Статистика страховых выплат по ДТП должна работать на снижение аварийности
Недавно страховая компания НСК обнародовала результаты исследования страховых выплат по ДТП в 2011-м и за 9 месяцев 2012 года. Подобная статистика в очередной раз поднимает проблему большого количества аварий на дорогах и вопросы о том, как их уменьшить. Страховщики предлагают несколько малозатратных способов, которые, впрочем, уже известны, но, тем не менее, до сих пор практически нигде не реализованы.
В исследовании учтены более 4,5 тыс. выплат по ДТП, произведенных НСК с января 2011 года по октябрь 2012 года. На основе частотности ДТП и соответственных выплат по ним выбраны десять самых распространенных марок автомобилей.
Бессменным лидером является Toyota, что отражает большую долю данной марки в общей численности автомобилей на дорогах Казахстана. На втором месте — Volkswagen, на третьем — Audi. Также в пятерку лидеров попали автомобили Mitsubishi и ВАЗ. Как ни парадоксально, автомобиль BMW, который, по мнению казахстанцев, чаще всего попадает в аварии, расположился лишь на 10-м месте. По сути, этот рейтинг еще раз подчеркивает предпочтения казахстанцев при выборе автомобилей.
В исследовании на протяжении трех лет (с 2010 по 2012 г.) наблюдается тренд увеличения частоты выплат в начале года — с января по март — более чем в два раза по сравнению с остальными месяцами. В летнее время наблюдается существенный спад, а ближе к сентябрю и до конца года частота выплат увеличивается.
«Согласно имеющейся статистике убытков за пять лет, можно сделать вывод, что в среднем на каждые 100 страховых полисов гражданско-правовой ответственности автовладельцев приходится один заявленный страховой случай», — комментирует результаты исследования Александр Тулешов, заместитель председателя правления АО «НСК».
По техническим причинам и особенностям заполнения единой страховой базы данных (ЕСБД) в исследовании невозможно учесть год выпуска автомобилей, а также обстоятельства совершения ДТП. Страховщики подчеркивают, что потенциал базы до конца не использован. В долгосрочной перспективе необходима интеграция ЕСБД с базами данных государственных организаций, в том числе дорожной полиции и судебных органов. Кроме того, ЕСБД могла бы применяться для выявления случаев страхового мошенничества.
Также за последние годы страховщики отмечают постоянный рост средней выплаты по ДТП. Если в январе 2011 года она составляла 180 тыс. тенге, то в августе 2012-го — уже 245,5 тыс. тенге. Это связанно с постоянным обновлением автомобильного парка страны, увеличением стоимости услуг СТО, инфляцией. Самый большой размер средней выплаты — в Алматы и Астане. В то же время ежегодное увеличение стоимости обязательной автостраховки (ОС ГПО ВТС) в связи с увеличением МРП несопоставимо с ростом выплат.
Для уменьшения количества ДТП на дорогах и, соответственно, убыточности НСК предлагает реализовать несколько действенных мер, которые не требуют больших затрат, но способны снизить уровень аварийности на дорогах Казахстана. Например, убрать левый поворот на основных автомагистралях, а где необходимо — оборудовать его стрелками, установить кнопочные светофоры для пешеходов на крупных автодорогах, перенести автобусные остановки за пешеходные переходы.
Статистика выплат по ДТП в АО «НСК» по обязательному автострахованию (ОС ГПО ВТС) с 1 января 2011 г. по 1 октября 2012 г.
|
||||
|
Марка |
Модель |
% от общего кол-ва выплат по ДТП |
Общее кол-во выплат по ДТП |
1 |
Toyota |
Camry, Corolla |
17,41 |
4527 |
2 |
Volkswagen |
Golf III, Passat |
11,75 |
|
3 |
Audi |
В4, 80, 100 |
10,4 |
|
4 |
Mitsubishi |
Galant, Outlander |
9,8 |
|
5 |
ВАЗ* |
- |
7,62 |
|
6 |
Nissan |
Primera, Maxima |
5,3 |
|
7 |
Mazda |
626, 323 |
5,1 |
|
8 |
Lexus |
RX300,GS300 |
4,77 |
|
9 |
Mercedes |
E-class |
4,36 |
|
10 |
BMW |
525, 325 |
3,38 |
|
11 |
Прочие |
24,88 |
Примечание: в графе «Марка» учитываются все автомобили данной марки, попавшие в ДТП.В графе «Модель» указаны модели автомобилей, которые занимают более 50% от всех аварийных случаев, приходящихся на эту марку. Если указаны две и более модели — каждая из них занимает 25 и/или более процентов. В графу «Прочие» включены остальные марки автомобилей, не попавшие в TOP10, в том числе грузовые.
* Ни одна из моделей указанной марки не занимает 25 и/или более процентов от общего числа выплат по данной марке.