Отсутствие плана преемственности создает риски для экономики
На днях казахстанские СМИ распространили новость о том, что республика оказалась в числе лидеров по уровню экономической свободы в мире, заняв 41 место и показав один из лучших результатов в СНГ. Для сравнения, Кыргызстан находится на 78-е месте, у Таджикистана 106 –ое место, Узбекистан на 152-ом месте, Туркменистан на 169-ом месте.
Эксперты определяют экономическую свободу как «отсутствие правительственного вмешательства или воспрепятствования производству, распределению и потреблению товаров и услуг, за исключением необходимой гражданам защиты и поддержки свободы как таковой». Анализ экономической свободы проводится ежегодно, начиная с 1995 года.
Индекс экономической свободы рассчитывается по среднему арифметическому десяти контрольных показателей: права собственности, свобода от коррупции, фискальная свобода, участие правительства, свобода предпринимательства, свобода труда, монетарная свобода, свобода торговли, свобода инвестиций, финансовая свобода.
По каждому показателю странам выставляется оценка в баллах — от 0 до 100. Чем больше баллов, тем более высоко оценивается уровень экономической свободы в стране по данному критерию. При итоговом расчете Индекса показатели суммируются. Таким образом, в «абсолютно свободной» экономике в итоге должно получиться 100 баллов, а там, где свободы нет в принципе, соответственно, 0.
Составитель рейтинга американский исследовательский центр The Heritage Foundation совместно с газетой The Wall Street Journal. Он считается весьма авторитетным и служит ориентиром для международных инвесторов. Казалось бы, показатели Казахстана весьма не плохие, но непосредственно к самому рейтингу прилагается краткая характеристика того или иного государства, которое получило место в рейтинге. И вот здесь и содержится все самое интересное.
В пояснительном комментарии отмечается, что показатель экономической свободы Казахстана составляет 69,1, что делает его экономику 41-ой среди всех мировых экономик в Индексе 2018 года. Его общий балл увеличился на 0,1 процентных пункта, при этом произошли значительные улучшения в области свободы инвестиций и прозрачности правительства, которые компенсировали резкое снижение финансового состояния и денежной свободы. Казахстан занимает 11-е место среди 43 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а его общий балл выше общерегионального и среднемировых значений.
Правительство Казахстана прекрасно понимает, что экономика чрезмерно зависит от нефтедобывающей и добывающей отраслей, но первоначальные попытки открыть такие сектора, как транспорт, фармацевтика, телекоммуникации, нефтехимия и переработка продуктов питания, чтобы ими интересовались международные инвесторы, оказались неравномерными.
Несмотря на некоторые позитивные изменения, инвесторы по-прежнему обеспокоены коррупцией, бюрократией и произволом правоохранительных органов, особенно на региональном и муниципальном уровнях. Дополнительной проблемой является банковский сектор, который страдает низкой ликвидностью, низким качеством активов и отсутствием прозрачности.
Казахстан был и остается самой крупной из советских республик после России. Президент Нурсултан Назарбаев начал свое правление в 1989 году в советское время и выиграл шестой пятилетний срок в 2015 году. Оппозиционные элементы в стране отсутствуют. Вместе с тем отсутствие плана преемственности создает долгосрочную неопределенность. Казахстан присоединился к Евразийскому экономическому союзу, в который входят Россия и Беларусь, в 2015 году. В 2017 году правительство предприняло первый скромный шаг к демократическим реформам и конституционным изменениям, передав некоторые полномочия от президента премьер-министру и парламенту, напоминают эксперты.
Огромные запасы углеводородов и минералов, особенно в Каспийском бассейне, образуют основу экономики. Казахстан является крупнейшим в мире производителем урана, а также имеет большой сельскохозяйственный сектор, в котором есть животноводство и зерно. При этом богатства от экспорта ресурсов по-прежнему распределяются неравномерно, есть незначительная доля сверхбогатых граждан, размытый средний класс и значительная доля людей, живущих не бедно, но и не дотягивающих до показателя среднего класса.
Хотя правительство улучшило исполнение контрактов и упростило регистрацию собственности, права собственности не полностью защищены. Судьи подвержены политическим мотивами при вынесении своих решений, считает The Heritage Foundation . Американские эксперты отмечают, что коррупция проявляется не только в судебной системе, но и широко распространена во всем правительстве. Те, кто находится на руководящих должностях, могут действовать безнаказанно.
Плоская ставка подоходного налога составляет 10 %, а стандартная ставка корпоративного налога составляет 20%. Общая налоговая нагрузка составляет 15,6% от общего внутреннего дохода. За последние три года государственные расходы составили 22,2% от общего объема производства (ВВП), а бюджетный дефицит составил в среднем 2,7% ВВП. Государственный долг эквивалентен 21,1% ВВП.
В 2016 году Казахстан упростил процесс начала бизнеса. Была упрощена процедура получение разрешений на строительство, облегчены вопросы получения электроэнергии крупными компаниями, облегчено исполнение контрактов и упрощена процедура закрытия бизнеса, а трудовые нормы стали более гибкими. В 2016 году правительство также устранило контроль над ценами на дизельное топливо, в 2017 году началась программа субсидирования ипотечных кредитов.
Торговля важна для экономики Казахстана; совокупная стоимость экспорта и импорта составляет 62% от ВВП. Средняя применяемая тарифная ставка составляет 4,7%. Небарьерные барьеры препятствуют торговле. Государственная открытость к иностранным инвестициям остается ниже средней. Хотя проблемные банки были рекапитализированы, а финансовый сектор в значительной степени стабилизирован, но количество невыплаченных кредитов остается крайне высоким, наибольшую опасность представляет то, что почти все они сосредоточены в трех крупных банках.
В этом году лидером мирового рейтинга экономической свободы экспертами Heritage Foundation вновь признан Гонконг (средний балл 90,2%). Кроме того, в число полностью свободных экономик входят Сингапур (88,8%), Новая Зеландия (84,2%), Швейцария (81,7%).
Полностью несвободными признаны Конго (38,9%), Куба (31,9%), Венесуэла (25,2%) и КНДР (5,8%).
Ситуацию с экономической свободой в таких странах, как Ирак, Ливия, Лихтенштейн, Сомали, Сирия и Йемен, эксперты Heritage Foundation не оценивали в связи с нехваткой данных.