Казахстанцы призывают остановить строительство LRT
Группа казахстанцев выступила с инициативой организации петиции с требованием остановить финансирование и строительство системы легкорельсового транспорта в столице.
В частности, они указывают на убыточность проекта – пишет azattyq-ruhy.kz.
«Проект убыточный. Уже 156 миллиардов тенге растратили, а в результате имеем, как сказал Кульгинов, «что не красит облик города». Почему не было расследований по хищениям и не было попыток вернуть деньги? Зачем снова привлекать инвестиции, если и без того у страны внешний долг 160 миллиардов долларов США?» – написал представитель инициативной группы Азаматхан Амиртай на своей странице в фейсбуке.
По его словам, проект неокупаемый, массово пользоваться им не будут.
«На эксплуатацию собираются брать деньги из бюджета. А это, представьте себе, 99 миллиардов тенге только в первый год. Деньги бюджета – это деньги налогоплательщиков! Это наши деньги! Деньги простых граждан, ИП, МСБ. Почему мы должны оплачивать этот убыточный, ненужный, позорный проект?!», – задается вопросом Амиртай.
Если действительно важен внешний облик города, то в начале необходимо решить вопрос с «выхлопами ТЭЦ», со смогом, ведь «в последнее время совсем дышать невозможно».
«Что касается международных обязательств: изначально убыточный проект LRT больше похож на шаблон, которым пользуются китайские инвесторы. В Найроби, Кении, есть очень похожий проект, тоже строится китайской компанией. Дорога от международного аэропорта до восточной магистрали протяженностью 27 километров (Астана LRT – 23 километра), только его стоимость 550 миллионов долларов США (Астана LRT – 1,5 миллиарда долларов США). И даже в Найроби, с 4,5 миллионами жителей, это строительство благоразумным не называют – пользы от него мало, а внешний долг и долги перед китайскими банками растут», – подчеркнул Азаматхан Амиртай.
Изначально стоимость проекта строительства LRT в Нур-Султане оценивалась в 1,8 миллиарда долларов США. В результате переговоров под государственную гарантию была привлечен займ от государственного Банка развития Китая в размере 1,5 миллиарда долларов США, из которых около 344 миллиона долларов США уже были использованы на строительство.
Затем аким Нур-Султана Алтай Кульгинов рассказал о том, что в результате отказа от китайского займа было сэкономлено 800 миллионов долларов.
В начале октября 2020 года Агентством РК по противодействию коррупции было завершено и направлено в суд уголовное дело в отношении должностных лиц акимата столицы и ТОО «Астана LRT» по факту хищения 5,8 миллиарда тенге при реализации проекта легкорельсового транспорта.
Перед судом предстанут семь человек. При этом бывший заместитель акима города и бывший глава «Астана LRT» Талгат Ардан по-прежнему находятся в международном розыске. Для них заочно избрана мера пресечения в виде содержания под стражей.
Суд начался в октябре прошлого года, процесс ведется в закрытом режиме.
Фото inform.kz