Порт Актау в системе международного коридора ТРАСЕКА Меры устойчивого развития
Интеграция транспортного комплекса Казахстана в Евразийскую транспортную систему и формирование системы транспортных коридоров определены государством в числе приоритетных направлений развития отрасли. В связи с этим за последние десять лет в развитие транспортно-коммуникационного комплекса страны вложено 1,4 трлн тенге, в объеме $4,2 млрд привлечены займы международных финансовых институтов. При этом объем перевозимых грузов за эти годы увеличился в 1,8 раза — до 2,5 млрд тонн.
В настоящее время главным ориентиром в развитии отрасли является Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию РК на 2010–2014 годы (ФИИР). Документ довольно четко демонстрирует краткий анализ текущей ситуации в республике (на 2010 год) и в соответствии с ним определяет 13 целевых индикаторов выполнения поставленных задач. Среди них — увеличение основных показателей транспортно-коммуникационного комплекса, повышение скорости грузового сообщения на 15–20%, а по основным международным транспортным коридорам — на 20–30% и др. Достижение этих задач способствует созданию устойчивой инфраструктурной цепи перевозок, что, в свою очередь, является требованием других, международных программ, в которых участвует Казахстан. В частности, программы ТРАСЕКА.
На территории страны, согласно данным Министерства транспорта и коммуникаций, проходят пять сложившихся международных транспортных коридоров. Это Северный коридор Трансазиатской железнодорожной магистрали (ТАЖМ), Южный коридор ТАЖМ, Центральный (среднеазиатский) коридор, «Север–Юг» и TРACEКA (Восточная Европа–Центральная Азия через Черное море, Кавказ и Каспийское море (на участке Достык–Алматы–Актау)).
В проекте Европейской комиссии ТРАСЕКА наша страна участвует с мая 1993 года. Его стратегия предусматривает поэтапное развитие международного транспортного коридора Европа–Кавказ–Азия. При этом основной акцент делается на создание устойчивой инфраструктурной цепи перевозок с постепенной интеграцией коридора в Трансъевропейские транспортные сети.
С целью повышения привлекательности казахстанских транспортных коридоров в Казахстане разрабатывается новая концепция развития транспортно-логистической системы. Одним из крупнейших проектов в данной сфере является развитие международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос», который будет способствовать полноценному использованию транзитного потенциала страны, включая порт Актау, который в цепочке программы ТРАСЕКА является одним из важнейших звеньев.
Порт Актау — единственный морской порт республики, предназначенный для международных перевозок сухих грузов, нефти и нефтепродуктов. На его долю приходится треть общего объема грузопотоков на Каспии.
После реконструкции порта в 1999 году возможности погрузочно-перегрузочного комплекса по обслуживанию сухогрузов доведены до 1,55 млн тонн в год при сохраненных прежних возможностях по перевалке нефти — 8 млн тонн в год. Эта работа продолжается и в настоящий момент, так как в порту реализуется проект расширения в северном направлении с созданием новой гавани.
«Мы сейчас даем порту второе дыхание. Полная реализация проекта позволит переваливать в год свыше 4 млн тонн сухих грузов, что, в свою очередь, даст новый толчок динамичному развитию порта, — говорит руководитель РГП «Актауский международный морской торговый порт» Берик Уандыков.
С начала работы паромного комплекса порта объемы переваливаемых грузов в рамках транспортного коридора ТРАСЕКА резко возросли. В порту стало возможным осуществлять накат и выкат железнодорожных вагонов на специализированные паромы класса «Советский Дагестан» и «Дагестан-1» и транспортировку до 28 и 52 вагонов одним рейсом соответственно. В рамках ТРАСЕКА задействованы железные дороги Азербайджана, Грузии и грузинские порты на Черном море Поти и Батуми.
В 2010 году транзит грузов по транспортным коридорам Казахстана составил 15 млн тонн. Объем перевалки паромных грузов на железнодорожном комплексе порта Актау достиг 607 тыс. тонн. При этом в рамках транспортного коридора ТРАСЕКА через железнодорожно-паромный комплекс порта на маршруте Актау–Баку традиционно перевозится порядка 400 тыс. тонн грузов в год. В нынешнем году порт уже идет на рекорд — объем паромных перевозок за 10 месяцев 2011 года составил свыше 1,3 млн тонн, что практически в три раза превышает плановый показатель.
В настоящее время основу грузовой базы Актауского порта составляют генеральные и наливные грузы: нефть и нефтепродукты, металл, зерно. Проектная мощность порта, который имеет 12 причалов, составляет 11,5 млн тонн в год, и этого уже недостаточно, чтобы обеспечивать потребности экономики и развивать транспортный потенциал страны.
Учитывая перспективный рост объемов грузоперевозок, а также полную загрузку портовых мощностей, в рамках программы по расширению порта Актау в северном направлении созданы защитные гидротехнические сооружения, планируется проведение дноуглубительных работ, строительство трех сухогрузных терминалов, включая один зерновой. За счет модернизации существующего оборудования и внедрения новых технологий пропускная способность морского порта Актау будет доведена до 16 млн тонн.
В деле развития транзита на маршруте Актау–Баку–Актау важную роль играет смешанное железнодорожно-водное сообщение, позволяющее посредством паромных перевозок обеспечивать транспортировку грузов в вагонах в бесперевалочном режиме.
Между тем актуален вопрос активизации ро-ро-перевозок (такелажный способ). Данный вопрос преимущественно связан с высокой интенсивностью автотрейлерных перевозок на маршрутах Турция–Казахстан с двусторонней загрузкой. В порту Актау на сегодняшний день есть три универсальных причала для обработки генеральных и навалочных грузов, причал для перевалки зерна и судов типа ро-ро. «Общая длина этих сооружений — более полукилометра, одновременно здесь могут швартоваться четыре судна. Успешно действуют железнодорожный паромный комплекс, четыре нефтеналивных причала, имеющие возможность одновременной обработки четырех танкеров водоизмещением до 12 000 тонн», — отмечает Берик Уандыков.
В рамках собственной маркетинговой политики предприятие проводит постоянную работу по диверсификации грузоперевозок, а также привлечению новых грузопотоков. Вместе с тем руководством порта активно предпринимаются меры по повышению производственной эффективности предприятия. В частности, в канун 20-летия независимости республики планируется создание центра обслуживания, работающего по принципу одного окна. По словам первого заместителя директора РГП «Актауский международный морской торговый порт» Даурена Кутпанбаева, в данном центре будут также участвовать таможенные и пограничные службы, которые в одном помещении будут предоставлять весь спектр услуг по таможенной очистке, пограничному контролю и оформлению соответствующих документов. Кроме того, предприятие намерено создать свой интернет-портал, где в онлайн-режиме будет предоставляться информация о наличии предложений по судоходным компаниям и складским площадям, а также по тарифам не только в порту Актау, но и в других каспийских гаванях.
Порт Актау предоставляет услуги, отвечающие требованиям международных стандартов ИСО 9001:2000 и ИСО 14001:2004, и принимает меры по их дальнейшему совершенствованию. Особое внимание уделяется охране окружающей среды. С внедрением системы экологического менеджмента ИСО 14001 меры экологической безопасности на предприятии реализуются в соответствии с международными требованиями. В перспективе дальнейшего развития системы менеджмента — внедрение системы в области профессиональной безопасности и охраны труда.
Успешная работа порта Актау отмечена международными призами и премиями правительства Республики Казахстан за постоянное стремление к улучшению качества деятельности предприятия, инновации, технологию и современный менеджмент.
На сегодняшний день порт Актау — самый современный, технически оснащенный и высокотехнологичный порт на Каспии, который играет значимую роль в укреплении мощи Казахстана и его дальнейшей интеграции в мировую транспортную сеть.
ТРАСЕКА (акроним Transport Corridor Europe Caucasus Asia) — межгосударственная программа Европейской комиссии TAСIS–ТRACECA, которая ставит своей целью развитие сотрудничества в области транспорта по коридору Европа–Кавказ–Азия. Казахстан в проекте участвует с мая 1993 года. Участниками программы также являются Азербайджан, Иран, Румыния, Узбекистан, Армения, Таджикистан, Болгария, Кыргызстан, Турция, Молдова, Грузия, Украина.