Качество управления
Новости по теме
Блеск и нищета отечественных инноваций
Казахстан отстает от выбранных стран по расходам на НИОКР, как в относительных, так и абсолютных показателях. Даже от Беларуси, чья экономика примерно в три раза меньше отечественной.
21.10.2019 11:10Казахстан – это плохая копия Советского Союза?
В предыдущих статьях мы охарактеризовали отечественную экономику как экономику «агашек» или модель ограниченного доступа. Теперь попытаемся разобраться, каковы последствия этой модели.
14.10.2019 14:10Казахстан: экономика агашек себя исчерпала
«Элиты создают и распределяют ренту среди членов коалиции. Одним из наиболее ценных источников ренты для элиты является привилегия создания организаций, которые будут пользоваться поддержкой государства.
07.10.2019 10:10Как Токаев хочет реформировать отношения с регионами?
С точки зрения развития экономики самое важное содержится в пятом разделе послания «Сильные регионы – сильная страна». Исторический опыт показывает, что сильные местные органы власти, обладающие большой самостоятельностью в принятии решений, обладающие соответствующими ресурсами и полномочиями – фундамент, на котором строится экономическое благополучие страны. И это относится и к унитарным государствам, и к государствfм с федеративным устройством.
12.09.2019 11:09Жарас Ахметов, экономист
В прошлой заметке мы говорили о том, насколько Общество доверяет Власти. Общий вывод: не настолько, чтобы экономика была эффективной. Процитируем предыдущую заметку: «Таким образом, пока доверие к Власти не вырастет, то и развития несырьевых отраслей экономики особо ожидать не стоит. Конечно, они будут развиваться, мы все же не Нигерия, но не теми темпами, которые хотели бы увидеть».
Но есть и другая сторона у этой медали – доверие Власти к Обществу.
Наша повседневная жизнь показывает нам, что Власть не очень доверяет Обществу. В первую очередь, это выражается в неразвитом местном самоуправлении. При том, что у маслихатов всех уровней достаточно полномочий, чтобы быть активным представительным органом власти, в реальности они являются декоративным органом при соответствующих акиматах. Такая ситуация возможна благодаря тому, что по-настоящему независимые кандидаты не допускаются к выборам под различными предлогами. Вспомните хотя бы историю со недопуском к выборам в городские маслихаты в 2016 г. независимых кандидатов из-за ошибок в налоговых декларациях на несколько тенге.
Практический интерес представляют ответы на три вопроса: каков уровень недоверия Власти к Обществу, а также последствия этого для качества государственного управления и экономического развития?
Уровень недоверия Власти к Обществу.
Всемирный банк ежегодно публикует Индикатор государственного управления по всем странам мира (Worldwide Governance Indicators). На самом деле, это не один, а целых шесть индикаторов: Право голоса и подотчетность (Voice & Accountabillity); Политическая стабильность и отсутствие насилия (Stability and Absence of Violence); Эффективность правительства (Government Effectiveness); Качество законодательства (Regulatory Quality); Верховенство закона (Rule of Law) и Контроль коррупции (Control of Corruption).
Нас интересует индикатор Право голоса и подотчетность, включающий в себя показатели, позволяющие измерить возможность участия граждан в выборах, контроле ими государственных органов, а также показывает степень независимости прессы. Соответственно, чем выше значение индекса, тем больше Власть доверяет Обществу, чем ниже - тем меньше.
На рисунке 1 отображена скриншот карты с сайта Всемирного банка по состоянию в 2018 г. На карте – отмечены по странам значения индикатора Право голоса и подотчетность.
По этому индикатору наша страна в группе отстающих: значения лежат в пределах 10 – 25%. То есть, у нас ситуация лучше, например, чем в КНДР, такая же как в РФ, но хуже, чем в Монголии.
Рисунок 1 Индикаторы качества государственного управления.
Источник: https://info.worldbank.org/governance/wgi/Home/Reports
Качество государственного управления
Можно было ожидать, что качество государственного управления будет, хотя бы примерно, соответствовать уровню доверия Власти к Обществу. В действительности, это не так. Уровень качества государственного управления не высокий, но динамика индикаторов, отвечающих за него, отличается от динамики индикатора Право голоса и подотчетность, в чем можно убедиться, посмотрев на рисунок 2. На нем отображена динамика всех индикаторов для Казахстана. Мы видим, что такие индикаторы как Эффективность правительства (Government Effectiveness); Качество законодательства (Regulatory Quality); Верховенство закона (Rule of Law) имеют тенденцию к росту, в то время как значение индикатора Право голоса и подотчетность, если и не снижается, то и не растет.
В то же время, качество государственного управления остается не очень высоким, в чем можно убедиться, посмотрев на рисунок 3. По индикаторам Эффективность правительства и Качество законодательства Казахстан находится в середняках.
Рисунок 2 Динамика индикаторов для Казахстана.
Источника: https://info.worldbank.org/governance/wgi/Home/Reports
Рисунок 3 Индикаторы качества государственного управления.
Источник: https://info.worldbank.org/governance/wgi/Home/Reports
С другой стороны, можно предположить, что если бы уровень доверия Власти к Обществу был выше, то по качеству управления показатели Казахстана были бы лучше, чем сейчас. Эта гипотеза требует дополнительной проверки. И необходимо исследовать другие факторы, влияющие на качество государственного управления.
Экономическое развитие
При всем при этом, есть связь между доверием Власти к Обществу и экономическим развитием. На рисунке 4 видно, что чем выше значение индикатора Право голоса и подотчетность, тем выше рост ВВП на душу населения, взятый с лагом плюс два года. То есть, уровень доверия растет сегодня, а отражается это в экономическом росте через два года.
Рисунок 4
Итак, мы имеем низкие значения доверия Власти к Обществу. Это пока сдерживает рост качества государственного управления и экономический рост. Но если страна хочет добиться качественного рывка в своем развитие, то Власть должна больше доверять Обществу.
Новости по теме
Блеск и нищета отечественных инноваций
Казахстан отстает от выбранных стран по расходам на НИОКР, как в относительных, так и абсолютных показателях. Даже от Беларуси, чья экономика примерно в три раза меньше отечественной.
21.10.2019 11:10Казахстан – это плохая копия Советского Союза?
В предыдущих статьях мы охарактеризовали отечественную экономику как экономику «агашек» или модель ограниченного доступа. Теперь попытаемся разобраться, каковы последствия этой модели.
14.10.2019 14:10Казахстан: экономика агашек себя исчерпала
«Элиты создают и распределяют ренту среди членов коалиции. Одним из наиболее ценных источников ренты для элиты является привилегия создания организаций, которые будут пользоваться поддержкой государства.
07.10.2019 10:10Как Токаев хочет реформировать отношения с регионами?
С точки зрения развития экономики самое важное содержится в пятом разделе послания «Сильные регионы – сильная страна». Исторический опыт показывает, что сильные местные органы власти, обладающие большой самостоятельностью в принятии решений, обладающие соответствующими ресурсами и полномочиями – фундамент, на котором строится экономическое благополучие страны. И это относится и к унитарным государствам, и к государствfм с федеративным устройством.
12.09.2019 11:09