суббота, 23 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Дешёвое топливо «вымывается» из Казахстана в приграничные государства – эксперт

Как сообщает Ranking.kz, за десять месяцев в Казахстане произвели 3,89 млн тонн бензина (плюс 6,1% за год) и 4,2 млн тонн дизельного топлива (плюс 7% за год). 

Основной объём бензина и дизтоплива в Казахстане производят три НПЗ:


  • Атырауский нефтеперерабатывающий завод (АНПЗ);
    • Павлодарский нефтехимический завод (ПНХЗ);
    • Шымкентский нефтеперерабатывающий завод «ПетроКазахстан Ойл Продактс» (ПКОП). 

В итоге за двенадцать месяцев 2020 года, несмотря на пандемию и резкое снижение потребления углеводородов в целом и ГСМ в частности во всём мире, в Казахстане производство бензина практически не сократилось, составив 4,5 млн тонн (всего на 1% меньше, чем в 2019-м). Более того, к 2017 году, предшествующему глобальной модернизации казахстанских НПЗ, производство в 2020-м выросло почти в полтора раза. 

Производство газойля за полный прошлый год составило 4,7 млн тонн — минус 7,1% к «докоронакризисному» 2019-му, однако плюс 6% к домодернизационному периоду.

Если же сравнивать производство бензина в текущем 2021 году с аналогичным периодом (январь–октябрь) домодернизационного 2017 года, прирост составляет 52,7%. По дизтопливу показатель текущего года превышает домодернизационные данные на 13,5%. 

В то же время на рынке ГСМ РК складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, при модернизации НПЗ были учтены и заложены в планы внутренние потребности в топливе, и на текущий момент эти потребности НПЗ перекрывают. С другой — год за годом, особенно в «плодоовощной период», дешёвое топливо из страны фактически «вымывается» транзитным потоком транспорта. В итоге на рынке возникает искусственный дефицит, что ведёт к необходимости закупки ГСМ в тех же странах, куда ушло дешёвое казахстанское топливо, но уже по значительно более высокой стоимости, и в итоге к росту цен. То есть ГСМ в РК дорожают… потому что дешёвые.

Поясним, что по ценам на бензин Казахстан входит в ТОП-10 самых «дешёвых» стран мира. По ценам на дизельное топливо — находится на 21-м месте из 167. Во всех приграничных странах и, главное, в тех, что входят в состав СНГ — России, Узбекистане, Кыргызстане, — топливо не просто дороже, а намного дороже. Так, по данным GlobalPetrolPrices на 22 ноября текущего года, в России бензин стоит в среднем на 47,9% больше, чем в Казахстане, в Кыргызстане — на 63,9%, в Узбекистане — более чем вдвое. И это не считая Китая, где бензин и вовсе дороже почти втрое. 

Что касается дизтоплива, в Кыргызстане оно стоит в среднем на 15,7% дороже, чем в РК, в России — на 20,8%, в Узбекистане — более чем в полтора раза. И вдвое дороже, чем в РК, дизельное топливо стоит в Китае.

В то же время, к примеру, летом и осенью из Узбекистана в РФ и обратно идёт колоссальный трафик, везущий плодоовощную продукцию. Да и помимо транзитного транспорта топливо из РК «вымывается» особенно заметно во всех приграничных регионах — заехать в Казахстан заправиться давно стало нормой, и не только в рамках ЕАЭС. 

Простейший пример: заместитель акима соседствующей с Россией ЗКО Темирхан Мендыгалиев сообщил, что транзитные большегрузы разбирают более 70% выделяемого на регион дизтоплива. Фуры, следующие из европейской части России на восток, заезжают в Казахстан и пользуются бесплатными дорогами, попутно заправляясь казахстанским топливом. 

И это — не говоря о контрабанде, приваренных дополнительных баках и прочих хитростях, применяемых водителями и не только. Напомним, в этом ноябре в РК введён очередной шестимесячный запрет на вывоз бензина и дизтоплива автотранспортом (ранее такой запрет уже вводился в апреле). 

Формулировка приказа говорит сама за себя: «Ввести запрет сроком на шесть месяцев на вывоз с территории Республики Казахстан автомобильным транспортом бензинов, дизельного топлива и отдельных видов нефтепродуктов, за исключением смазочных масел, за исключением вывоза в бензобаках, предусмотренных заводом-изготовителем автомобильных транспортных средств, а также в отдельных ёмкостях объёмом не более 20 литров». Как показывает практика, даже «бензобака, предусмотренного заводом-изготовителем» вполне хватает, если речь идёт о серьёзном трафике. 

По подсчётам Минэнерго РК, только с мая по сентябрь текущего года спрос лишь на дизельное топливо превысил показатели аналогичного периода 2020-го на 480 тыс. тонн — это месячный объём производства трёх НПЗ. Фактически спрос увеличился на 50–60 тыс. тонн в месяц, и наиболее заметный скачок потребления в Казахстане ожидаемо фиксируется именно в приграничных областях. 

Ситуация могла бы быть забавной, не будь она столь неприятной: топливо из Казахстана вывозится даже по воздуху. Так, Минэнерго заявляет о нехватке авиатоплива, при том, что объём производства отечественных НПЗ полностью покрывает потребности авиакомпаний, выполняющих пассажирские перевозки. Дело в том, что на рынке авиаперевозок наблюдается скачок в секторе транзитных услуг, обеспечение которых потребует импорта авиатоплива, так как казахстанское — как более дешёвое — в буквальном смысле улетает из Казахстана. 

При таком раскладе дефицит в секторе и сопутствующий ему рост цен закономерны. Прошлый год — год локдаунов и закрытых границ — отлично показал «стерильную» ситуацию, при которой в отсутствии стороннего «вымывания» внутреннее потребление ГСМ в РК было перекрыто с лихвой и цены на топливо падали. Так, по итогам октября 2020 года то же летнее дизтопливо подешевело на 1,5% к октябрю 2019 года, но уже в октябре текущего года стало дефицитным, и рост цен составил сразу 24,4%. 

Напомним: цены на бензин и дизельное топливо в РК с 2016 года государством не контролируются и регулируются рынком. В этих условиях искусственный дефицит будет неизбежно приводить к росту цен, причём пытаться перекрыть этот дефицит, наращивая внутреннее производство, бесполезно: речь не идёт о потребностях казахстанцев, а вывоз из Казахстана будет происходить в любом случае, просто в силу разницы цен. 

Ещё один малоизвестный момент. В РК НПЗ не участвуют в ценообразовании ГСМ для конечного потребителя. Казахстанские заводы работают по давальческой схеме. Что это значит? Поставщик нефти (давалец) — ресурсодержатель — передаёт сырьё НПЗ для изготовления из этого сырья нефтепродуктов, будь то бензин, дизтопливо или иная продукция. При этом вся продукция является собственностью давальца, не завода. Все продукты, полученные в результате переработки, реализуются давальцами самостоятельно, и цены на них определяются, соответственно, тоже ресурсодержателями. 

Фактически единственный механизм госрегулирования цен на ГСМ, применяемый в Казахстане — тот момент, что государство обязывает нефтедобывающие компании поставлять определённое количество нефти (доля отличается для каждого конкретного месторождения) на внутренний рынок. При этом на внутренний рынок ресурсодержатель поставляет нефть по значительно более низкой цене, чем мог бы её экспортировать, то есть ресурсодержателю это просто невыгодно. 

Так, к примеру, ещё этой весной заместитель премьер-министра Роман Скляр в ответ на депутатский запрос сообщал: «Коридор низких цен на ГСМ всегда субсидировался недропользователями путём предоставления более низких цен на перерабатываемое сырьё. При этом разница от экспортной цены нефти составляла около 50 долл. США / тонна, сейчас она выросла до 80–130 долл. США / тонна нефти в зависимости от направления поставки».

Поэтому, в частности, НПЗ загружаются сырьём нередко по остаточному принципу, и сырьё это — не лучшего качества, что, опять же, ведёт к износу дорогостоящего оборудования. 

К слову, модернизацию на НПЗ в Казахстане проводили не за счёт государства. НПЗ брали на нее займы — причём, само собой, в валюте. И возвращать эти займы предприятия также должны в валюте. Инициирована модернизация была в 2011 году. В октябре 2011 года литр бензина популярной марки АИ 95/96 обходился в среднем по РК в 139,4 тенге, летнего дизтоплива — в 92 тенге, а доллар США стоил 148 тенге. 

С точки зрения инвестиций в модернизацию рост цен на топливо должен был быть соразмерным росту курса доллара. Однако и этого не произошло. В октябре текущего года литр бензина той же марки стоил в среднем 199,5 тенге, литр дизельного топлива — 240,9 тенге. А вот доллар подскочил в цене до 425,6 тенге. То есть за этот (десятилетний) период цены на бензин выросли на 43%, дизтопливо подорожало в 2,6 раза, а доллар — сразу втрое. 

Резюмируя, обрисуем ситуацию: чтобы удержать цены на топливо, нефтедобывающие компании в Казахстане обязывают поставлять дешёвое сырьё на внутренний рынок. НПЗ при этом работают на самоокупаемости, без закладывания прибыли, регулярно оптимизируют расходы, сокращают численность работников и иными методами как-то снижают себестоимость производства. А в итоге дешёвое топливо «вымывается» из Казахстана в приграничные государства. 

Решается такая ситуация единственным возможным методом — ростом цен. Во-первых, это вернёт интерес ресурсодержателей к внутреннему рынку, позволит полностью загрузить мощности НПЗ (которых вполне хватает на полное закрытие спроса на ГСМ и которые недозагружены), а самим НПЗ позволит планировать дальнейшие инвестиции в расширение. Во-вторых, снимет вопрос «вымывания» топлива в соседние страны.

Впрочем, роста цен на ГСМ стоит ждать в любом случае, даже без каких-либо специальных действий со стороны государства. 

Напомним: до 1 января 2025 года в рамках Евразийского союза будет сформирован общий рынок нефти и нефтепродуктов, что неизбежно уравняет цены на топливо в РК и в странах-союзницах. К сведению: на текущий момент в той же Беларуси, входящей в ЕАЭС, бензин стоит на 83,6%, а дизтопливо — на 48,2% дороже, чем в Казахстане.

Фото из открытых источников.

 

Оставить комментарий

События дня

Қазақстанда ағаш экспортына тыйым салынды Қазақстанда ағаш экспортына тыйым салынды
Редакция Exclusive
Китайские «железные кони» активно завоевывают казахстанский рынок Китайские «железные кони» активно завоевывают казахстанский рынок
Редакция Exclusive
На семь процентов сократилась молодежная безработица На семь процентов сократилась молодежная безработица
Редакция Exclusive
Қазақстанда жоғары оқу орындарына арналған «Қазіргі заманғы баспасөз қызметі»  атты оқу құралы қазақ тілінде шығарылды Қазақстанда жоғары оқу орындарына арналған «Қазіргі заманғы баспасөз қызметі» атты оқу құралы қазақ тілінде шығарылды
Редакция Exclusive
В Казахстане разработан и издан на казахском языке учебник «Современная пресс-служба» для университетов В Казахстане разработан и издан на казахском языке учебник «Современная пресс-служба» для университетов
Редакция Exclusive
Творческий феномен казахов: почему артисты, музыканты, спортсмены из Казахстана обретают мировую популярность Творческий феномен казахов: почему артисты, музыканты, спортсмены из Казахстана обретают мировую популярность
Редакция Exclusive
Путин отметил вклад Назарбаева в развитие российско-казахстанских отношений Путин отметил вклад Назарбаева в развитие российско-казахстанских отношений
Редакция Exclusive
ЕАБР: Проект «Север-Юг» сделает Казахстан важным транзитным узлом ЕАБР: Проект «Север-Юг» сделает Казахстан важным транзитным узлом
Редакция Exclusive
Фильм «QAZAQ: История Золотого Человека» про Назарбаева покажут в эфире Фильм «QAZAQ: История Золотого Человека» про Назарбаева покажут в эфире
Редакция Exclusive
Қазақстанда 16,3 млрд тонна қалдық жиналған Қазақстанда 16,3 млрд тонна қалдық жиналған
Редакция Exclusive
Благотворительная акция «Дерево желаний» стартует в 4 городах Казахстана Благотворительная акция «Дерево желаний» стартует в 4 городах Казахстана
Редакция Exclusive
EURUSD: евро получил поддержку от бегства в защитные активы EURUSD: евро получил поддержку от бегства в защитные активы
Редакция Exclusive
В Казахстане с 1 декабря приостановят приём старых авто на утилизацию В Казахстане с 1 декабря приостановят приём старых авто на утилизацию
Редакция Exclusive
Қазақстанда он жеті мыңнан астам жүкті әйел вакцина салдырды Қазақстанда он жеті мыңнан астам жүкті әйел вакцина салдырды
Редакция Exclusive
В Казахстане введут запрет на экспорт картофеля В Казахстане введут запрет на экспорт картофеля
Редакция Exclusive
Мирзагалиев: Казахстан привлечёт $6 млрд из ОАЭ Мирзагалиев: Казахстан привлечёт $6 млрд из ОАЭ
Редакция Exclusive
Қазақстанда автогазға ауыстырылған көліктер саны артты Қазақстанда автогазға ауыстырылған көліктер саны артты
Редакция Exclusive
Казахстан и Швейцария заключили 6 коммерческих соглашений на S300 млн Казахстан и Швейцария заключили 6 коммерческих соглашений на S300 млн
Редакция Exclusive
Қазақстанда дәрі-дәрмек арзандады – сарапшылар Қазақстанда дәрі-дәрмек арзандады – сарапшылар
Редакция Exclusive
В Казахстане ограничат въезд из 11 стран из-за «Омикрона» В Казахстане ограничат въезд из 11 стран из-за «Омикрона»
Редакция Exclusive
Казахстанские яблоки не пускают на узбекский рынок Казахстанские яблоки не пускают на узбекский рынок
Редакция Exclusive
Жапон ғалымдары АИТВ-ны жоятын вакцина жасап шығарды Жапон ғалымдары АИТВ-ны жоятын вакцина жасап шығарды
Редакция Exclusive
Представлен проект бюджета Алматы на 2022 год Представлен проект бюджета Алматы на 2022 год
Редакция Exclusive
Обвиняемым по делу о взрывах в Арыси изменили приговор Обвиняемым по делу о взрывах в Арыси изменили приговор
Редакция Exclusive
С 1 декабря полицейские могут штрафовать автовладельцев за летние шины С 1 декабря полицейские могут штрафовать автовладельцев за летние шины
Редакция Exclusive
Казахстанцы смогут расплачиваться монетами «Jeti Qazyna» из серии «Сокровища степи» Казахстанцы смогут расплачиваться монетами «Jeti Qazyna» из серии «Сокровища степи»
Редакция Exclusive
Блогер Қазақстанда үй шаруасындағы әйелдер министрлігін құруды ұсынды Блогер Қазақстанда үй шаруасындағы әйелдер министрлігін құруды ұсынды
Редакция Exclusive
Токтар Аубакиров стал почетным гражданином Кызылординской области Токтар Аубакиров стал почетным гражданином Кызылординской области
Редакция Exclusive
На негативных новостях о коронавирусе евро укрепился, а доллар ослаб На негативных новостях о коронавирусе евро укрепился, а доллар ослаб
Редакция Exclusive
Қылмыстық кодекске «Мал ұрлығы» деген жеке бап енгізілді Қылмыстық кодекске «Мал ұрлығы» деген жеке бап енгізілді
Редакция Exclusive
МВД: Задержали 112 преступных групп скотокрадов и выявили 2000 фактов незаконной охоты МВД: Задержали 112 преступных групп скотокрадов и выявили 2000 фактов незаконной охоты
Редакция Exclusive
Ұлттық банк JETI QAZYNA монеталарын сатылымға шығарды Ұлттық банк JETI QAZYNA монеталарын сатылымға шығарды
Редакция Exclusive
Итоги недели от ИАЦ «Альпари»: макроэкономика, нефть, драгметаллы Итоги недели от ИАЦ «Альпари»: макроэкономика, нефть, драгметаллы
Редакция Exclusive
Почти в три раза больше получают зарплату жители ЗКО, чем ЮКО Почти в три раза больше получают зарплату жители ЗКО, чем ЮКО
Редакция Exclusive
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33