Пенсию нужно заработать
Проблемы реформирования казахстанской пенсионной системы, после острой критики этого процесса Президентом страны и ухода в отставку профильного министра и Председателя Нацбанка, никуда не делись. Они только отложены на некоторое время, очевидно, чтобы снизить остроту общественной полемики по этому вопросу, но их придется решать уже в ближайшее год-два. На повестку дня со всей неотвратимостью становится главные вопросы: как обеспечить доход пенсионных накоплений выше уровня инфляции и что делать государству, если пенсионных накоплений будет не хватать? При всех многочисленных усилиях в прежней накопительной системе эти стратегические задачи решить не удалось…
Надо сказать, что у наших граждан до сих пор в сознании бытуют во - многом неправильные представления о сущности и роли пенсионной системы в государстве, особенно с рыночной экономикой. С советских времен в головы казахстанцев заложена мысль о пенсионных обязанностях государства по отношению к гражданину. Каким образом государство будет их выполнять – это его не волновало. И такой подход был в целом справедлив: социализм был обществом солидарной ответственности и гражданин делегировал государству большинство своих прав, взамен на государственный патернализм в большинстве сфер жизни. Любому гражданину государство гарантировало пенсию, пусть и весьма небольшую, но на которую, при условии государственного контроля над ценами на большинство товаров, можно было скромно жить. Но уже тогда пенсионная система страны испытывала большие нагрузки и не обходилась без вопиющих нарушений принципа: «Каждому – по труду». Например, целые десятилетия Советской власти колхозники - миллионы человек – не имели права на пенсию, она пришла к ним только во времена Хрущева, да и то – нищенская – 12 рублей, 16 рублей в месяц…
Но если выйти за пределы закрытого круга социалистических государств, посмотреть опыт других стран и народов, то становится очевидным: пенсия является отнюдь не бесплатным подарком человеку, а привилегией, результатом трудных совместных усилий человека и государства. На протяжении почти всей человеческой истории, тысячи лет, старики не получали вообще никаких пенсий, если рассматривать это явление в той массовой форме, какую она приобрела сейчас. Впервые пенсионное обеспечение было введено для офицеров военно-морского флота во Франции в 1673 году. В период Великой французской революции, в 1790 году, был принят Закон о пенсиях для гражданских государственных служащих, отслуживших тридцать лет и достигших пятидесятилетнего возраста. Массовое и универсальное пенсионное обеспечение впервые появилось в Германии в 1889 году, в Великобритании - в 1908 году, во Франции в - 1910 году. Оно подразумевало увязку размеров пенсий с размерами страховых взносов и зарплаты застрахованных работников, обязательное пенсионное страхование работников наёмного труда от старости, инвалидности и утраты кормильца.
Пенсионное обеспечение неразрывно связано с ростом общественного богатства. И дело это очень дорогое и затратное - на цели социальной защиты развитых странах приходится от 15 до 25 процентов ВВП, что зачастую превышает долю большинство отраслей промышленности. Именно затратность социального сектора заставляет государство изыскивать все возможные резервы пополнения социального « бумажника», с тем, чтобы как можно больше увеличивать размер пенсий, одновременно сокращая государственный расходы. Самый разумный и справедливый подход здесь – личная ответственность каждого человека за свою пенсию в старости. Пенсия должна восприниматься не как «подарок» - пенсию нужно заработать.
Казахстанская пенсионная система сегодня подвергается ожесточенной критике. Но если оценивать ее объективно, то становится очевидно, что она – далеко не самая плохая и отсталая в мире. И что государство действительно предпринимает большие усилия, чтобы пенсии казахстанцев могли бы обеспечивать их в старости.
В Казахстане сегодня насчитывается более 1,8 млн. пенсионеров. За 13 лет (2000–2013 гг.) средний размер пенсии увеличился в 10 раз (с 4298 до 41 790 тенге).
В соответствии с поручениями Главы государства, расходы на социальное обеспечение и социальную помощь в Республиканском бюджете увеличились с 151,0 млрд. в 2000 году до 1 371 млрд. – в 2013 году.
Особенность казахстанской пенсионной системы в том, что она делится на ряд «сегментов», каждый из которых выполняет свои функции. Первая часть – это базовая пенсия, которая выплачивается всем получателям пенсионных выплат и инвалидам, достигшим пенсионного возраста. В этом «сегменте» пенсия выплачивается независимо от трудового вклада и дохода.
Цель здесь одна: дать какой-то «базовый» минимум средств, чтобы защитить человека от бедности в старости. Размер ее сегодня составляет 50% от прожиточного минимума (9330 тенге). По данным Мисоцтруда, это почти более чем в 3 раза превышает ее размер при введении в 2005 году. Задача государства – приблизить ее уровень к величине прожиточного минимума. Сегодня такой вид пенсии получают более 1,8 млн. казахстанцев, то есть – практически все пенсионеры страны.
Вторая важная составляющая - государственные социальные пособия. Все граждане Республики Казахстан при наступлении социальных рисков (инвалидности, потери кормильца и достижении пенсионного возраста), независимо от трудового стажа, заработка, имеют право на ГСП. На 1 октября 2013 года ГСП по инвалидности получают 481,0 тыс. чел., по случаю потери кормильца – 142,9 тыс. семей, по возрасту – 12,1 тыс. чел. Размеры ГСП зависят от величины прожиточного минимума, устанавливаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год. В связи с увеличением прожиточного минимума размеры пособий ежегодно повышаются. Средний размер ГСП на 1 октября 2013 года составляет по инвалидности – 18876 тенге, по утере кормильца – 16910 тенге, по возрасту – 9330 тенге.
Система дополняется солидарными пенсиями из Государственного центра по выплате пенсий за счет средств республиканского бюджета (трудовые пенсии). Право на солидарные пенсии имеют казахстанцы, достигшие общеустановленного пенсионного возраста и имеющие по состоянию на 1 января 1998 года не менее шести месяцев трудового стажа. В настоящее время получателями их являются более 1,8 млн. человек, то есть – также все казахстанцы. Это остаток прежней советской пенсионной системы, который сегодня наиболее затратен для государства, но который оно вынуждено нести, поскольку приняло на себя все обязательства Казахской ССР. И этот источник, по мере ухода из жизни старших поколений, постепенно исчерпывается. Ожидается, что к 2043 году солидарных пенсий не останется.
И, наконец, есть накопительные пенсии из накопительной пенсионной системы, за счет обязательных пенсионных взносов и обязательных профессиональных пенсионных взносов, о которых сегодня идет такой ожесточенный спор. Но которые, в сущности, и являются единственной реальной надеждой казахстанцев в старости. На 1 сентября 2013 года общий объем пенсионных накоплений составил 3,5 трлн. тенге, количество индивидуальных пенсионных счетов - 8,5 млн. Эта система только начинала действовать, но, несмотря на сравнительно небольшой период ее существования, за прошедшие годы общий объем выплат из нее составил более 400 млрд. тенге, а количество получателей – более 1 млн. человек.
Если учитывать все эти факторы, то можно согласиться с Президентом Н. Назарбаевым, написавшем в своей статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к обществу всеобщего труда»: «За годы Независимости в Казахстане создан крепкий фундамент социального государства. Объективно Казахстан вплотную приблизился к качественному уровню социального развития среднеевропейских стран. Стандарты жизни казахстанцев неуклонно повышаются». Конечно, хотелось бы, чтобы эти стандарты росли быстрее. Но это очень непростое дело, и справиться с ним не могут сегодня даже очень сильные и успешные страны.
Например, наш великий сосед – Китай, экономика которого растет стремительными темпами и скоро станет первой по объему ВВП в мире, совсем не «балует» своих пенсионеров. Люди, бывавшие не в сияющих огнями небоскребов крупных городах Китая – Шанхае, Чэньду, Гуаньчжоу и других, а в провинции, единодушно отмечают очень скромный, подчас нищенский уровень жизни в сельской местности и маленьких городках этой страны. И причина здесь в том числе и в том, что сотни миллионов китайцев вообще не получают никакой пенсии, никаких социальных выплат.
В КНР есть закон о пенсионном обеспечении. По нему пенсию могут получать мужчины с 60 лет и женщины с 50-55 лет. Однако на государственные пенсии могут рассчитывать только государственные служащие и лица, занятые в промышленности. Сельские жители не получают пенсию, их содержания обязаны брать на себя дети или, если таковых нет, сельская община. А финансовое состояние таких общин таково, что они могут обеспечить стрикам разве что чашку риса в день.
Китайцы говорят: «янцзы фан лао» - «вырастить сыновей и обеспечить свою старость». Долгие годы эта поговорка, основанная на конфуцианской мудрости, оправдывала себя. Но политика «одна семья – один ребенок», проводившаяся десятилетия, нанесла удар сегодня. Население стремительно стареет, а поколение, идущее старикам на смену, гораздо более малочисленное. Единственные сын или дочь сегодня чаще всего не в состоянии содержать себя с семьёй и престарелых родителей. Поэтому контраст между промышленно развитыми городами и селом, контраст бурлящего богатства и нищеты становится все более разительным. Пятое поколение китайских политиков, которое недавно пришло к власти, заявило, что оно намерено решать эту проблему и что к 2015 г. Китай завершит формирование государственной пенсионной системы. Но проблемы здесь настолько велики, что, вероятнее всего, решение их потребует многих лет, если не десятилетий. Поэтому, несмотря на заявленные руководством КНР намерения о модернизации своей пенсионной системы (читай – распространение ее на сотни миллионов сельских жителей), государство будет вынуждено будет еще долгие годы оставлять их без социальной поддержки. Недаром в действующем на сегодняшний день Законе КНР о защите прав пожилых людей имеется положение, что именно семья, взрослые дети должна заботиться о материальном положении стариков, ухаживать за ними и лечить их. Поэтому, если сравнивать казахстанскую модель пенсионного обеспечения с китайской, то она выглядит куда более надежной и современной. Могло быть гораздо хуже.
Последние высказывания Председателя Нацбанка К. Келимбетова свидетельствуют о том, что государство намерено все-таки значительно реформировать накопительную пенсионную систему и создать новую модель для Казахстана. И так же очевидно, что у нового главы Нацбанка есть свой взгляд на эту проблему, отличный от того, что исповедовал прежний руководитель этого ведомства Г. Марченко.
– В Казахстане сейчас трехкомпонентная пенсионная система. – заявил на свой пресс-конференции председатель Нацбанка Кайрат Келимбетов. – Мы, совместно с правительством, будем отрабатывать вопрос: а что будет, если накоплений станет не хватать? Нужны ли какие-то дополнительные расходы государства? Минимум год-два уйдет на обсуждение этой системы. Но одно могу сказать: та чилийская модель, которую мы взяли, в том же Чили раз пять была пересмотрена. Они вернулись к смешанной модели, когда есть и накопительная, и распределительная модель. Во всем мире пенсионные системы испытывают большое давление. В начале следующего года мы продолжим эту дискуссию.
Дискуссии, обсуждения, мнения специалистов и опыт других стран, несомненно, необходимы. Конечно, здесь не нужно, как говорится, рубить наотмашь. Ведь выбирается путь, по которому страна будет идти долгие годы. Накопительная система может проявить все свои преимущества только при массовом охвате большинства населения страны и при значительном росте зарплат казахстанцев и, соответственно – росте пенсионных отчислений. Необходима и совершенно иная, гораздо более эффективная стратегия вложения пенсионных накоплений, коль скоро все эти средства теперь будет аккумулированы в одном Фонде. И главное, каждый казахстанец должен осознать: обеспеченную и достойную старость «на блюдечке» ему никто не принесет. Пенсию нужно заработать и, возможно, потратить на это долгие годы своей жизни.
Финансы
«Бурный рост присутствия российских банков на казахстанском рынке может стимулировать появление более протекционистской модели»