частного партнерства, который разрабатывает модели и формы ГЧП в стране для разных видов бизнеса. Однако на сегодняшний день реально эффективных примеров такого сотрудничества в стране очень мало, да и те, что есть, в большей части находятся на стадии согласований.
Разработчики новых изменений в законодательство о ГЧП считают, что благодаря им все вопросы взаимоотношений бизнеса и государства в этой сфере практически решены. В частности, согласно Законопроекту, изменения законодательства позволят: внедрить новые формы государственного - частного партнерства - институциональное и контрактное; расширить сферу применения государственного - частного партнерства за счет отраслей, не генерирующих достаточный денежный поток (наука, образование, здравоохранение, спорт, жилищно - коммунальное хозяйство) и высокотехнологичных отраслей (информационные технологии).
Предусмотрены новые модели контрактного государственного - частного партнерства, например - создание объекта концессии - передача в государственную собственность. Другая форма - совместная деятельность концессионера и концедента. Есть еще доверительное управление и аренда, а также пользование объектом концессии, находящимся в частной собственности для общественных нужд. Предусмотрен и смешанный контракт ( это все вышеуказанные договоры, плюс к ним договоры на финансирования, услуги, проектирование);
Это позволит внедрить принципы государственного - частного партнерства при передаче объектов государственной собственности в доверительное управление и содержание, при имущественном найме и создать привлекательные условия для частного сектора по инвестиционным проектам, имеющим социальную направленность. По идее, бизнесменам государство будет возмещать не только инвестиционные, но и эксплуатационные расходы по концессии, а также выплачивать вознаграждение.
У государства – свой расчет. Предоставляя право частному сектору на строительство и дальнейшую эксплуатацию объекта, оно получает, во-первых, возможность оплаты инвестиционных издержек в рассрочку, во-вторых, государство сокращает издержки по содержанию построенного объекта в эксплуатационный период;
Частный сектор будет заинтересован построить объект в установленные сроки с обеспечением соответствующего требованиям качества, а в дальнейшем оказывать качественные услуги населению. Предлагается внедрение новых моделей и видов ГЧП, таких как строительство, эксплуатация и передача проекта; смешанные контракты; использование объекта концессии, находящегося в частной собственности для предоставления общественных услуг.
Кроме того, в целях привлечения частных инвестиций в развитие социальной сферы и ЖКХ предусматривается снятие ограничений на передачу в концессию объектов водоподготовки, водоснабжения для реализации возможных объектов по программе «Ак булак».
В закон были внесены поправки, касающиеся уточнения компетенции уполномоченных госорганов в сфере ГЧП, особенностей доверительного управления государственным имуществом, требований, предъявляемых к лицам, претендующим на получение поручительства государства; государственной поддержки деятельности концессионеров; проведения корректировки технико-экономического обоснования концессионного проекта.
Такова, вкратце, общая схема. Она далеко не всех устраивает даже в Парламенте, который ее одобрил. Например, депутат Владислав Косарев вообще назвал закон «уродливым». «В разработке законодательной базы мы отстаем по сравнению с тем, как шагает вперед жизнь. Поэтому лучше подождать» - заявил он.
Представлявший законопроект министр экономики и бюджетного планирования ЕрболатДосаев парировал тем, что если посмотреть на нынешний закон о концессиях, то он не позволяет реализовывать вообще ничего. «Поэтому пока мы будем разрабатывать новый законопроект, многие нормы концессионного проекта позволят работать уже сейчас, если мы заинтересованы в развитии государственно-частного партнерства. Я думаю, идеальных законопроектов у нас нет, кроме нашей Конституции, все остальное мы всегда изменяем и дополняем. Поэтому нам хотелось бы, чтобы эта работа была начата, а вы поддержите и будете вносить уже свои предложения" – заявил тогда Досаев.
Из всего этого можно судить, что новый Закон, который даже и министр деликатно признал «неидеальным», и который правительство все-таки "продавило" через парламент, вызывает замечания предпринимателей, что и подтвердилось, когда Exclusiv.kz попросил их прокомментировать его положения.
- Я вообще не понимаю, зачем для взаимодействия бизнеса и государства нужно создавать новую бюрократическую структуру, разрабатывать сложнейшие схемы реализации проектов, которые просто утопают в согласованиях, пока дело стоит. – считает Любовь Худова, председатель правления Ассоциации предприятий легкой промышленности РК. - Вы посмотрите, что происходит: в стране почти совсем нет своих тканей, отличное сырье - шерсть, кожа, по бросовым ценам идет за рубеж. Почему же не создать современные перерабатывающие предприятия, с новейшим оборудованием, продукция которых очень востребована и у нас в стране, и за рубежом? Ведь сегодня деньги для таких инвестиций есть и у бизнеса, и у государства. Сколько лет мы говорим об этом – с нулевым результатом. Взамен реальных заводов и фабрик мы опять получаем какую-то умозрительную схему - ГЧП, очередных «управленцев», которые от имени государства будут «рулить» бизнесом и распределять деньги. Все это напоминает историю с социально-предпринимательскими корпорациями – СПК, на которых возлагали так много надежд, что они станут локомотивами развития экономики региона, что это будет настоящее государственно-частное партнерство… Что сегодня мы имеем от этих СПК, что они реально создали? Кроме убытков – ничего. И зачем вообще создавать новую систему ГЧП, если те же СПК так и не довели до ума? Скорее всего, кончится тем, что новая создаваемая система ГЧП опять проглотит миллиарды, а толку все-равно не будет».
На проходившем в начале года Форуме частных медицинских организаций Казахстана вопрос ГЧП в сфере здравоохранения подвергся пристальному и нелицеприятному анализу со стороны профессионального медицинского сообщества. Корреспондент Exclusiv.kz воочию наблюдал, как представлявшая эти «модели» взаимодействия государства и медиков главный эксперт Департамента регионального и отраслевого развития государственно-частного партнерства ( есть и такой!) Казахстанского Центра ГЧП АлмаИсина не успевала реагировать на острые вопросы врачей. Как будут распределяться финансовые и страховые риски ГЧП при строительстве, например, больницы? Как стороны будут определять и делить эксплуатационные расходы? Почему реализация проектов ГЧП разбита на множество этапов и отягощена многочисленными согласованиями, растягивающими ее на долгие месяцы и годы? Как частнику участвовать в ГЧП, если сегодня он в неравном положении по сравнению с государственной медициной, кто даст ему гарантии возврата его инвестиций? На эти и многие другие жизненно важные вопросы медики и бизнесмены не получили от эксперта внятных ответов. Общий смысл их сводился к тому, что все должно решаться в ходе разработки и заключения контрактов на ГЧП, индивидуально для каждого проекта. И что бизнесменам не нужно волноваться. Все эти успокаивающие заверения вселяли мало энтузиазма в отношении ГЧП у представителей частного медицины. По мнению большинства, оно для них сегодня чересчур сложно, опасно с финансовой точки зрения и практически недоступно.
КуанышКеримкулов, член Совета Казахстанской Ассоциации медицинских компаний « За качество медицинских услуг»:
- В любой развитой стране медицина представляет собой доходную отрасль. Сектор же государственной медицины в Казахстане сегодня – огромная расходная часть бюджета. Это «черная дыра», куда утекают миллиарды. И, тем не менее, кого-то такое положение устраивает. Чиновники занимаются тем, что распределяют деньги, причем только между «своими» клиниками. Вот вам пример: на этот год Департамент здравоохранения Алматы не заключил с частными клиниками ( а их в Алматы десятки!) ни одного договора! О каком партнерстве можно вообще говорить при таком отношении?Чтобы задумываться о реальном и честном государственно-частном партнерстве, нужно прежде всего добиться равенства всех участников конкурентного рынка медицинских услуг. А этого сегодня нет. И при разработке программ и условий ГЧП нужно привлекать наших представителей, медиков-бизнесменов, а не одних чиновников. Только тогда такое сотрудничество станет эффективным и взаимовыгодным.
Мнения предпринимателей подтверждаются и мировым опытом. Основная область применения ГЧП в мире — постройка автомагистралей. Среди оставшихся самую большую долю занимают проекты в ЖКХ. Есть международный опыт постройки и эксплуатации методами ГЧП больниц и даже частных тюрем, за что недавно ратовал Министр внутренних дел РК КалмуханбетКасымов. Но там результаты очень часто были негативные. В целом опыт успешных концессий можно применить лишь к малой доли казахстанского бизнеса, то есть к крупным и финансово крепким компаниям. Планы же министерства экономики и бюджетного планирования распространить ГЧП почти на все сферы казахстанского бизнеса сами предприниматели считают сомнительным проектом. Причем очень затратным. Так что пусть чиновники, разрабатывавшие новый Закон, не строят иллюзий: не каждый из предпринимателей решится сегодня закружиться с государством в огненном «танце страсти» под скромным названием – ГЧП.
Бизнес
Оксана Ризаненко: Казахстанский рынок рекламы переживает период бурного роста. Но казахстанские компании еще не готовы участвовать в крупных международных тендерах.
Нефтегазовый сектор: улучшение экономических прогнозов на фоне незначительного снижения интереса к сделкам