Автомобильный рынок в Казахстане: количество сокращается, цены растут
Количество автомобилей в Казахстане сокращается, а цены на них растут. Из 100 легковых автомобилей на дорогах Казахстана 64 приходится на автохлам, сообщает Finprom.kz.
При этом, если пригнать в страну «свежую» машину, в конечную стоимость, в зависимости от объёма двигателя, будет включено от 459,5 тысячи до 3,5 миллиона тенге
На конец октября 2021 года на дорогах Казахстана было зарегистрировано 3,8 млн легковых автомобилей — на 2,6% (или на 100,7 тыс.) меньше по сравнению с аналогичным периодом 2020-го. Из них 94,5% приходится на легковые автомобили физических лиц: 3,6 млн авто — на 96,6 тыс. меньше, чем годом ранее.
Почти две трети зарегистрированных легковых автомобилей пришлось на машины с объёмом двигателя от 1,1 тыс. до 2 тыс. куб. см: 2,4 млн авто. При этом их количество за год сократилось на 3,3%.
Следом идут легковые автомобили с объёмом двигателя от 2 тыс. до 3 тыс. куб. см: 1,1 млн — на 2,1% меньше, чем в октябре 2020 года. Количество автомобилей с объёмом двигателя свыше 3 тыс. куб. см составило 200,9 тыс. машин — на 1,5% меньше, чем годом ранее. На малолитражки с объёмом двигателя до 1,1 тыс. куб. см пришлось лишь 46,9 тыс. легковых автомобилей — на 2% меньше по сравнению с октябрём 2020 года.
Количество зарегистрированных автомобилей сокращается вне зависимости от объёма двигателя. При этом, несмотря на рост количества новых легковых автомобилей почти на 12%, их доля составила лишь 13,4%, или 506,8 тыс. авто; более того, 5 лет назад она достигала 15%, или 589,8 тыс. машин.
На дорогах Казахстана продолжают преобладать автомобили возрастом более 10 лет, на долю которых пришлось почти 64%, несмотря на то, что за год их количество сократилось на 4,4% (или на 111 тыс.) и составило 2,4 млн авто. Количество автомобилей возрастом от 3 до 7 лет за год уменьшилось на 12,7%, до 508,8 тыс., а вот количество автомобилей возрастом от 7 до 10 лет выросло сразу на 16,2%, до 304,7 тыс. машин.
Между тем стоимость автомобилей продолжает расти. Так, цены на них в январе–декабре 2021 года увеличились на 10,6% по сравнению с аналогичным периодом 2020-го. Удорожание было обусловлено дефицитом полупроводников, ростом цен на металлы и логистическим кризисом. Тем не менее за период 2017–2020 годов ежегодный рост цен на автомобили варьировался в пределах 8,1%–8,8%.
С 1 января 2016 года за ввоз транспортного средства в РК взимается обязательный утилизационный сбор, за который ответственно ТОО «Оператор РОП». С 1 января 2022 года утильсбор на легковые автомобили в зависимости от объёма двигателя варьируется от 459,5 тыс. тг до 3,5 млн тг, что накладывается на конечную стоимость автомобиля.
Более того, как передаёт Хабар24, по словам председателя Независимого автомобильного союза Э. Эдокова, аналогичный сбор в Европе составляет лишь около 200 евро (порядка 100 тыс. тг).
По итогам 2020 года с момента ввода утильсбора ежегодный импорт легковых автомобилей в Казахстан в среднем составлял 31,8 тыс. ед. Для сравнения: в 2015 году в страну было импортировано 71,1 тыс. легковых автомобилей, а в 2014-м — 168,4 тыс. При этом за 10 месяцев прошлого года в РК импортировали лишь 82,4 тыс. легковых автомобилей.
В прозрачности работы ТОО «Оператор РОП», усомнился и президент РК Касым-Жомарт Токаев. Он поручил правительству принять меры по прекращению утилизационного сбора и распоряжения утилизационным сбором «Оператором РОП». Сами ставки необходимо будет пересмотреть.
Фото из открытых источников.