Деньги стали важнее имиджа
Экономические трудности, с которыми столкнулись казахстанские компании повлияли на рынок PR услуг в Казахстане, сократив спрос на объем PR услуг и на PR специалистов. Такой вывод сделали специалисты компании Action Global Communications Казахстан, проводившие конце июня - начале июля 2015 года исследование среди PR агентств, работающих в Казахстане, с целью изучения уровня спроса на PR-услуги в 2015 году.
В рамках исследования ставились следующие цели: а) выявить сократился ли объем рынка PR услуг в Казахстане из-за экономической ситуации; б) если рынок сократился, то насколько он примерно сократился; в) какие виды PR услуг остаются востребованным на рынке. Другими словами, исследование носило цель оценить состояние рынка PR услуг в Казахстане на данный момент. С этой целью 16 PR агентствам, работающим на казахстанском рынке, было предложено поучаствовать в опросе. Из них, 8 компаний приняли участие в опросе, а 8 отказались ответить на вопросы.
В результате опроса выяснилось: 50% PR агентств считают, что бюджеты компаний на PR активности в Казахстане в 2015-ом году сократились, 37,5 % респондентов отметили, что сокращение было, но оно носило незначительный характер, а 12,5% отметили, что сокращения не было.
Следующий вопрос имел целью выявить: какие PR услуги больше всего компании заказывали у PR агентств. Оказалось, что наибольшей популярностью в 2015-ом году пользуются SMM, традиционный PR, медиа рилейшнз/специальные мероприятия, B2B и B2C коммуникации, связи с инвесторами, и связи с правительством.
В 2015 году клиенты отказывались от таких PR услуг как аналитика, аналитические исследования, медиа мониторинг, подготовка PR стратегии, медиа размещение, и видеопродакшн.
Мнения респондентов по поводу отказа их клиентами от PR услуг из-за сокращения бюджетов в 2015-ом году тоже разделились наполовину. 50% PR агентств отметили, что клиенты отказывались от их PR услуг из-за сокращения бюджетов в 2015-ом году, а вторая половина респондентов (50%) отметили, что клиенты от PR услуг не отказывались.
Респонденты также оценили уровень сокращения объема рынка PR услуг. Согласно результатам, 12% участников опроса считают, что объем рынка PR услуг не сократился, 37,5 % думают, что он сократился на 1-10%, 12,5 % респондентов отметили сокращение в объеме 11-20%, а 37,5 % полагают, что объем рынка PR услуг сократился в размере 21- 40%.
Интересно, что часть компаний даже считает, что объем рынка PR услуг наоборот увеличился. На контрольный вопрос о том увеличился ли объем рынка PR услуг в Казахстане, 87,5 % отметили, что он не увеличился, а 12,5 % отметили, что объем рынка увеличился.
Большинство PR агентств (75%) также не уверены, что казахстанские компании увеличат бюджет во второй половине 2015 года. Лишь 25% респондентов надеются, что все-таки во второй половине 2015-го года компании увеличат бюджет на PR услуги.
Несмотря на экономические трудности, у 75% PR агентств не сократился штат, а у 25% компаний он сократился. Респонденты также прокомментировали вопрос о спросе на рынке на PR специалистов. 62,5 % участников опроса отметили, что спрос на PR специалистов в 2015-ом году упал, а по мнению 37,5 %, уровень спроса на пиарщиков не снизился.
Подводя итог, следует отметить, что под влиянием экономического кризиса, рынок PR услуг сократился, но ситуация не выглядит очень критичной. Во второй половине 2015-го года, видимо, увеличения бюджетов на PR услуги не будет. Также стало ясно, что в период экономических сложностей, компании отказываются от стратегических коммуникаций и медиаразмещения, а предпочитают, видимо, не менять свою коммуникационную стратегию и активности, а лишь адаптировать их к новым условиям.