Как общественные ценности влияют на экономику
Новости по теме
Жарас Ахметов: «Конец экономики агашек неизбежен»
Недавно Токаев упрекнул наших отечественных экономистов за то, что они дают плохие советы. Но если экономистов государственных институтов можно понять, они живут за счет бюджетных денег и не могут быть свободны в своих выводах, то почему молчат независимые экономисты?
19.11.2019 11:11Казахстан: экономика агашек себя исчерпала
«Элиты создают и распределяют ренту среди членов коалиции. Одним из наиболее ценных источников ренты для элиты является привилегия создания организаций, которые будут пользоваться поддержкой государства.
07.10.2019 10:10Жарас Ахметов
Экономика Казахстана впала в застой. Причем ясно это стало не сегодня и не вчера, когда несколько лет назад, несмотря на высокие цены на нефть, темпы экономического роста постоянно снижались. Тогда в различных государственных документах, посвященных ускоренному экономическому росту, стало появляться понятие «ловушки средних доходов», в которую Казахстан рискует попасть.
В те же годы был провозглашен курс на системные изменения в отечественной экономике. Например, в ГПИИР на 2015 – 2019 гг. в качестве цели было определено акцентированное стимулирование конкурентоспособности обрабатывающей промышленности, направленное на повышение производительности труда и увеличение объемов экспорта обработанных товаров. Однако, и об этом уже писалось в одной из предыдущих заметок (http://www.exclusive.kz/expertiza/finansy/117632/pages/3/), заявленных целей достичь так и не удалось.
Лежащая на поверхности причина топтания на месте – это отсутствие у нашей экономики динамизма (про динамизм смотрите подробнее в http://www.exclusive.kz/expertiza/finansy/117024/?dt=mp и http://www.exclusive.kz/expertiza/finansy/117147/). Движущими факторами динамизма являются амбициозность, любопытство и самовыражение. Обществу нужны люди, у которых сформировались установки и убеждения, привлекающие их к возможностям, способным захватить их своей новизной, заинтересовать их загадками, бросить им вызов трудностями и вдохновить новыми планами и перспективами (Фелпс, 2016).
И здесь мы приходим к системе общественных ценностей, которые либо способствуют возникновению подобных факторов, либо, наоборот, препятствуют. Общественные ценности либо поощряют в людях стремление к новизне, либо, наоборот, поощряют ретроградство и архаичность.
Общественные ценности влияют на те самые институты, которые устанавливают правила, по которым функционирует экономика, то есть накладывают ограничения на развитие.
Общественные ценности, при этом, одновременно, поощряют или, наоборот, порицают формы проявления персональной или совместной инициативы, то есть определяют стимулы развития.
Общественные ценности и достаются нам от прошлого в виде традиций, и формируются системой образования, культурного воспитания, государственной пропагандой, если таковая имеется (говоря о Казахстане – она есть, но влияние ее совершенно незначительно), и складываются в результате общественного взаимодействия.
Важным фактором, влияющим на формирование общественных ценностей, являются принципы взаимодействия внутри Общества между различными его элементами: людьми, социальными группами, организациями и так далее.
Частный случай - взаимодействие государства с гражданином и в более узком смысле, государства и предпринимателя. Если, например, в основе такого взаимодействия лежит коррупция, то способность извлекать выгоду из такого рода взаимодействия довольно быстро станет общественной ценностью.
У нас модно критиковать государство за неэффективные государственные программы, за коррупцию, за то, что оно не может решить самые насущные проблемы. Но государство – это конкретные чиновники, то есть люди, а значит системы общественных ценностей и взаимодействий оказывают и на них свое влияние. С другой стороны, государство само по себе как системообразующий элемент во многом определят и ценности, и взаимодействие.
Сложность написания заметок на такую тему заключается в том, что у нас в стране нет доступной и достоверной социологии, используя которую можно было бы описать и систему взаимодействия внутри Общества, и формируемую Обществом систему ценностей.
Государству публичная социология не нужна. Если оно захочет узнать каковы настроения в нашем обществе, то всегда может провести закрытый опрос, с результатами которого смогут ознакомиться только те, кто имеет к ним доступ.
Частный сектор, которому социологические исследования могли бы быть полезны, опасается их заказывать, предполагая, что государству это может не понравиться.
Поэтому рассуждать об Обществе, общественных ценностях приходится, опираясь на крупицы доступной информации и личные наблюдения.
Но, с другой стороны, застой, который мы видим в экономике, и шире, в общественной жизни в целом, сложился под влиянием механизмов общественного взаимодействия и системы общественных ценностей.
Например, взаимное недоверие, с которым у нас в стране относятся друг к другу власть и народ – это один из элементов механизма общественного взаимодействия. И он питает застой, потому что возводит барьеры на пути частной инициативы.
Или общественная установка на незаметность, поощряющая «не высовываться», не вырываться вперед, - она также сдерживает развитие. И не только тем, что сковывает частную инициативу, но и осуждает публичную дискуссию по самым актуальным темам, без чего невозможно движение вперед.
«Действительно, нужно сознаться, что наша общественная жизнь — грустная вещь. Что это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всему, что является долгом, справедливостью и истиной, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству — поистине могут привести в отчаяние».
Но все-таки изменения возможны при определенных условиях. «Если экономические системы реализуют выгоды от торговли путем создания сравнительно эффективных институтов, то это происходит потому, что при определенных условиях частные цели тех, чьи позиции позволяют изменять институты, приводит к таким институциональным решениям, которые оказываются — или постепенно становятся — социально эффективными. Субъективные модели “акторов”, эффективность институтов по снижению трансакционных издержек и степень пластичности институтов, их способности реагировать на изменение предпочтений и сравнительных цен определяют эти условия» (Норт, 1997).
Для понимания процессов, протекающих в нашей экономике, для понимания необходимых изменений в нашем Обществе, которые будут способны придать новый импульс нашему развитию, важно понять механизм влияния на экономику как общественных ценностей, так и структуры взаимодействия между различными элементами Общества. Так мы сможем понять, какие условия должны сложиться в нашей стране, чтобы стартовал процесс институциональных изменений, способных вывести страну из застоя.
Эта публикация открывает небольшой цикл, посвященный проблемам взаимного влияния нашего общественного устройства и нашей же экономики. Она не претендует на полноценное раскрытие темы – просто приглашает подумать над проблемами, имеющими, по мнению автора, важное значение как для сегодняшнего дня, так и для будущего.
В следующий раз более детально посмотрим на доверие как элемент механизма общественного взаимодействия. Как доверие и недоверие – между властью и народом, между предпринимателями – влияют на экономику страны.
Норт Д. (1997). Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «НАЧАЛА»
Фелпс Э. (2016). Массовое процветание. Как низовые инновации стали источником рабочих мест, новых возможностей и изменений. М.: Институт Гайдара