Сколько существует Казахстан, столько и борется с коррупцией. С каждым годом эта борьба становится все решительнее. Однако результат неутешителен. Почему? Возможно, ответ на этот вопрос даст опыт современной Грузии.
Образ нынешней Грузии во многом принято связывать с фигурой Михаила Саакашвили. О нем многие из нас судят как о ставленнике американцев, «пожирателе галстуков» и далее в этом духе. Отчасти в этом имеется большая «заслуга» российских СМИ с учетом известных обид Кремля на Саакашвили. С другой стороны, сказывается привычка превозносить «дальнее зарубежье», те же Сингапур или Чили, при этом снисходительно относиться к опыту соседей по постсоветскому пространству. А зря.
Надо сразу сказать, что Саакашвили в 2004 году досталось тяжелое наследство: экономическая разруха, высокий уровень безработицы, инфляции и преступности, постоянные сбои с тепло- и энерго-снабжением. Общую картину усугубляли хронические внутриполитические дрязги и посягательства на территориальную целостность страны. Последний фактор даже привел к фактической блокаде Грузии со стороны России.
Свой путь к реабилитации Грузии Саакашвили начал с административных реформ. Борьба с коррупцией началась в тех сферах, где она была наиболее выражена, в частности в правоохранительных органах. Своими первыми указами президент уволил всю верхушку силового блока, которая считалась главной опорой его предшественника Эдуарда Шеварднадзе. В эпоху Шеварднадзе правительственный аппарат разросся до неимоверных размеров, обладая расширенными функциями и полномочиями, но при этом находясь за пределами общественного контроля. Как следствие, наблюдался высокий уровень коррупции. Эта эпидемия распространилась не только среди высоких должностных лиц, но также на самом низком уровне бюрократического аппарата. Все общественные расходы были непрозрачны и исчезали, как правило, в неизвестном направлении. Львиная доля правительственных фондов оседала в карманах частных лиц, правительство не принимало мер по финансовой дисциплине и прозрачности.
Первой под раздачу попала ГАИ. Через несколько дней после президентских выборов Саакашвили выступил по всем каналам национального телевидения и предъявил «гаишникам» ультиматум: либо в недельный срок они перестают брать взятки и запугивать людей на дорогах, либо уволят всех без исключения. Была проведена масштабная операция по выявлению фактов коррупции, результаты которой пригодились, когда парламент Грузии с подачи президента принял закон «О патрульной полиции». Новое ведомство объединило бывшую дорожную полицию и оперативную службу, около 40 000 полицейских были уволены и заменены новыми общей численностью 15 000 человек. Кроме того, в первые месяцы работы патрулей эфир ведущих телекомпаний был переполнен кадрами дачи взяток новым «гаишникам», которые снимались скрытой камерой агентами спецслужб. Пойманные на взятке в размере 50 долларов отправлялись в тюрьму. Против 120 чиновников были проведены показательные процессы по обвинениям в коррупции. Так продолжалось до тех пор, пока взятки не исчезли. Но без контроля нельзя, поэтому работа сотрудников патрульной полиции регулируется так: ротация, диверсификация, мотивация и наказание (в случае задержания) или поощрения, PR-кампании, выслеживание и оперативная работа, в том числе прослушка.
Саакашвили сумел не просто радикально обновить ведомство, а фактически создать его с нуля, до основания разрушив предыдущее. Но реформирование оказалось возможным потому, что, во-первых, само общество было уже готово к реформам и изменениям. Словосочетание «моя милиция меня бережет» давно звучало как издевательство. Во-вторых, это был комплекс мер, взаимодополняющих друг друга.
Так, была повышена зарплата грузинских полицейских. Отныне они стали получать $500–1000 + социальный пакет, квартира, страховка, льготы, а также ранняя и достойная пенсия. Одновременно власти начали PR-кампанию популяризации полиции. Это конкурсы на лучший ролик, песню, клип и т. д. На улицах вывесили билборды с фотографиями улыбающихся патрулей. Полицейских приглашали в школы, чтобы те проводили уроки. И вскоре грузинские дети вместо игры в «крутых пацанов» стали играть в грузинских полицейских, которые этих преступников ловят.
В результате реформ прежний уровень коррупции был устранен, стало практически невозможно решить проблемы путем взятки, купить водительские права и т. д. Согласно глобальному индексу восприятия коррупции, Грузия заняла 67-е место из 180 стран в 2010 году, попав между Италией (66) и Бразилией (68). В 2003 году, для сравнения, Грузия занимала 124-е место из 133 стран мира. Существенно выросло доверие к полиции. Согласно опросу общественного мнения, 81% граждан доверяют полиции — это третье место после церкви и армии. Снижение коррупции в силовых органах благоприятно отразилось на имидже власти в целом. Тот же опрос показал, что доверие общества к президенту и правительству составило 57 и 56% соответственно.
Философия этой реформы заключается в следующем: чем меньше государственных органов и сотрудников — тем лучше. А вот цель, поставленную для вывода экономики из тупика, можно сформулировать так: Грузия должна стать самой дешевой и самой привлекательной для бизнеса экономикой мира. Поэтому вслед за конституционной и административной реформами было решено осуществить 100-процентную приватизацию, снизить налоговую нагрузку на бизнес, провести масштабную дерегуляцию, ликвидировав расточительные агентства, а также масштабные реформы в образовательной, здравоохранительной и военной областях. Были также разработаны специальные целевые программы для помощи безработным и социально уязвимым слоям населения. При этом государственная пенсионная система была реформирована таким образом, что ее основой стали добровольные индивидуальные взносы.
Положительную роль в развитии частного бизнеса сыграли сокращение (в 2006 г.) и полное упразднение (в 2007-м) уставного капитала, а также минимизация числа необходимых лицензий с 944 до 150. Грузия стала единственной страной постсоветского пространства, где можно зарегистрировать предприятие любого типа за три дня, подав документы только лишь в налоговый офис. Причем предпринимателю для получения лицензии не обязательно обивать чиновничьи пороги. Этим занимается одно конкретное лицо. Другая немаловажная деталь: если раньше бизнесмен в Грузии при подаче заявки на выдачу лицензии не получал никакого ответа, то это означало, что в выдаче лицензии ему отказано. Сейчас же работает иной принцип: молчание — знак согласия. Если же предприниматель получает отказ, то отказ должен быть обязательно аргументирован.
Эти и другие реформы привели к заметному экономическому росту, а также улучшили инвестиционный климат. Доклад о простоте ведения бизнеса за 2010 год, составленный Международным банком и Международным валютным фондом, присвоил Грузии 11-е место из 183 стран, объявив ее страной с лучшими показателями в Восточной Европе и Центральной Азии. Также Грузия получила оценку в 69,8 балла по шкале от 0 до 100 по индексу экономической свободы за 2009 год, составленному фондом «Наследие» и Wall Street Journal. Грузия улучшила показатели на 0,5 пункта по сравнению с 2008 годом и стала 32-й самой свободной страной в мире и 19-й в Европе!
На поверку оказывается, что особого рецепта борьбы с коррупцией не существует — грузинского, сингапурского, финского и т. д. В отличие от многих руководителей постсоветских держав, находящихся на распутье, Саакашвили просто не стал совершать ошибок соседей и изобретать велосипед. Ключ к успеху заключался лишь в ставке на здравый ум, помноженный на политическую волю. Как заметил в свое время Мао Цзэдун, для того, чтобы научиться плавать, надо начать плавать. Так и Саакашвили, пускай и звучит банально, чтобы побороть коррупцию, боролся, а не имитировал бурную деятельность.
На улицах вывесили билборды с фотографиями улыбающихся патрулей. Полицейских приглашали в школы, чтобы те проводили уроки. И вскоре грузинские дети вместо игры в «крутых пацанов» стали играть в грузинских полицейских, которые этих преступников ловят.
Комментарий независимого редактора
Интересный материал. Полезен всем, кто занимается административной реформой и борьбой с коррупцией. Данный материал показывает также важность конкурентоспособности нашего информационного пространства. Мы должны научиться смотреть на мир своими глазами, исходя из интересов и потребностей Казахстана. Для нас ценен любой положительный опыт. Этот материал также обращает внимание элиты на ее ответственность, которая заключается в достоверном информировании сограждан об опыте разных стран.