Казахстанский рынок продаж новых автомобилей за год вырос вдвое.
На днях консалтинговая компания Qncepto представила обзор рынка новых легковых и легких коммерческих автомобилей Республики Казахстан по итогам февраля 2013 года. Результаты впечатляющие. Несмотря на сезонное снижение рыночной динамики, продажи дилеров с начала года выросли вдвое. Наблюдается замедление роста казахстанского автопроизводства, однако на продукцию локальной сборки пришлось 23,57% рынка.
Февраль 2013 г. ознаменовался сезонным замедлением рыночной динамики. В то же время истекший месяц стал самым успешным февралем в истории казахстанского рынка.
Официальными дилерами было реализовано 9 162 легковых и легких коммерческих автомобилей. Эта цифра превысила итоги февраля 2012 г. на 87,82% и показатель января 2013 г. на 4%.
С начала года в республике был продан 17 971 автомобиль. Таким образом, на фоне результатов годичной давности рынок фактически удвоился – прирост достиг 99,79%.
54% февральского роста было обеспечено сбытом автомобилей, выпущенных на территории России. Вклад казахстанского автопроизводства составил 23,53%. Импорт продукции узбекского автопрома дал 13,49% динамики. Оставшимся 8,96% рыночного прироста рынок обязан импорту из дальнего зарубежья.
Сегмент легковых автомобилей
В абсолютных цифрах продажи легковых автомобилей в Казахстане откатились к уровню, достигнутому в начале осени 2012 г. В течение февраля 2013 г. казахстанцы приобрели 8384 легковых автомобиля. Тем не менее этот показатель превысил объемы годичной давности на93,4%. Прирост к январю 2013 г. составил 4,19%.
С начала года в сегменте легковых авто официальными дилерами было продано 16431 единиц транспорта, что в 2,06 раза выше результатов аналогичного периода 2012г. Более двух третей суммарного рыночного роста рынка было обеспечено марками Lada, UZ-Daewoo и KIA.
Структура сегмента в разрезе марок
Увеличение разрыва между наиболее продаваемой в Казахстане маркой и ее ближайшими конкурентами в феврале продолжилось. Обладателями автомобилей Lada стали 3222 казахстанца (+99,65% к объемам февраля 2012 г.). Российскую марку предпочли 38,43% покупателей - почти в четыре раза больше, чем число поклонников бренда №2.
В отчетный месяц впервые за время присутствия на рынке «серебро» завоевала продукция KIA. Ее продажи за год возросли в 3,5 раза, а 863 реализованных автомобиля обеспечили марке вторую позицию и рыночную долю в 10,29%.
Начиная с декабря 2012 г. непрерывно растет и сбыт продукции узбекского автопрома. В феврале дилер UZ-Daewoo реализовал 838 автомобилей, или в 3,7 раза больше, чем годом ранее.
Несмотря на падение доли до 8,54% (12,2% в феврале 2012 г.), 4-ую строчку рейтинга в отчетный месяц заняла марка Hyundai. На ее счету 716 легковых автомобилей и 32%-ный рост сбыта.
TOP-5 бестселлеров февраля замыкает линейка Chevrolet, представленная моделями казахстанской и российской сборки. На них свой выбор остановили 555 покупателей (в 2,5 раза выше показателя годичной давности). По сравнению с февралем минувшего года доля бренда выросла с 5,17% до 6,62%.
Toyota, занимавшая в тот же период 2012 года место второй по популярности марки казахстанского рынка, сегодня на 6-й позиции. Продажи японского бренда растут значительно медленнее конкурентов – плюс 18,86% год –к -году. В феврале они составили 450 единиц (без учета LCV), что повлекло снижение доли до 5,37%.
Символическое отставание отделяет Toyota от другого бренда из страны восходящего солнца –Nissan. Сбыт его дилеров в Казахстане превысил прошлогодние объемы в 2,17 раза и достиг 434 единиц. На марку пришлось 5,18% февральского сбыта.
Восьмым по популярности производителем в отчетный период стал Renault. Казахстанский парк пополнился 206 легковыми авто российско-французского происхождения (против 21 ед. годом ранее). 2,46% - такова сегодня рыночная доля Renault на рынке Казахстана.
SsangYong костанайской сборки в феврале привлек интерес 192 покупателей против 130 годом ранее. Рыночная доля марки сократилась с 3% до 2,29%.
С результатом 181 реализованный автомобиль закрыл месяц дистрибьютор Mitsubishi. Годовой прирост продаж достиг 69,7%. Однако этих темпов оказалось недостаточно, чтобы удержать рыночную долю марки на уровне прошлого года – 2,16% против 2,38% в феврале 2012 г.
Продажи в премиальном сегменте вернулись к значениям мая 2012 года, лишь на 28% превысив прошлогодний результат. Клиентами восьми люксовых марок в феврале 2013 г. стал 141 казахстанец. 59 из них предпочли традиционно лидирующий в сегменте Lexus.
Структура сегмента в разрезе моделей
Тройка моделей-бестселлеров в феврале не претерпела изменений: Lada Priora, Lada Samara иUZ-Daewoo Nexia. На них пришлась ровно треть суммарных продаж легковых автомобилей.
TOP-5 лидеров месяца дополнили Lada Granta и Lada 4x4. Как и месяцем ранее, под №6 в рейтинге значится Hyundai Accent российской сборки.
7-ое место делят две модели KIA: российская Rio и казахстанская Cerato. За ними следуютмалолитражка UZ-Daewoo Matiz и еще одна модель усть-каменогорской сборки Chevrolet Cruze.Завершает первую десятку бестселлеров февраля Nissan Qashqai.
На четыре пункта в рейтинге поднялся Chevrolet Aveo, выпускаемый в г.Усть- Каменогорске (№11). На строчку выше в феврале оказался седан Toyota Camry российской сборки. 13-ую и 18-ую позиции соответственно заняли в феврале кроссоверы KIA Sorento и KIA Sportage местной сборки.
Оставшуюся часть второй десятки лидеров также составляют исключительно внедорожники и кроссоверы. Land Cruiser 200 и Land Cruiser Prado от Toyota под номерами 14 и 20. С 30-го на 15-ое место поднялся Renault Duster российской сборки.
Плюс 6 пунктов на счету Hyundai Tucson (№16 в феврале). С понижением популяр-ности в двадцатку бестселлеров казах-станского рынка вошли также Chevrolet Niva (№16) и Nissan Juke(№19).
Сегмент легких коммерческих автомобилей
Продажи легкой коммерческой техники в начале 2013 года откатились к показателям середины минувшего года. В феврале было реализовано 778 автомобилей категории LCV, или на 43,28%больше прошлогоднего значения. Прирост стал возможным исключительно благодаря низкой базе начала 2012 г. Февральский сбыт превысил результаты января текущего года лишь на 2,1%. С начала 2013 года продажи легких коммерческих автомобилей составили 1540 единиц, что выше итогов января-февраля 2012 года на 50,01%.
Структура сегмента в разрезе марок
Продажи малотоннажных автомобилей марки GAZ в феврале составили 399 единиц (+34,3% к прошлогоднему значению). Сбыт коммерческих моделей UAZ также продемонстрировал положительную динамику, но лишь благодаря низким цифрам начала 2012 года. В феврале был реализован 191 автомобиль, что на 67,54% выше прошлогоднего показателя. Впервые с середины 2012 года в тройку лидеров вернулся бренд Hyundai. На его счету 77 автомобилей в сегменте малотоннажной техники. Дилеры FAW и Toyota реализовали 49 и 33 автомобиля LCV соответственно.
Структура рынка новых легковых и легких коммерческих автомобилей в разрезе компаний-дилеров
На поле борьбы дилерских групп сохраняется статус-кво, зафиксированный по итогам 2012 года. На протяжении восьми месяцев подряд более половины всех продаж легковых автомобилей в Казахстане совершается в филиалах холдинга «БИПЭК АВТО». Рыночная доля этой группы в феврале достигла 53,38% против 52,66% годом ранее.
Впервые за минувшие полгода до второй строчки в рейтинге дилеров поднялась КМК «Астана Моторс». Её рыночный вклад составил 13,01% (14,94% в феврале 2012 г.). С апреля 2012 года доля«Меркур Авто» колеблется вокруг 10%-ной отметки. В отчетный месяц на деятельность компании пришлось 10,63% казахстанского авторетейла (против 6,95% в феврале 2012 г.). Маркам, представленным в сети «Вираж», отдали предпочтение 6,55% казахстанских покупателей. В аналогичный период 2012 года эта цифра достигала 8,36%. Последним фигурантом пятерки ведущих дилеров осталась компания «Аллюр Авто», чья рыночная доля увеличилась с 3,98% до 4,32%.
Производство легковых автомобилей
Объемы производства легковых автомобилей в Казахстане по итогам февраля оказались заметно скромнее результатов декабря-января. С конвейеров двух автосборочных предприятий сошли 2072 автомобиля. С начала 2013 года на территории Казахстана было выпущено 4 983 легковых автомобиля, или в 2,64 раза больше, чем в аналогичный период 2012г.
По итогам января-февраля на долю АО «АЗИЯ АВТО» (г.Усть-Каменогорск) пришлось 4 325 выпущенных автомобилей. На базе АО«Агромашхолдинг Казахстан» (г.Костанай) в отчетный период было собрано 658 автомобилей.
Продажи легковых авто казахстанского производства в январе-феврале 2013 г. составили3 873 единицы – в 2,52 раза выше прошлогоднего показателя. Таким образом, доля казахстанской продукции в сегменте легковых автомобилей возросла с 19,25% за два месяца 2012 г. до 23,57% в тот же период 2013 г.