Дефицит бюджета продолжает расти
Как сообщает аналитический центр АФК, в первом полугодии Минфин РК привлек ₸2,3 трлн займов для финансирования дефицита бюджета.
В I полугодии доходы консолидированного бюджета РК (КБ) составили ₸6,3 трлн, что на 16,7% или ₸1,3 трлн ниже в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Столь значительное снижение обусловлено разницей в доходах от управления Нацфондом: в I квартале 2020 г. инвестдоход составил ₸2,6 трлн (за счет положительной переоценки валютных активов Нацфонда ввиду ослабления курса нацвалюты), против ₸0,2 трлн за 1 квартал 2021 года.
Между тем налоговые поступления в КБ за первое полугодие 2021 г. значительно превышают результаты за аналогичный период 2020 г.: в этом году было собрано ₸5,8 трлн налогов (+20,3% или ₸977 млрд). Рост налоговых поступлений в местные и республиканский бюджеты отмечался на фоне более мягких ограничений в стране и оживления деловой активности (НДС на импорт), высоких цен на энергоресурсы (ЭТП на нефть), налоговых изменений (КПН от МСБ зачисляются в местные бюджеты).
В то же время расходы КБ выросли до ₸9,3 трлн (+11,4% или ₸954 млрд). Наиболее заметно выросли затраты на сферу образования (+₸279 млрд), соцпомощи (+₸159 млрд), здравоохранение (+₸104 млрд) и расходы на обслуживание госдолга (+₸187 млрд), на которые приходятся 76% от совокупного прироста расходов.
На фоне падения поступлений при одновременном увеличении расходов отмечается существенное углубление дефицита консолидированного бюджета до ₸2,2 трлн (рост в 6,3 раза). Для финансирования дефицита бюджета было привлечено займов на ₸2,3 трлн при годовом плане привлечений ₸3,9 трлн (исполнен на 60%).
В то же время объем трансфертов из Нацфонда в республиканский бюджет за полугодие составил ₸2,1 трлн из запланированных на текущий год ₸4,6 трлн, что оказало значительную поддержку нацвалюте (продажа валюты из Нацфонда составила $4,3 млрд или ₸1,8 трлн). Напомним, в 2020 году объём трансфертов составил ₸4,8 трлн.
Бюджетная политика правительства сохраняет стимулирующий характер, несмотря на значительное улучшение внутренних и внешних макроэкономических условий в сравнении с прошлым годом. В краткосрочной перспективе это позволит поддержать совокупный уровень потребления, соцстабильность, а также ускорит восстановление экономики страны.
Но в долгосрочном периоде расходы бюджета, значительно превышающие его доходную часть и не обеспеченных соответствующим ростом производительности, способствуют росту инфляции, приводят к наращиванию внешнего долга, тем самым ухудшая международную инвестиционную позицию страны и усложняя достижение устойчивого темпа роста экономики.
Согласно исследованиям НБРК, рост расходов республиканского бюджета на 10% приводит к существенному ускорению инфляции. – на 0,41 п.п. в течение 12 месяцев. На этом фоне активы Нацфонда приближаются к неснижаемому остатку (не менее 30% от ВВП), соответственно, вопрос средне- и долгосрочной устойчивости бюджетных расходов становится все более актуальным.
При этом планируемое внедрение контрциклического фискального правила в бюджетное законодательство с 2023 года может способствовать выравниванию хронического дефицита бюджета путем внедрения набора четких фискальных принципов. Помимо улучшения бюджетной дисциплины, выравниванию значительной диспропорции в доходах и расходах бюджета могут способствовать улучшение налогового администрирования, сокращение теневой экономики, стимулирование роста налогооблагаемой базы, среднесрочные бюджетные прогнозы за трехлетним ориентиром с учетом принятых ранее обязательств.
Фото из открытых источников.