Молодым везде в РК дорогу!
Молодым предпринимателям необходимо предоставить налоговые каникулы и сделать дешевле кредиты. К этой категории следует относить людей до 35 лет. Об этом exclusive.kz рассказал председатель Ассоциации молодых предпринимателей Казахстана Максат Кожамбек.
— Как Вы оцениваете состояние молодежного предпринимательства? Какие, на Ваш взгляд, проблемы наиболее актуальны в этом году?
— Масштабы развития предпринимательства в нашей стране, как показывают статистические данные, пока отстают от соответствующих показателей развитых стран мира. Согласно сегодняшним реалиям, развитие молодежного предпринимательства нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Сектор МСБ в Казахстане развивается достаточно динамично, однако молодежное предпринимательство не рассматривается отдельно, а вкупе с отраслью в целом.
В современных условиях глобальной экономики развитию малого, и, в особенности молодежного предпринимательства в мире придается особое значение. Как в развитых, так и развивающихся странах, данному сектору отводится ключевая роль в создании новых рабочих мест и улучшении социально-экономического положения населения в целом.
Основные проблемы вовлечения молодежи в предпринимательство связаны прежде всего с недостатком образования, информацией и инвестициями, т.к. молодые люди находятся в менее благоприятном положении по сравнению со взрослыми, у них нет соответствующего доступа к активам, информации и консультациям.
Они сталкиваются с такими проблемами, как недостаточность первоначального капитала, низкая рыночная стоимость предприятий, принадлежащих молодым людям, сосредоточенность на узком спектре услуг.
Как было сказано выше, развитие молодежного предпринимательства нуждается в дальнейшем совершенствовании и должно быть сосредоточено в следующих направлениях:
- Создание на государственном уровне необходимой законодательной базы, стимулирующей молодежное предпринимательство и организация органов управления, ответственных за развитие этой сферы деятельности;
- Пропаганда молодежного предпринимательства;
- Формирование информационно-образовательных условий для развития молодежного предпринимательства;
- Разработка и реализация определенных преференций для молодежного предпринимательства, в частности, создание схем льготного кредитования, налоговые послабления для предприятий, зарегистрированных и управляемых молодежью.
На законодательном уровне категория «молодежное предпринимательство» не отнесена в отдельную категорию с уникальными правами, отличными от других субъектов предпринимательства. Молодежь получает поддержку на общих основаниях со всеми. В стратегических государственных программах не используется определение «молодежное предпринимательство».
В этой связи, при реализации мер по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность, рекомендуется обратить внимание на удовлетворение именно этих потребностей.
— Вы предлагаете увеличить возрастной предел категории молодых предпринимателей. По какой причине? Оценивали ли Вы влияние этого фактора на другие аспекты экономики и социального развития?
— Согласно статистической информации, молодежь Казахстана в возрасте от 14 до 29 лет – это 27 % населения страны, ее численность сегодня составляет 4,5 миллиона человек. С учетом предлагаемого увеличения возрастного предела категории молодых предпринимателей до 35 лет, данная цифра возрастает до 5,2 миллиона человек, что равно 30% всего населения страны. Это огромный потенциал для привлечения молодежи к занятию предпринимательством. Мы непременно должны использовать его.
В целом среди населения, и, прежде всего, среди молодежи, число желающих открыть свое дело значительно. Но подавляющее большинство молодых людей, готовых идти на риски ради увеличения своего благосостояния, в настоящее время имеют для этого ограниченные финансовые возможности.
Если в развитых странах, таких как Канада и Япония, доля занятого населения в секторе МСБ занимает 47% и 75% соответственно, то этот показатель применительно к Казахстану составляет примерно 25%.
Сегодня мы имеем дело с поколением молодежи, которое существенно отличается от предыдущих — это рыночное поколение со своей шкалой ценностей и приоритетами, и от стартовых условий их деятельности зависит будущее.
Задача по увеличению доли занятости экономически активного населения в предпринимательской деятельности до 60-70% не может быть решена без активного включения в нее молодежи как наиболее активной и предприимчивой части населения страны.
Общество должно стремиться к созданию благоприятной среды для развития успешного и устойчивого молодежного предпринимательства, содействия рационализации и синхронизации действующей государственной политики, программ и законодательства.
Поэтому мы поднимаем вопрос закрепления на законодательном уровне правового статуса молодого предпринимателя, определения понятия «молодой предприниматель» и др. и утверждения его возрастного предела в 35 лет. Эта мера позволила бы только улучшить социально-экономическое благополучие страны. Государство, предоставляя молодым людям такие возможности, формирует положительные условия для значительного привлечения молодых людей к занятию предпринимательством.
Утверждение возрастного ценза для молодых предпринимателей позволит законодательно регламентировать поэтапно оказываемую государством поддержку данной категории лиц. Мы считаем, что одобрение статуса молодого предпринимателя и утверждение возрастного ценза положительно повлияло бы на эффективность господдержки и сформировало бы здоровую конкурентную среду между молодыми предпринимателями, обеспечив получение помощи конкретными адресатами и устранило бы искусственное манипулирование компаниями для получения льгот, преференции и другой поддержки.
Здесь следует принимать во внимание тот факт, что данная мера ни в коей мере не связана с осуществляемыми государством социальными выплатами и увеличением бюджетной нагрузки.
— Какими уникальными правами, отличными от других субъектов предпринимательства, Вы предлагаете наделить молодежное предпринимательство? Это будет касаться только прав, или в том числе и обязанностей?
— Молодое поколение является стратегическим ресурсом общества и одновременно одним из важных субъектов. От того, как сегодня обучена и воспитана молодежь, зависит будущее страны. И она требует особого внимания со стороны государства, а у нас в Казахстане молодежь получает поддержку на общих основаниях со всеми.
Назрел вопрос принятия целостного законодательства содействия молодежному предпринимательству, который охватывал бы межсекторальные меры, формы государственной поддержки.
Международная практика показывает, что в различных государствах существует системная поддержка развития молодежного предпринимательства. Не существует единой модели политики по поддержке и стимулированию предпринимательской деятельности среди молодежи. В каждой стране имеется присущая ее особенностям программа развития молодежного предпринимательства, уникальная для конкретного региона. В связи с этим имеются разные цели и задачи.
С учетом изложенного необходимо пересмотреть приоритеты государственной политики по поддержке молодежного предпринимательства, ее адаптации к требованиям современного общества.
Для этого необходимо предпринять следующие шаги:
- обеспечить реализацию приоритетных направлений государственной поддержки молодежного предпринимательства: финансово-кредитного, налогового, нормативно-правового, инфраструктурного, информационного;
- предусмотреть квоту для молодых предпринимателей в рамках существующих форм и инструментов государственной поддержки;
- предоставить налоговые льготы, каникулы и уменьшить налоговую нагрузку для молодых предпринимателей;
- совершенствовать систему кредитования молодежного предпринимательства путем выработки мер по стимулированию банков второго уровня;
- осуществлять закупки продукции (в том числе инновационных) крупными предприятиями и государственными организациями у молодых предпринимателей;
- обеспечить развитие молодежных бизнес-инкубаторов;
- принять комплекс мер по развитию бизнес-образования и системы профориентации молодежи;
- сформировать и укреплять взаимодействие молодых предпринимателей с крупным и средним бизнесом.
Соответственно, применение молодыми препринимателями предлагаемых государством поддержки и возможностей предполагает адекватное бережное отношение к своим обязанностям.
— Расскажите подробнее о предлагаемой Стратегии.
— В настоящее время по инициативе Ассоциации молодых предпринимателей Казахстана разработана Стратегия развития молодежного предпринимательства до 2020 года.
Документ направлен на создание благоприятной среды для развития успешного и устойчивого молодежного предпринимательства, содействия рационализации и синхронизации действующей государственной политики, программ и законодательства, стимулирования предпринимательства среди молодых, выявления проблем и определения путей их решения, поиску новых перспективных подходов.
Для достижения целей Стратегии необходимо задействовать широкий ряд идеологических, институциональных, организационных, финансово-экономических инструментов государственного воздействия в сфере молодежного предпринимательства.
Целью должно стать достижение роста предпринимательской активности молодёжи посредством создания системы мотивации к созданию предприятий, информационной, организационной и консалтинговой поддержки перспективных бизнес-проектов.
Государственным приоритетом должно стать развитие человека как потенциального и действительного производителя научно-технических, предпринимательских и социальных инноваций. Основным адресатом такого подхода является молодежь.
Мы убеждены, что для системной поддержки молодежного предпринимательства в целом необходим целостный документ, как стратегия, своего рода «дорожная карта бизнеса молодежного предпринимательства». Она позволит осуществить массовое вовлечение молодежи в занятие предпринимательством и кардинально изменить восприятие к бизнесу в лучшую сторону.
Бизнес
«Запрещено приостанавливать производственную деятельность предпринимателей, а также проводить проверки по анонимным обращениям» - Финпол
В рамках форума крупного бизнеса «Эксперт-100-Казахстан» определены пути повышения эффективности развития казахстанских компаний
Ричард Хейнсворт: «Банк — это велосипед, на котором, когда он на хорошем ходу, удается делать акробатические трюки и получать высокие бонусы»
Журнал Exclusive составил рейтинг регионов, продемонстрировавших наиболее выгодные вложения в инновации с 2003 по 2011 годы
По результатам рейтинга «Эксперт-100-Казахстан» Казкоммерцбанк стал победителем в номинации «За высокий уровень социальной ответственности»