ЕНПФ жертва конфликта интересов
Недавно вкладчики ЕНПФ получили выписку о том, что доходность пенсионных активов ЕНПФ за первое полугодие 2019 года составила 2,69%. При этом инфляция за этот же период составила 2,6%. То есть, Нацбанк, как управляющий этими активами, получил практически нулевую доходность за этот период. Но на самом деле, если посмотреть отчет «Информация по инвестиционному управлению пенсионными активами АО «ЕНПФ»», то можно увидеть, что доходность финансовых инструментов в портфеле ЕНПФ существенно выше цифры за первое полугодие. С чем это связано?
Для начала хотелось бы прокомментировать подход Нацбанка к отчётности по управлению пенсионными активами. НБ является регулятором финансовых организаций и у него очень жесткие требования по своевременности и полноценности их отчётности. Однако собственная отчётность Нацбанка по пенсионным деньгам на громаднейшую сумму в 10 трлн тенге достаточно далека от его собственных требований к другим финансовым институтам.
На сегодня ключевым ежемесячным отчетом по управлению пенсионными активами является «Информация по инвестиционному управлению пенсионными активами АО «ЕНПФ»». Отчет достаточно детальный, но по нему очень сложно сделать нормальный финансовый анализ доходов и расходов, поскольку там нет необходимой для этого информации.
На прошлой неделе вышел аудированный отчет по управлению пенсионными активами за 2018 год, составленный по международным стандартам. Из этой отчётности уже более или менее можно понять откуда появились прибыли или убытки по отдельным инвестиционным активам, однако, чтобы получить эту информацию, приходится ждать более полугода.
С учетом важности управления пенсионными активами для всего населения Казахстана Нацбанк должен публиковать финансовую отчётность по пенсионным активам по международным стандартам учета на ежеквартальной основе так, как он требует этого от других финансовых организаций. При этом расшифровка прибылей и убытков должна быть более детальной, чем сейчас.
По ежемесячному отчету главная статья доходов по пенсионным активам это - доходы в виде процентов и дивидендов по ценным бумагам и по депозитам в банках (271 млрд тенге за 5 месяцев этого года). Здесь ежемесячные доходы стабильны и они примерно соответствуют средневзвешенной доходности долговых финансовых инструментов, находящихся в инвестиционном портфеле ЕНПФ (7,0% годовых). То есть, по этой ключевой статье доходности ЕНПФ практически нет вопросов.
То, что доходность пенсионных активов ЕНПФ с начала 2019 года сложилась ниже чем доходность финансовых инструментов в портфеле ЕНПФ виноваты другие две статьи отчета об инвестиционном доходе - «доходы (убытки) от переоценки иностранной валюты» и «доходы (убытки) от рыночной переоценки ценных бумаг».
В 2019 году доля валютных активов в портфеле ЕНПФ держится в районе 32%. Это очень существенная часть пенсионных активов, на которую напрямую влияет изменение курса тенге. Когда тенге слабеет относительно доллара, то при переоценке валюты получается прибыль. И если тенге укрепляется, то мы видим убыток по этой статье. Например, в 2018 году доходность ЕНПФ для вкладчиков составила 11,3% при инфляции 5,3% (!). Однако 40% от этого дохода произошло из-за переоценки валютных активов в результате большого ослабления тенге относительно доллара в 2018 году (на 15,6%).
За пять месяцев этого года, тенге к доллару укрепился на 0,7%, что привело к убытку на переоценке валюты в размере 10 млрд тенге на конец мая, что снизило суммарную доходность ЕНПФ.
Основные вопросы вызывают убытки в сумме 20 млрд тенге по статье - «доходы (убытки) от рыночной переоценки ценных бумаг». В 2017 – 2018 годах по портфелю ЕНПФ здесь была прибыль (17 млрд в 2018 году и 49 млрд в 2017). Поэтому возникает вопрос, почему возник убыток в этом году?
Без отчетности по международным стандартам трудно дать ответ этот вопрос, но предположения можно сделать. Прежде всего по этой статье проходят убытки на провизиях по проблемным финансовым инструментам. В этот период много чего происходило. Были проданы ценные бумаги, связанные с проблемными инвестициями в Азербайджанский банк. В этот же период были проблемы у Цеснабанка, куда были вложены очень существенные деньги вкладчиков ЕНПФ. Вполне возможно на этих и на других случаях возникли существенные убытки.
Также, скорее всего возникли значительные убытки на переоценке облигаций правительства США и других иностранных эмитентов. Иностранные облигации занимают существенную часть портфеля ЕНПФ. В этом году произошло увеличение ставки ФРС США, что привело у убыткам на переоценке облигаций, купленных ранее по рыночным ставкам более низким, чем на данный момент.
Также возможно произошла негативная переоценка рыночной стоимости акций компаний, которые находились в портфеле ЕНПФ. Из-за торговых войн и другой нестабильности зарубежные и местный фондовые рынки достаточно сильно лихорадило, что могло привести к определённым убыткам. Однако доля акций в пенсионных активах сравнительно небольшая. И если и были убытки в этом случае, то их доля в 20 млрд была несущественной.
Все это отражает в целом проблему эффективности управлении пенсионными активами.
Прежде всего можно отметить, что в Нацбанке есть большой конфликт интересов между регулированием финансового рынка и управлением пенсионными активами. Как уже упоминалось, у Нацбанка требования к своей собственной отчётности по управлению пенсионными активами, гораздо менее жёсткие чем для банков, страховых компаний, и фондовых брокеров. Также финансовый регулятор, в случае с ЕНПФ, контролирует свою собственную деятельность, что может привести к серьезным злоупотреблениям и категорически запрещено для финансовых организаций.
Интересно, что решить эту проблему можно легко. Надо лишь поручить управление пенсионными активами организации или организациям, которые должны быть полностью независимыми от Нацбанка. В этом случае будет неважно будут ли эти организации государственными или частными, поскольку они будут строго регулироваться и контролироваться Нацбанком.
Другой проблемой управления пенсионными активами со стороны Нацбанка, является то, что он достаточно быстро нарастил существенный инвестиционный портфель ЕНПФ в иностранной валюте. В такой ситуации у него есть прямой интерес чтобы тенге не укреплялся, поскольку это приведет к убыткам на переоценке валютных активов. При этом Нацбанк является самым крупным игроком на валютной бирже и имеет все возможности влиять на формирование курса тенге к иностранным валютам. Из-за этого сразу возникают подозрения, что монетарный регулятор вряд ли наращивал валютные активы ЕНПФ, если бы не был уверен, что тенге будет все равно будет слабеть, даже несмотря на благоприятные цены на нефть.
При этом, роль правительства в проблемах ЕНПФ гораздо больше чем Нацбанка.
В обзоре Нацбанка по ЕНПФ говорится, что пенсионные активы, номинированные в тенге, инвестируется исключительно в рамках направлений, которые ежегодно одобряются Советом по управлению Национальным фондом Республики Казахстан. Сейчас государство все больше рассматривает пенсионные деньги как продолжение свое собственного кошелька (госбюджета). Эти деньги все чаще направляются на финансирование проектов, которое по своей сути должно идти из госбюджета. Также пенсионные активы все чаше инвестируются туда, куда частные профессиональные инвесторы вряд ли бы вложили свои деньги.
Например, сейчас активно осуществляется госпрограмма по кредитованию приоритетных секторов экономики на сумму 600 млрд тенге. Из этой суммы банки получат 300 млрд из ЕНПФ. То есть, государство в лице правительства и Нацбанка собирается снова наступить на те же самые грабли. Как и в случае с RBK, Цесна и других банков, опять деньги между банками будут распределяться нерыночным, а административным путем, не принимая во внимание реальные проблемы банков. Также процентные ставки по деньгам ЕНПФ будут ниже рыночных (не будут соответствовать кредитному рейтингу банков).
Другим очень большим негативным примером являются инвестиции ЕНПФ в нацхолдинг «Казагро». По аудированной отчётности ЕНПФ за 2018 год, вложения пенсионных денег в облигации холдинга вросли за год с 186 млрд тенге до 642 млрд! При этом глава государства в этот понедельник на расширенном заседании правительства очень жестко раскритиковал неумелое руководство и убыточную деятельность «Казагро».
Чтобы решить проблему использования пенсионных денег правительством в ущерб вкладчикам ЕНПФ, необходимо создать независимый от чиновников Совет директоров ЕНПФ, который будет определять политику по инвестиционному управлению пенсионными активами. СД необходимо сделать реально независимым от Нацбанка и правительства путем кардинального сокращения в нем числа госслужащих и включения в него независимых профессионалов в инвестиционной, пенсионной и страховых сферах. В целом работу ЕНПФ и управление его активами необходимо целиком перевести на стандарты ОЭСР.