Казахстан уже не конкурентоспособен?
Всемирный экономический форум (ВЭФ) опубликовал ежегодный Отчет по глобальному индексу конкурентоспособности (ГИК) за 2018. По результатам рейтинга Казахстан занял 59-е место со средним баллом 61,8.
Республика упала на 2 позиции, хотя министерство национальной экономики в своем сообщении почему-то вводит людей в заблуждение, утверждая, что страна осталась на том же месте, что и годом ранее. Это не так, падение может и не катастрофическое, но оно есть.
Однако здесь важно другое - в свое время вхождение Казахстана в 50 конкурентоспособных стран мира называлось прорывом страны, было объявлено о досрочном выполнении программы по развитию до 2030 года.
Теперь Казахстан уже не в ТОП-50, и рискует вылететь из порога 50-60, где он сейчас закрепился. Что же случилось, Казахстан перестает быть конкурентоспособным. С этим вопросом Exclusive.kz обратился к финансовым аналитикам
Андрей Кочетков, ведущий аналитик компании «Открытие Брокер»:
Любая методика оценки каких-либо параметров может обладать ограничениями, как по аппарату анализа данных, так и по полноте представленных данных. Когда идет речь о замерах в странах СНГ, то часто можно столкнуться с дефицитом информации.
В частности, оценка конкурентоспособности Белоруссии и Туркменистана не проводились, так как по ним нет достаточного объема данных. Тот факт, что Казахстан вошел в рейтинг, уже говорит о достаточно развитой статистической службы и прозрачности экономики.
Естественно, что банковский сектор в Казахстане постоянно является головной болью властей. Возможно, что по данному направлению стоит перенять российский опыт. Он, хоть и жесткий, но все же позволил навести относительный порядок в банковской сфере с последующим повышением уровня управления рисками.
Соответственно, для повышения конкурентоспособности в этой сфере может потребоваться консолидация в банковской сфере и повышение ее устойчивости перед рисками. Почти во всех странах, которые ранее были республиками СССР, одной из главных проблем торможения экономики является предпринимательство. Государство боится предоставлять малому и среднему бизнесу слишком много свободы, хотя постоянно требует финансовых платежей в бюджет.
Меж тем, мы с детства знаем, что сначала надо накормить, а потом уже что-то требовать. Иначе есть вероятность на корню извести все попытки развития предпринимательства, загнав значительную его долю в серую экономику, или вовсе в криминальный сектор.
Соответственно, предпринимательскую сферу можно и не финансировать, но, как минимум, ее не стоит душить налогами на начальном этапе.
К слову говоря, экономические чудеса в мире чаще всего, если не в каждом случае, были связаны именно с улучшением условий для малого и среднего бизнеса. Замедление экономики происходит непосредственно при укрупнении экономических субъектов, которые становятся неповоротливыми и неэффективными. Работа над этими двумя показателями позволит Казахстану существенно улучшить свой рейтинг в глобальной конкурентоспособности, так как в остальных сферах дела идут не самым плохим образом.
Улучшение рейтинга также повысит привлекательность Казахстана для глобальных инвесторов в качестве цели по организации производств, или реализации иных проектов. В любом случае, даже акцент на развитии предпринимательской сферы позволит улучшить бюджетные доходы в будущем, а также обеспечить банковскую сферу стабильным рынком реализации финансовых услуг. На текущем этапе, в целом, нас не должны волновать методики сбора и обработки информации.
Главное, что данный рейтинг позволяет сравнивать текущую ситуацию в стране с другими государствами. Это поможет выработать необходимую стратегию развития, а также снять страхи, которые постоянно присутствуют у чиновников правительств. Фактически, проблемы в странах СНГ проблемы схожие и различаются лишь по уровню их глубины.
Соответственно, можно надеяться, что Казахстан также начнет с банковской сферы, а затем и приступит к преодолению проблем с предпринимательством, что также станет примером и для Росии, которая на текущий момент занимает 43 место в рейтинге глобальной конкурентоспособности, но также тормозит своё развитие в области малого и среднего бизнеса.
Артем Деев, ведущий аналитик Amarkets:
Значительный вес имеют вопросы совершенствования образования и технологического развития, поэтому только благоприятная ценовая конъюнктура на рынках сырья не способна в одиночку вытаскивать страны наверх в рейтинге, так как цены волатильны, а индекс формально настроен на фиксацию среднесрочных трендов, способных поддерживать рост конкурентоспособности страны.
При этом ситуация на рынке труда и макроэкономическая стабильность также являются одними из 12 категорий показателей, а сейчас для развивающихся рынков время непростое и оценки рисков в этих областях дополнительно ухудшаются.
Тем не менее, Казахстан находится среди тех республик, которые сумели хотя бы отчасти не растерять имевшийся потенциал и на его базе строить экономику, способную к развитию и привлечению инвестиций.
Анастасия Игнатенко, ведущий аналитик ГК TeleTrade:
Действительно, индекс конкурентоспособности нужен для того, чтобы оценить способность стран обеспечить высокий уровень благосостояния своих граждан и понять, насколько эффективно страна использует ресурсы, которыми располагает.
Однако, наряду с конкретным номером 59 в этом списке за 2018 год, стоит отметить, что у Казахстана есть и свои достоинства. Например, на рынке труда улучшение произошло сразу на 3 позиции до 30-го места. Неплохо выглядит и показатель динамичности бизнеса, рынка товаров, позитивная динамика отмечена в инфраструктуре и институтах. Да и все факторы не перебрать, их очень много. Один из лучших показателей у страны был зафиксирован в 2015 году – 42-е место.
Не стоит расстраиваться из-за потери нескольких ступенек в рейтинге, каждая из стран по ряду показателей порой проигрывает, порой выигрывает. Даже Швейцария, которая еще в 2013-2014г. занимала первое место в рейтинге, в 2018 году уступила пальму первенства Америке, потеряв сразу 5 позиций. Я отношу перемещение в рейтинге к чисто техническим аспектам, отчасти связанным с методикой расчета. Новая методология ГИК 4.0 предлагает также больше уделять внимание развитию человеческого капитала.
Зато благодаря новой методике можно понять, насколько адаптирована экономика к изменениям и как быстро она готова реагировать на внешние шоки, а развивающиеся страны больше других подвержены таким влияниям.
В новой методологии вес варьируется в зависимости от столпа и страны, от 5 до 15%, согласно субиндексу, которому принадлежит этот столп, и стадии развития страны. Основными требованиями являются институты, инфраструктура, макроэкономическая среда, здоровье и начальное образование, - они составляют 65% общего показателя ГИК в случае стран с низким уровнем дохода, то есть с учетом ВВП на душу населения менее 2 000$ и экономик, зависящих от сырьевых товаров, чья доля полезных ископаемых в экспорте превышает 70%, а факторы инноваций и усложненности составляют 5%.
Государству нужно серьезно заняться вопросами образования, здоровья, финансовой системы и др. Но все дыры обычно разом залатать трудно, путь этот тенист и труден. Но, так или иначе, страна богата ресурсами, так, например, Казахстан является мировым лидером по производству урана, вес цветной металлургии в общем объеме промышленного производства составляет порядка 12 %.
Среди стран бывшего Советского союза, Казахстан обладает крупнейшими месторождениями жидких углеводородов после России. Добыча нефти по 3 крупным казахстанским месторождениям - Кашаганскому, Карачаганакскому и Тенгизскому за 9 месяцев текущего года составила 40,2 млн тонн.
Россия в 2018 году поднялась на две позиции и занимает 43 место, Украина — 83, в прошлом рейтинге была на 6 позиций ниже, а вот Белоруссии в этом рейтинге не оказалось, ее не было и в 2017 году.
Джумекенов Данияр, аналитик Wall Street Invest Partners:
На мой взгляд, слабой стороной реальной конкурентоспособности казахстанской экономики является ее сырьевая направленность.
Экономика Казахстана находится в тесной зависимости от мировой конъюнктуры, прежде всего, цен на нефть.
Падение цен на энергоресурсы автоматически приводит к замедлению деловой активности и спаду. С другой стороны, доминирование государственного сектора в экономике привело к иждивенчеству субъектов малого и среднего бизнеса.
До сей поры не получили развития прорывные проекты, несмотря на щедрое финансирование со стороны государства. Развитие проектов в рамках государственно-частного партнерства, по сути, является получением завуалированного финансирования в основном за счет средств государственного бюджета.
Надежность банков серьезно пошатнулась. Дорогое финансирование, используемое банками, легло тяжким бременем на граждан страны, на малый и средний бизнес. Банки привлекают средства в твердой валюте, поэтому очередные скачки курса казахстанского тенге логичны.
В соответствии с новой методологией ГИК 4.0 оценка велась по 98 индикаторам, сгруппированным в 12 факторов конкурентоспособности (в предыдущей версии количество индикаторов составляло 114). Из них 64 – новые и 34 – перешедшие индикаторы.
Казахстан в новом рейтинге ГИК 4.0 расположился на 59 месте, при этом по сравнению с пересчитанным по новой методологии рейтингом 2017 года позиция страны не изменилась (2017 г. – 59 место).
Справка от редакции: позиции стран СНГ: Россия (43 место, +2), Казахстан (59 место, без изменений), Грузия (66 место, +1), Азербайджан (69-е место, -4 позиции), Армения (70 место, +2), Украина (83 место, +6), Кыргызстан (97 место, +3) и Таджикистан (103 место, -5).