Возвращение блудных капиталов
Попытка государства одним махом разрубить "гордиев узел" нелегальных капиталов, вывести "из тени" без преувеличения - многомиллиардные денежные средства, чье происхождение, по большей части, темно и сомнительно, не могла не вызвать обостренного внимания населения и самые разноречивые оценки…
Кое-кто из экономистов и политологов оценивает эту акцию, как жест отчаяния со стороны государства, не сумевшего за все годы справиться с теневым бизнесом и предложившего ему "мировую".
И, надо сказать, эта точка зрения имеет под собой немалые веские основания. Если легализовать "теневое" имущество и капиталы с помощью обычных юридических процедур, репрессивный элемент которых сегодня достаточно весом, то процесс этот может затянуться лет на двести.
С другой стороны, по мнению некоторых экспертов, сегодня амнистия капиталов жизненно необходима стране, как источник новых инвестиций. Ситуация в экономике ухудшается. Отечественные банки лишены возможности кредитоваться за рубежом, да и если бы такая возможность была, рынок капиталов, в связи с новыми геополитическими осложнениями, становится все дороже.
По мнению же других, амнистия капиталов должна стать генеральной репетицией перед введением режима всеобщего декларирования. Государство вынуждено, лишившись дешевых инвестиций из-за рубежа, искать их внутри страны. Для этого можно найти много причин: например, остановка проекта «Кашаган» на 2 года, требующего очень больших вложений, проведение имиджевых проектов EXPO-2017, Зимней универсиады 2017. Кроме того, не следует забывать и о второй волне экономического кризиса, идущей с Запада.
Конечно, хотелось бы, чтобы амнистия капиталов прошла на ура и в страну вернулись теневые деньги, так необходимые сейчас. Но ожидать высоких результатов – это сегодня как бы писать вилами по воде, тем более, что Казахстан уже имеем опыт проведения амнистии.Это было в 2001 году, и тогда ожидаемый уровень валютных поступлений в страну варьировался в сумме около 3 миллиардов долларов. Но на деле было легализовано не более 12- 15 процентов, то есть в совокупности около 500 млн. долларов.
Сегодня ситуация несколько другая, государство подготовило «пряник» для владельцев сомнительных капиталов: наряду с их амнистией объявлено о широкой приватизации ряда весьма привлекательных объектов, продажи через аукционы части госсобственности. Вот только привлечет ли этот «пряник» возможных инвесторов – большой вопрос, особенно, если учесть, как у нас проходят подобные тендеры…
Третьи считают, что амнистия капиталов сегодня выгодна не малому и среднему бизнесу, а чиновникам, которые попутно занимаются бизнесом. Ни для кого не секрет, что многие чиновники являются крупными владельцами различных компаний. Это в большей степени рассчитано на тех, кто может показать это, но хотел бы реализовать свои капиталы. Результатом может стать то, что человек может инвестировать в экономику. Как бы мы не оценивали: это плохо или хорошо, в любом случае эти деньги уходят, а так они будут пущены на развитие экономики и создание новых рабочих мест, уплату налогов и др. Поэтому в конечном итоге это будет только плюсом для экономики. Так считает, к примеру, Тимур Назханов, советник председателя правления НПП РК.
Государство решило привлечь капиталы из-за рубежа, но и внутри страны у нас еще очень много дыр, из которых утекают деньги. Например, у нас очень плохо налажен контроль за тем, кому реально принадлежит недвижимость. Сегодня неизвестно кому принадлежащих объектов недвижимости в Казахстане насчитывается около полумиллиона. И эта проблема висит на экономике страны не первое десятилетие. Обычные судебные и другие юридические процедуры позволяют сегодня владельцам не только успешно отражать любые поползновения со стороны официальных государственных органов, но и вообще блокировать любые попытки действий в этом направлении. Вот где бы государству поработать, привлечь этот огромный, втуне лежащий капитал в реальную и легальную экономику! Но здесь нужна тщательная, долгая работа, нужен квалифицированный аппарат, поэтому амнистию провести просто технологически легче.
С другой стороны, такой жест "доброй воли" со стороны государства предельно прагматичен и имеет свои несомненные экономические и социальные преимущества. Освобождение от административного и уголовного преследования капиталов, которые были выведены из официального экономического оборота, должно заметно повысить капитализацию всей экономики, увеличить налогооблагаемую базу, упорядочить финансовые, земельные и имущественные отношения внутри бизнес - среды.
Для предпринимателей - также большие плюсы: легализация позволит им теперь, наконец, спать спокойно (с уплатой всех налогов, разумеется).
Они получают индульгенцию от прошлых "грехов" по части приватизации, а их, очевидно, было немало. Хотя и декларируется невозможность легализации капиталов и имущества, нажитого преступным путем, многие, очень многие из сегодняшних владельцев особняков, офисов, торговых центров, промышленных баз и прочего добра нажили его далеко не праведным путем…Если покопаться в истории многих состояний, то мошенничество, подделка документов, злоупотребление доверием и прочие "прелести" периода первоначального накопления капитала середины 90-х , да и более поздних годов, явственно проявятся.
Но кому нужна эта тягомотина? Государство предлагает начать отношения с бизнесом и гражданами "с чистого листа". И граждане такое решение не могут не поддержать, ради собственной выгоды.
Легализация капиталов и имущества - это не наше, отечественное "ноу-хау". Налоговые амнистии широко применяются в разных странах, многие из которых являются "маяками" развитой капиталистической экономики.
Так, например, в США подобные амнистии проводятся регулярно, причем даже не только на федеральном уровне, но и на уровне штатов. За послевоенные годы их было уже около ста. В 2003-2004 годах назад в Италии прошла легализация скрываемого имущества, когда за два месяца в легальный оборот включились капиталы на сумму более 25 миллиардов евро. Амнистии капиталов и имущества проводятся и в других странах - Франции, Испании.
Страны бывшего социалистического лагеря - Польша, Чехия также проводили имущественную амнистию.
Подобные же акции регулярно проводятся правительствами Германии, когда в определенное время налогоплательщик может легализовать свое скрываемое имущество и деньги - без наказания, предусмотренного законом.
Выгоды легализации для владельца - налицо. Отпадают тысячи ограничений, которые неизбежно сопутствуют нелегальному бизнесу. Укрепляется доверие деловых партнеров, а значит - и весь бизнес. И, что самое главное - владелец приобретает все права на свои деньги и имущество, происхождение и законность которого, в ином случае, могут всегда подвергаться сомнению со стороны как конкурентов, так и государства. Он избавляется от уголовного преследования, что пугает всех "нелегалов". При легализации капиталов государственным органам запрещается проводить процессуальные действия, в том числе и уголовное преследование или применение мер административного взыскания, на основании информации, полученной в процессе легализации денег или имущества.
Сегодня закон делает, по сути, только одно исключение при легализации капиталов и имущества - не подлежат оформлению средства, полученное в результате совершения преступлений против личности, мира и безопасности государства, собственности, общественной безопасности и общественного порядка, здоровья населения и нравственности, коррупционных или иных преступлений против интересов государственной службы и государственного управления. Но, как все прекрасно понимают, подобная норма, судя по самой технологии легализации, была введена в закон с чисто декларативными целями или для острастки совсем уж беззастенчивых воров и мошенников.Массового применения она, конечно, не получит. Государство оставило для себя "запасной выход" для различных, могущих случиться форс-мажорных обстоятельств.
Пока что, судя по всему, бизнесмены не спешат возвращать в страну «сбежавшие» капиталы, присматриваются, оценивают действия государства. Доверие к нему у граждан пока явно не стопроцентное, многие опасаются негативных последствий. И поэтому для успеха легализации государство должно всемерно укреплять это доверие, которое, в сущности, и является главным звеном вновь создаваемых отношений между ним и гражданами. Многие ждут результатов приватизации заманчивых кусков госсобственности, о которых громогласно заявило государство, хотят посмотреть, смогут ли они реально вложить свои капиталы в выгодные проекты, или же им вновь предложат оставить свои деньги в банках, для поддержки последних. Этот вариант их мало привлекает.
Государство надеется амнистией капиталов привлечь из этого, пока еще «мутного» источника от 10 до 12 млрд. долларов. Но многие сомневаются в таком успехе – реально сумма может составить, в лучшем случае, от 3 до 5 млрд. И даже это было бы очень хорошо.
Но если не будет взаимного доверия - имущество и капиталы опять уйдут в "тень", и тогда уже - надолго, какими бы посулами потом их из нее не выманивали…
Дамир Салимов
Финансы
Евгений Порохов: Налоговые законы у нас гораздо либеральнее, чем в Европе и США. Но все губит практика «советского» еще налогового администрирования…