воскресенье, 24 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Государственный долг Казахстана вырос до 29% ВВП

Аналитический центр Ассоциация финансистов Казахстана (АФК) представил обзор консолидированного бюджета Казахстана за первые девять месяцев 2021 года.

Как отмечают аналитики, на фоне рекордных цен на рынке энергоресурсов и высокой экономической активности в стране (ВВП вырос на 3,4%) налоговые поступления в консолидированный бюджет значительно возросли. За девять месяцев текущего года, было собрано ₸9,0 трлн налогов, что на 31% или ₸2,1 трлн выше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Суммарные доходы консолидированного бюджета составили ₸10,6 трлн (+23%).

При этом наибольшее увеличение налоговых поступлений отмечается в республиканском бюджете. Перевыполнены поступления по КПН, НДПИ, НДС на ТПВ. Таким образом, за три квартала текущего года исполнение годового плана по налоговым сборам составило 76% (по итогам года планируется собрать ₸12,0 трлн налогов). В аналогичном периоде прошлого года показатель составил 69%.

Однако, расходы КБ выросли на 10,4% или ₸1,3 трлн – до ₸14,2 трлн, превышая доходную часть на 34% или ₸3,6 трлн. Более половины указанного прироста приходится на расходы по обслуживанию и погашению долга. Суммарные расходы на эти статьи превысили ₸2,0 трлн, что составляет 14% от всех расходов КБ.

Для сравнения, в прошлом году показатель составил ₸1,3 трлн или 10% от всех расходов КБ. Для финансирования дефицита бюджета было привлечено займов на ₸2,9 трлн при годовом плане привлечений ₸3,9 трлн (исполнен на 76%). В то же время объем трансфертов из Нацфонда в республиканский бюджет составил ₸3,4 трлн из запланированных на текущий год ₸4,6 трлн. Напомним, в 2020 году объём трансфертов составил ₸4,8 трлн. При средней цене на нефть в 75 долларов за баррель баланс КБ в следующем году может быть исполнен с профицитом (S&P).

По результатам исследований, значительный рост налоговых поступлений, с одной стороны, снизит зависимость доходной части бюджета от поступлений из Нацфонда в преддверии планируемого внедрения контрцикличного фискального правила в бюджетное законодательство с 2023 года, а также ослабит необходимость дальнейшего увеличения долгового бремени.

Эксперты заявляют, что резкий рост доходов может отрицательно повлиять на бюджетную дисциплину и реализацию планов по снижению высокой доли государства в экономике (до 14% к 2026 г.), сохранив при этом высокую чувствительность доходов бюджета к изменениям конъюнктуры сырьевого рынка.

Хотя высокие расходы бюджета, значительно превышающие его доходную часть, в меньшей степени покрывались привлечением займов, уровень долговой нагрузки и расходы на обслуживание и погашение долга стремительно возрастают. Так, госдолг вырос до 29% к ВВП (прогноз на начало 2022 – 31%), а расходы на его обслуживание — выросли до 14% от всех расходов КБ (10% годом ранее). На этом фоне ограничение по потолку госдолга было повышено почти в два раза – до 50% к ВВП в актуальном Прогнозе социально-экономического развития на 22–26 гг. (ранее – 27% в ПСЭР 19-23 гг.).

Напомним, управление и предсказуемость бюджетных расходов и уровня госдолга имеют важное значение для стабильности макроэкономических условий, в т. ч. инфляционных процессов, формирования долгосрочных процентных ставок в экономике, а также страновой риск-премии и суверенных рейтинговых оценок. 

Фото из открытых источников. 

 

Оставить комментарий

События дня

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33