понедельник, 25 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Казахстанцы за услуги банков должны платить меньше

ПЛАТЕЖ К. 1-1 После смены руководства Национального банка Казахстана вопрос о создании Единого процессингового центра, за создание которого горой стоял прежний глава НБ, Григорий Марченко, как бы «повис в воздухе».  От него не отказались окончательно, но и  сами работы по разработке его  концепции, дискуссии по этому вопросу в прессе, значительно поутихли. Но ведь это вопрос государственной важности, поскольку касается государственной политики по повышению благосостояния населения Казахстана. Позиции противостоящих сторон понятны: Нацбанк стоит за единый процессинговый центр, под контролем государства, который резко снизит банковские тарифы на оплату по карточкам для населения. Сегодня потребитель не всегда знает точную сумму комиссии по каждой конкретной операции, поскольку размер комиссии по проведенной транзакции указывается не во всех банках. Необходимо отметить тенденцию создания национальных платежных систем в странах Таможенного союза, связанную, прежде всего, с необходимостью соблюдения национальных интересов. Крупные банки, имеющие свои локальные платежные системы, конечно, против. По их мнению, для банков  наличие собственных процессинговых центров, развитой банкоматной и пос-терминальной сети является стратегически важным. Особенно важным она является для конкуренции с иностранными банками в Казахстане и регионе. Создание ЕПЦ будет потенциально интересно для банков, только начинающих развивать данный вид бизнеса. Что касается крупных игроков, то принудительное включение их в систему государственного ЕПЦ нанесет убийственный удар конкуренции в этой сфере, принесет им большие убытки. У банков, конечно, на первом месте стоит прибыль, но здесь идет речь о куда более значимых вещах – о повышении благосостояния населения, которое, по мнению аналитиков НБ, значительно переплачивает сегодня, когда использует карточную платежную систему банков второго уровня. Прокомментировать создавшуюся ситуацию с ЕПЦ и банками второго уровня журнал Exclusive.kz попросил Меруерт Махмутову, руководителя ОФ  «Центр анализа общественных проблем»: - Национальный Банк РК  настойчиво «пробивал»  идею  создания единого процессингового центра в стране. Большинство  банков Казахстана – против этой идеи. Что вы думаете об этом? - Я уже публично высказывалась в поддержку этой идеи. В принципе, я не поддерживаю вхождение государства в сферу деятельности частного сектора. Например, создание единого Государственного пенсионного фонда считаю ошибкой. Но в данном случае, если создание Единого процессингового центра поможет снизить стоимость обслуживания карточек и создаст прозрачную политику по пользованию карточками, то я только «за». Как потребитель,  я постоянно сталкиваюсь с неадекватным качеством финансовых услуг. Например, использование карточки одного банка, для снятия денег в банкомате другого банка, предполагает ощутимые комиссионные, которые клиент не обязан платить, только оттого, что банки недружественно относятся к клиентам других банков. Помню,  в аэропорту за рубежом мне нужно было заплатить за упаковку багажа 10 евро наличными – карточкой не принимали, банкомат выдавал не менее 20 евро. Так вот,  Народный банк за снятие со счета суммы ( в переводе на тенге около 4000 тенге), снял с меня комиссионные 1000 тенге – 25% снятой суммы. Это  я обнаружила потом в выписках. В остальных  случаях  обычно не замечаешь комиссионные, но этот случай меня возмутил. Поэтому на своем опыте могу сказать, что ожидать, что наши банки добровольно снизят свои комиссионные в интересах потребителей финансовых услуг, просто глупо. Откуда же у банков прибыли возьмутся, если они будут входить в положение клиентов? ПЛАТЕЖ К.3- Некоторые специалисты считают, что создание единого центра в сфере банковского обслуживания в целом  приведет к резкому снижению уровня сервиса для потребителей, т.к. станет невозможным дальнейшее развитие Интернет-банкинга, мобильного банкинга,  других инновационных продуктов. - Я не являюсь специалистом в банковских продуктах, но,  на мой взгляд, карточное обслуживание и интернет банкинг, мобильный банкинг, лежат в разных плоскостях. Думаю,  одно другому не мешает. В условиях усиливающейся конкуренции, банки в любом случае должны предлагать новые формы обслуживания, если хотят удержать своих клиентов и расширить их круг. - Сегодня в республике уже функционируют 13 процессинговых центров, банки активно создают свои процессинговые центры. Нужно ли создавать государственного монополиста в этой сфере? - Наверное, я уже ясно высказала свою позицию выше. Банковский сектор не объединяет общая забота об интересах своих потребителей, каждый банк хочет выиграть в гонке за прибылью, поэтому считаю, что создание единого процессингового центра направлено на защиту интересов потребителей. Национальный банк несет ответственность за общее здоровье банковской системы. В 2006-2007 гг., они самоустранились и проспали момент, когда банки налево и направо раздавали кредиты гражданам по фантастическим ставкам. В результате сейчас Казахстан лидирует в мире по уровню неработающих кредитов. Скажите: что,  банки тогда не понимали последствия своей безответственной кредитной политики? - Создание высокотехнологичного ЕПЦ может потребовать, по некоторым оценкам, сотни миллионов, а то и миллиарды долларов. Оправданы ли такие затраты из бюджета? - Нужно принимать во внимание, что  такие оценки звучали со стороны крупнейших банков, которые и возражают против создания ЕПЦ. С интересом всегда отслеживаю бюджет, поэтому могу привести много примеров неоправданных бюджетных расходов. Поэтому на их фоне расходы на создание Единого процессингового центра мне не представляются такими необоснованными, поскольку выгоду от этих расходов могут получить простые граждане. ПЛАТЕЖ К.2-2 - Зачем создавать такой дорогой ЕПЦ, если мы входим скоро в единое экономическое пространство со странами Таможенного союза, а также в ВТО?  Сможет ли ЕПЦ конкурировать с мировыми компаниями такого рода? - Сначала скажу по  Таможенному союзу и ВТО. Львиная доля пользователей карточек использует их внутри Казахстана: бюджетники, студенты, пенсионеры.  Точных цифр не видела, но можно попросить Национальный Банк предоставить такую статистику. То есть, важно снизить расходы этой категории граждан,  при осуществлении транзакций внутри страны. Российский и белорусский банковские секторы не могу назвать мировыми лидерами, поэтому не нужно опасаться того, что они вытеснят наши банки в Казахстане. На сегодня здесь у нас работают три российских банка, но они здесь не доминируют.  Для крупных международных банков довольно малый объем казахстанского рынка не является привлекательным. Ограничения на долю активов иностранных банков в банковском секторе Казахстана,  в связи с вступлением в ВТО сняли еще 2006 году, но с тех пор она существенно не изменилась. В прошлом году мы изучали проблемы молодых внутренних мигрантов в Алматы. Так вот: более половины из 1000 респондентов не имеют банковского счета, несмотря на то, что они проживают в Алматы, где сконцентрирована большая часть банков страны. На мой взгляд, такие показатели должны стать поводом для финансового регулятора внимательнее оценить охват населения банковскими услугами. На вопрос о причинах отсутствия банковского счета, 93,4% ответили, что счет им не нужен в виду отсутствия средств.

Оставить комментарий

Финансы

Кипрский шок Кипрский шок
Редакция Exclusive
20.03.2013 - 07:11
Страницы:1 2 3 4 5