Краткосрочные успехи, долгосрочные угрозы
2017-й завершился на высокой ноте: темпы роста ВВП в большинстве стран мира продолжают расти, свидетельствуя о максимально широком циклическом подъёме экономики с начала десятилетия. Для того, чтобы это было надолго – единственный выход – инвестировать в образование.
Если буквально в начале 2016 года мы видели, как мотор мировой экономики забарахлил: цены на нефть опустились почти до $25 за баррель (сейчас они равны примерно $60), а темпы роста мировой экономики оказались самыми слабыми с момента падения ВВП в 2009 году, то в 2018 году многие правительства испытывают явное чувство облегчения.
Почему экономические показатели улучшились? Крупнейшие страны мира уже длительное время проводят мягкую монетарную политику. Хотя Федеральный резерв США продолжает постепенно повышать процентные ставки, он делает это осторожно, мудро среагировав на турбулентность в начале 2016 года, когда он отложил ожидавшееся ранее повышение ставок. Европейский центральный банк также начал сворачивать свою масштабную программу покупки активов, но при этом он дал понять, что повышение процентных ставок является далёкой перспективой.
В результате, сложились мягкие финансовые условия, способствовавшие росту кредитования и стоимость активов во всём мире. Бюджетная политика развитых стран в последние годы переключилась, в целом, с сокращения расходов на более или менее нейтральные подходы. Тем временем, Китай выделил значительные бюджетные ресурсы на поддержку экономики, с тех пор как темпы её роста замедлились в середине десятилетия, что привело к важным позитивным побочным последствиям для торговых партнёров этой страны.
Тем не менее, во многих странах долгосрочные перспективы роста выглядят менее вдохновляющими. Рабочая сила стареет, темпы роста производительности замедлились, долговая нагрузки после кризиса возросла. Если не произойдёт некоего непредвиденного всплеска производительности, нынешний экономический подъём в развитых странах неизбежно окажется умеренным: рост будет замедляться по мере ужесточения монетарной политики и финансовых условий, а также вынужденной консолидации государственных финансов странами, которые обременены высоким размером госдолга и быстро растущими расходами на пенсии и здравоохранение. В свою очередь, замедление общих темпов роста затруднит борьбу с низкими темпами роста зарплат, особенно для неквалифицированной рабочей силы, что приведёт к росту бремени неравенства и вызываемого им недовольства. Многие развивающиеся страны и страны с низкими доходами также столкнутся с неблагоприятными тенденциями.
Таким образом, перед правительствами мира стоит два больших вопроса. Первый: могут ли они что-нибудь сделать для расширения объёмов выпуска в долгосрочной перспективе? Второе: могут ли они повысить устойчивость и инклюзивность экономики своих стран, одновременно снижая вероятность смены нынешнего подъёма резким замедлением или даже новым кризисом?
Эти два вопроса тесно взаимосвязаны. Сегодняшние благоприятные экономические условия открывают окно возможностей для принятия мер, которые позволят ответить на оба.
Для обеспечения устойчивости роста и создания ощущения справедливости главной мерой являются инвестиции в людей. Инвестиции в образование улучшают производительность работников, а также их способность ориентироваться в структурной трансформации, происходящей под влиянием внешней торговли или технологий.
Кроме того, программы обучения позволяют сберечь ресурсы, которые растрачиваются впустую из-за высокого уровня безработицы среди молодёжи, а консультационная помощь и программы переквалификация позволят продлить трудовую жизнь работников. Если этого не делать, последствием станет дестабилизация: слабые перспективы поиска работы, а также неравенство доходов способны вызывать ещё более сильную негативную реакцию избирателей против многосторонних подходов в международных отношениях и против разумной экономической политики внутри их стран.
Данные инвестиции крайне важны, но они требуют бюджетных расходов. Для того чтобы избежать роста и так уже высокого бремени государственного долга, правительствам придётся реформировать налоговый режим и повысить свои доходы, не мешая при этом росту экономики. Налоговые системы должны способствовать повышению уровня инклюзивности в экономике, в том числе путём увеличения доли экономически активного населения. Граждане будут больше верить в справедливость этой системы, если каналы для уклонения от налогов, используемые крупными корпорациями и богачами, будут закрыты.
Для повышения уверенности потребуется также усилить устойчивость экономики. Воспоминания о последнем финансовом кризиса стираются, поэтому финансовая нестабильность становится всё более насущной угрозой. Многие страны улучшили макропруденциальное регулирование после кризиса, в частности, повысив требования к капиталу и ликвидности банков. Но продолжительный период низких процентных ставок в период после кризиса стимулировал активные поиски доходности и глобальное накопление долгов, что может стать проблемой для некоторых заёмщиков, когда процентные ставки начнут расти.
Как показывают многие экономические исследования, в том числе проведённые МВФ, даже если долговой бум сопровождается ускорением темпов роста экономики в краткосрочной перспективе, в итоге он обычно заканчивается слезами. Часть стран должна ограничить избыточный рост объёмов кредитования, а также сократить или отменить бюджетные субсидии для эмитентов долга, а другим странам нужно, наконец, заняться проблемой плохих долгов, накопленных во время предыдущих рецессий. Развивающиеся страны и страны с низкими доходами сталкиваются с некоторыми проблемами, которые похожи на проблемы развитых стран. Руководство Китая, например, признаёт наличие дисбалансов в финансовой системе страны и движется к их решению. Но некоторые проблемы развивающихся стран являются уникальными. Несмотря на недавний подъём цен на сырьё, странам-производителям сырьевых товаров необходимо диверсифицировать свой экспорт ради поддержания роста экономики в будущем.
Поскольку нынешний подъём экономики является широким, сейчас подходящий момент для действий по целому ряду многосторонних приоритетных направлений. Наверное, наиболее насущным из этих приоритетов является борьба с долгосрочным изменением климата, ставшего результатом зависимости экономики от ископаемого топлива.
В одном из исследований МВФ показывается, насколько будут уязвимы страны с низкими доходами к вероятному повышению температуры в течение этого века, причём даже в том случае, если установленная в Парижском климатическом соглашении 2015 года цель – не допустить роста температуры выше 2º по Цельсию относительно доиндустриальных уровней – будет достигнута. Впрочем, развитые страны окажутся не менее уязвимы, в частности, из-за распространения политической нестабильности и массовой миграции из регионов с растущей температурой. В интересах развитых стран установить для себя более амбициозные цели по снижению выбросов, а также помочь странам с низкими доходами в адаптации к новым климатическим условиям.
Если подводить итог, мечтательные разговоры о «сладком моменте» в экономике создают риск, что у политиков появится ошибочное чувство спокойствия. Нынешние хорошие времена, несомненно, преходящи. Более того, силы, вызвавшие этот подъём, не могут действовать долго. Для того чтобы восстановление экономики стало более продолжительным, власти должны воспользоваться нынешней возможностью и провести реформы, пока они ещё могут это сделать. В противном случае, будущее может оказаться ближе, чем мы думаем.
Морис Обстфельд – главный экономист Международного валютного фонда.
Copyright: Project Syndicate, 2017. www.project-syndicate.org