«Казпотребнадзор»: Правительство не имеет объективных причин для повышения пенсионного возраста.
В рейтинге продолжительности жизни граждан на пенсии Казахстан занял 53 место среди 60 стран.
Среднестатистический казахстанец живет сегодня на пенсии девять лет. Для сравнения в Сингапуре граждане живут на пенсии почти на 13 лет дольше, в Узбекистане – почти на семь лет, в Монголии – на два года. Таковы результаты анализа обоснованности действующего пенсионного возраста в различных странах мира, проведенного ОО «Казпотребнадзор» совместно с исследовательским агентством «Рейтинг.kz».
Общемировая проблема современности – стремительное старение населения. Одно из ее главных последствий – вынужденное повышение пенсионного возраста в большинстве развитых стран мира. В Казахстане также планируется в скором времени поэтапно повысить возраст выхода на пенсию для женщин до 63 лет. Несколько дней назад вице-премьер Кайрат Келимбетов сообщил о том, чтопенсионный возраст для женщин будет повышаться поэтапно в течение ближайших 10 лет. Из его слов следует, что основная причина данного решения - перерывы в работе, которые делают женщины в результате выхода в декретный отпуск. Следуя логике г-на Келимбетова, получается, что если бы казахстанские женщины рожали меньше, необходимости в повышении пенсионного возраста для них не было бы.
Для того чтобы наглядно проверить обоснованность инициативы по повышению пенсионного возраста ОО «Казпотребнадзор» совместно с ИА «Рейтинг.kz» составили рейтинг стран по продолжительности жизни граждан на пенсии. Лежащий в основе ранжирования показатель отражает вероятность дожить до пенсии для граждан и общую обоснованность действующего пенсионного возраста. То есть в странах-лидерах рейтинга есть объективные основания для поднятия пенсионного возраста, в то время как странам-аутсайдерам следует задумываться не о повышении, а о снижении пенсионного возраста.
Безусловным лидером рейтинга по средней продолжительности жизни граждан на пенсии стал Сингапур – почти 22 года. Лидерское положение данной страны в рейтинге обусловлено, главным образом выдающимся показателем ожидаемой продолжительности жизни – почти 84 года. При этом пенсионный возраст в Сингапуре примерно такой же, как и в Казахстане – 62 года для мужчин и для женщин. Следует отметить, что Сингапур неоднократно провозглашался представителями политической элиты нашей страны, как своеобразный ориентир.
В тройку государств лидеров рейтинга вошли также Италия и Франция. Несмотря на наличие объективных оснований для повышения пенсионного возраста в этих странах, попытки правительств данных государств осуществить реформу вызывают колоссальный протест среди населения стран. Примечательно, что основную массу митингующих составляют не люди предпенсионного возраста, а молодежь. Студенты и школьники не без основания опасаются за перспективы своего трудоустройства из-за того, что возрастные кадры не освободят для них вакансии.
Почетное четвертое место в рейтинге занял Китай – почти 19 лет. Необходимо заметить, что в Китае не предусмотрена пенсия для сельского населения. В отличие от тройки стран лидеров, высокое положение Китая в рейтинге обеспечивается не высоким показателем средней ожидаемой продолжительности жизни, а низким пенсионным возрастом – 60 лет для мужчин и 50-55 лет для женщин. Следует указать на то, что пенсионный возраст в Китае не поднимался уже более 60 лет, несмотря на то что средняя продолжительность жизни за это время выросла с 43 до почти 75 лет.
Оставшиеся позиции в первой двадцатке рейтинга заняли преимущественно развитые европейские страны. Кроме них туда вошли только Австралия и Канада. Во всех этих странах средний показатель продолжительности жизни граждан на пенсии составляет от 15 до 18 лет. Примечательно, что в число стран-лидеров рейтинга, несмотря на системные проблемы в экономике вошла Греция – 12 место, почти 17 лет.
Среди стран постсоветского пространства безусловным лидером рейтинга является Узбекистан – 21 место. Высокая позиция Узбекистана в рейтинге обусловлена самым, низким пенсионным возрастом среди всех стран, включенным в рейтинг – 60 лет для мужчин и 54 года для женщин. Стоит отметить, что Узбекистан единственная страна из постсоветского лагеря, где пенсионный возраст не только не был увеличен, а был хоть и незначительно, но сокращен. В 1999 года в связи с объявленным годом женщин указом президента возраст выхода на пенсию для слабой половины узбекского общества был снижен на год относительно советского уровня. По всей видимости, власти соседней страны осознают, что повышение пенсионного возраста неминуемо приведет к еще больше безработице среди населения страны.
Из стран Таможенного союза только Беларусь имеет показатель выше среднего – 34 место (14 лет). Такой результат обеспечивается за счет сохранения пенсионного возраста на советском уровне. Однако вопрос повышения пенсионного возраста рассматривается руководством страны как неотвратимая мера.
На данный момент Казахстан занимает 53 место в рейтинге из 60 стран. Для сравнения: Монголия занимает в рейтинге 46 место и средний гражданин это страны живет на пенсии на два года больше, чем казахстанец. Другое сравнение – среднестатистический казахстанец наслаждается заслуженным отдыхом в 2,4 раза меньше, чем житель страны-лидера рейтинга - Сингапура. Из государств-членов СНГ, наша страна немного опережает только Россию, а также беднейшие страны ближнего зарубежья – Кыргызстан, Молдову и Таджикистан. Низке место Казахстана в рейтинге обусловлено сравнительно малой продолжительностью жизни – 11 место с конца. В случае одномоментного повышения пенсионного возраста для женщин до 63 лет, Казахстан скатится в рейтинге на 58 место. В таком случае позади окажутся только Пакистан и Таджикистан. Постепенное повышение пенсионного возраста будет менее болезненным и, учитывая общемировую тенденцию, позволит Казахстану в лучшем случае сохранить текущее низкое место в рейтинге.
ВЫВОДЫ И ПРОГНОЗЫ
На повышение пенсионного возраста правительство, вероятно, толкает дефицит средств в бюджете и создание единого пенсионного фонда
Как свидетельствует практика развитых стран, единственное объективное основание для повышения пенсионного возраста – стремительное старение населения. В Казахстане данная проблема, безусловно, имеет место, однако она стоит намного менее остро, чем в большинстве стран представленных в рейтинге. Текущие аргументы правительства, по меньшей мере, неубедительны.
Согласно информации Министерства труда и социальной защиты населения повышение пенсионного возраста необходимо по следующим причинам:
- для увеличения стажа участия в НПС (накопительной пенсионной системе) и соответствующего увеличения объема пенсионных накоплений. В Казахстане намного более остро стоит проблема не продолжительности внесения пенсионных взносов, а системное неучастие в накопительной системе большей части граждан. В свою очередь эта проблема является следствием огромной скрытой безработицы и того, что самозанятые граждане практически не отчисляют взносы в пенсионные фонды. Неизбежный результат такой практики – отсутствие пенсии у большинства граждан в будущем, после отмены солидарной системы. Фактически без пенсии в перспективе останется практически все сельское население. Другими словами – повышение пенсионного возраста не будет способствовать росту накоплений граждан, которые на производят пенсионные отчисления в принципе.
- для нивелирования роста коэффициента демографической нагрузки в связи со старением поколения «baby–boom» (рожденные в послевоенные годы). Граждане, родившиеся в послевоенные годы, воспроизвели соответствующее число отпрысков в 70-80-е годах. Таким образом, рост числа пенсионеров компенсируется за счет демографического подъема, который сотворили они сами. В этом легко можно убедиться, ознакомившись с данными официальной статистики. Кроме того, аналогичный «baby–boom» имел место и в других странах ближнего зарубежья. Однако правительства этих стран не торопятся с повышением пенсионного возраста. Самый яркий пример – Узбекистан, который кстати имеет намного менее богатые залежи природных ископаемых.
- для расширения возможностей вовлечения на рынок труда дополнительных трудовых ресурсов за счет продления экономически активного возраста. Официальные данные об уровне безработицы вызывают, по меньшей мере, недоверие – 5,4%. Такой «выдающийся» показатель достигается благодаря включению большей части неработающего населения в категорию самозанятых и неимоверно забюрократизированной процедуре постановки на учет в качестве безработного. Любому здравомыслящему казахстанцу очевидно, что реальная безработица намного выше официальных данных. Таким образом, на рынке труда Казахстана нет дефицита трудовых кадров. Наоборот – остро стоит проблема нехватки рабочих мест, особенно в сельской местности.
В свою очередь повышение пенсионного возраста спровоцирует прямо противоположенную проблему – рост безработицы среди молодежи. Недавно глава Минтруда и соцзащиты Серик Абденов сообщил, что одной из задач новой Концепции развития молодежной политики до 2020 года будет снижение уровня безработицы. Таким образом, мы видим прямое противоречие между словами и действиями министра и правительства в целом.
Повышение пенсионного возраста может привести к значительным социальным потрясениям и снижению уровня доверия власти. Как показывает опыт зарубежных стран пенсионный возраст крайне волнующий граждан вопрос. Нет сомнения, что правительство осознает абсурдность своих аргументов в пользу повышения пенсионного возраста. Соответственно существуют другие проблемы, которые заставляют власти идти на этот непопулярный шаг:
Дефицит средств в бюджете – самая очевидная из возможных причин. Вполне вероятно, что правительство стремится приготовить себе своеобразную «подушку безопасности» на случай экономических потрясений. Однако Казахстан является сырьевой державой, что обуславливает высокий уровень доходов от добычи полезных ископаемых.
Создание единого пенсионного фонда. После принудительного слияния всех пенсионных фондов в единый государственный, на правительство ложатся колоссальные обязательства по гарантированию выплат. Однако в открытых источниках отсутствует полная информация позволяющая оценить имеющееся качество активов пенсионных фондов. Иными словами существует вероятность, что части пенсионных денег, нет в принципе и государство покупает/изымает у пенсионных фондов заведомо нерентабельные активы, тем самым выручая проворовавшихся олигархов. В таком случае, повышение пенсионного возраста позволит оттянуть момент Х – время, когда выплачивать накопленные казахстанцам деньги станет невозможно.
В связи со всеми этимо обстоятельствами «Казпотребнадзор» дает свои рекомендации. И первая из них -отказаться от планов повышения пенсионного возраста для женщин. Вместо этого , по его мнению, следует заняться решением имеющихся проблем в пенсионной сфере. Например, путем выделения доходов от ценных бумаг, в которых хранятся средства Национального фонда на обеспечение достойной пенсии старикам, по примеру Норвегии. Фактически предложение заключается в обратной трансформации Национального фонда в «Фонд будущих поколений». Напомним, ранее в Казахстане национальный фонд назывался именно так.
Введение для работающих женщин находящихся в декретном отпуске дополнительных компенсаций со стороны государства. Как уже указывалась, правительство обосновывает повышение пенсионного возраста для женщин проблемой не отчисления ими пенсионных выплат в период декретного отпуска, а не дефицитом средств в казне. В связи с этим в частности предлагается, чтобы государство выплачивало работавшим до родов женщинам отчисления в накопительный пенсионный фонд в сумме 50% от средних выплат в течение последнего года. Другое положительное следствие введения такого механизма – своеобразная компенсация за ограничение декретных выплат, введенное в феврале и как следствие снятие социальной напряженности.
Рейтинг
«Эксперт РА Казахстан» подтвердил рейтинг надежности АО «НПФ Народного Банка Казахстана» на уровне А++
Агентство «KzRating» изменило прогноз по кредитным рейтингам АО «Capital Hotels» (г. Алматы) со «стабильного» на «возможное понижение»
Журнал Exclusive составил рейтинг регионов, продемонстрировавших наиболее выгодные вложения в инновации с 2003 по 2011 годы