понедельник, 18 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Долги как следствие избыточного оптимизма КТЖ

За период с 2005 г. по 2019 г. финансовые расходы КТЖ выросли в 57,3 раза. При этом есть новость для любителей конспирологии: вот уже три года, как из индекса тарифов на перевозку грузов всеми видами транспорта исчез тариф на перевозку грузов железной дорогой.


Новости по теме

Что не так с нашей банковской системой?

12.08.2020 12:08
Сколько нам нужно государства в экономике?

03.08.2020 12:08
Госдолг растет, Нацфонд тает: что делать?

23.07.2020 10:07
Фондовый рынок как зеркало дефектов общественного устройства

20.07.2020 12:07
Нам придется научиться жить без нефтедолларов

В последнее время думающая часть общества все чаще задается вопросом о том, каким будет Казахстан завтра. Кризис одномоментно показал архаичность прежних моделей развития. Перед нами вновь со всей остротой встал вопрос нового экономического курса. Экономист Канат Оспанов представил свою версию будущего.

08.06.2020 14:06
«Самрук-Казына» как модель национализации убытков

Экономический и управленческий смысл существования Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» довольно смутен. Теперь, спустя почти десять лет его существования, уже почти никто не помнит, зачем он создавался.

28.05.2020 14:05
Фонд проблемных кредитов: миссия невыполнима

В 2012 году правительство создало АО «Фонд проблемных кредитов» для «очистки» балансов банков от «неработающих» займов. Однако с тех пор стало ясно, что у нас серьезные проблемы с банковским надзором. Фонд уже просто не в состоянии справляться со своей миссией.

21.05.2020 10:05

Единственный источник, в котором есть индекс цен на перевозку грузов по железной дороге – это ежегодник «Транспорт в Республике Казахстан». Но в нем приводится индекс к декабрю предыдущего года, что не позволяет проводить соответствующие сравнения и ограничивает использование в анализе. Почему так происходит с информацией по изменениям железнодорожных тарифов, нам не известно, но для читателя открывается широкое поле для фантазии и конспирологии.

В годовом отчете за 2018 г. утверждается, что: «На протяжении многих лет среднегодовое повышение тарифов было ниже темпов инфляции и роста цен промышленности Казахстана. Железнодорожный транспорт фактически дотировал другие отрасли экономики». Однако, на самом деле, это не совсем так. На рисунке 1 приведена динамика изменение тарифов на железнодорожные перевозки к 2008 г. и цен производителей промышленной продукции тому же году. О причинах того, что данные ограничиваются 2016 г. - смотрите выше.

Рисунок 1

Мы видим, что только два года – 2009 и 2010 – индексы тарифов грузовых железнодорожных перевозок были ниже дефлятора ВВП. В остальные же годы тарифы на перевозку росли быстрее цен по экономике в целом.

Рисунок 2


Не будет большим преувеличением сказать, что экономику национального перевозчика определяет уровень тарифов на железнодорожные перевозки, что иллюстрирует график 2. Но, как выяснилось, рост тарифов не обеспечивает стабильное получение прибыли. На рисунке 3 отображена динамика прибыли до налогообложения и грузооборота. Мы видим, что с 2006 г. по 2013 г. прибыль постоянно росла. В 2014 г. размер прибыли уменьшился, но оставался положительным – это связано с некоторым снижением грузооборота. В 2015 г. совпало два обстоятельства: первый – еще раз сократился грузооборот, но был решающим не он, а другое обстоятельство – девальвация национальной валюты в августе 2015 г., когда из-за переоценки обязательств в валюте возникла отрицательная курсовая разница в размере без малого 451 млрд. тенге.

Но убытки 2018 и 2019 гг. выглядят нелогично – при росте грузооборота таких убытков быть не должно (правда, за 2019 г. данных по грузообороту еще не опубликовано).

Рисунок 3

Все дело в том, что финансовые показатели КТЖ тянут вниз финансовые расходы, которые растут буквально не по дням, а по часам (смотрите рисунок 4).

Рисунок 4

Мы видим, что за период с 2005 г. по 2019 г. финансовые расходы выросли в 57,3 раза.

Скачок расходов в 2019 г. объясняется досрочным погашением облигационного займа, за что была заплачена премия и комиссии в размере 45,24 млрд тенге.

На рост финансовых расходов влияют два фактора: первый - рост заимствований и второй - ослабление тенге. Последнее ведет к росту выплат вознаграждений по займам, номинированным в валюте. Корреляция между курсом тенге и финансовыми расходами равна 0,95.

КТЖ активно занимался привлечением финансирования. Но это не привело к соответственному росту выручки. На рисунке 5 показана динамика валового дохода и заимствований. Мы видим, что, если заимствования выросли почти в 23 раза, то валовый доход вырос только в 4 раза.

Рисунок 5

Такой разрыв между темпами роста заимствований и валового дохода не мог не сказаться отрицательно на финансовом самочувствии компании. На рисунке 6 приведена динамика коэффициента текущей ликвидности (КТЛ). Напомню, что КТЛ равен отношению оборотных активов к краткосрочным обязательствам.

Краткосрочные обязательства превышают оборотные активы, что несет в себе угрозу утраты платежеспособности.

Рисунок 6

Рост заимствований – это всегда следствие избыточного оптимизма. Либо лица, принимающие решения, верят, что рост долга приведет к такому росту доходов, что он перекроет расходы по обслуживанию долга. Либо верят, что все неприятности кратковременны и рост долга позволит их пережить, чтобы затем, когда наступят благоприятные времена, вернуться к росту прибыли.

Исторический опыт учит, что развития нет без долгового финансирования. Но избыточный оптимизм, не подкрепленный надлежащим расчетом, как правило, приводит только к потерям.

И реплика в сторону: сегодняшние меры по поддержанию экономики страны за счет расширения кредита в средне- и долгосрочной перспективе обязательно родят проблемы. Поддержка населения бизнеса за счет безвозмездной помощи позволила бы избежать таких проблем.

Сегодня менеджмент КТЖ принимает усилия для того, чтобы исправить ситуацию: наращивают грузооборот, снижают долговую нагрузку. Пожелаем им успехов. Но при этом помнить, что разумный скептицизм и критическое отношение к прожектам – верный рецепт не наступить на те же грабли вновь.

Оставить комментарий

Финансы

В Казахстане появится криптотенге? В Казахстане появится криптотенге?
Редакция Exclusive
«Самрук-Казына» как модель национализации убытков «Самрук-Казына» как модель национализации убытков
Жарас Ахметов
Фонд проблемных кредитов: миссия невыполнима Фонд проблемных кредитов: миссия невыполнима
Жарас Ахметов
|21.05.2020 - 10:03|
Казахстанцы сделали рекордное количество онлайн покупок с Kaspi.kz Казахстанцы сделали рекордное количество онлайн покупок с Kaspi.kz
Редакция Exclusive
|14.05.2020 - 15:14|
«Тау-Кен Самрук» - маленькая копия больших проблем ФНБ «Самрук-Казына» «Тау-Кен Самрук» - маленькая копия больших проблем ФНБ «Самрук-Казына»
Редакция Exclusive
Кризис показал неэффективность «ручного управления» Кризис показал неэффективность «ручного управления»
Жарас Ахметов
S&P: У Kaspi сильные рыночные позиции и развитая система риск менеджмента S&P: У Kaspi сильные рыночные позиции и развитая система риск менеджмента
Редакция Exclusive
Бензин может подорожать на 30% к 2025 году Бензин может подорожать на 30% к 2025 году
Редакция Exclusive
Карантин обнажил размеры реальной нищеты в Казахстане Карантин обнажил размеры реальной нищеты в Казахстане
Редакция Exclusive
К чему приведет затягивание карантина и поясов К чему приведет затягивание карантина и поясов
Мирас Нурмуханбетов
Конец нефтяной экономике Казахстана Конец нефтяной экономике Казахстана
Жарас Ахметов
|15.04.2020 - 11:50|
Как спустить экономику в унитаз Как спустить экономику в унитаз
Жарас Ахметов
|09.04.2020 - 11:15|
Коронавирус и карантин: что будет с экономикой Казахстана? Коронавирус и карантин: что будет с экономикой Казахстана?
Редакция Exclusive
Управлять страной по-старому уже не получается Управлять страной по-старому уже не получается
Жарас Ахметов
«Новый экономический курс» - это путь назад, в прошлое «Новый экономический курс» - это путь назад, в прошлое
Редакция Exclusive
Сказ о том, как Казахстан овладел искусством трижды наступать на грабли Сказ о том, как Казахстан овладел искусством трижды наступать на грабли
Жарас Ахметов
Антикризисных мер недостаточно, нужны глубокие реформы Антикризисных мер недостаточно, нужны глубокие реформы
Редакция Exclusive
Повышение налогов ведет к падению ВВП Повышение налогов ведет к падению ВВП
Мерей Сугирбаева
Насколько адекватна денежно-кредитная политика в Казахстане? Насколько адекватна денежно-кредитная политика в Казахстане?
Редакция Exclusive
Пришла расплата за долгие годы сырьевой зависимости Пришла расплата за долгие годы сырьевой зависимости
Жарас Ахметов
И вдруг нам становится страшно что-то менять И вдруг нам становится страшно что-то менять
Жарас Ахметов
|05.03.2020 - 12:30|
Хотите экономический рост? Начните доверять своему народу Хотите экономический рост? Начните доверять своему народу
Жарас Ахметов
|27.02.2020 - 19:32|
Зарубежные дотации – прямой путь к коррупции и нищете Зарубежные дотации – прямой путь к коррупции и нищете
Редакция Exclusive
Стратегия развития «Казагро»: опять попали в «молоко» Стратегия развития «Казагро»: опять попали в «молоко»
Редакция Exclusive
Между соблюдением прав человека и экономическим развитием есть прямая связь Между соблюдением прав человека и экономическим развитием есть прямая связь
Жарас Ахметов
|19.02.2020 - 10:31|
Честный чиновник – это «белая ворона», у которой нет перспектив Честный чиновник – это «белая ворона», у которой нет перспектив
Жарас Ахметов
Новый Казахстан старыми методами не построить Новый Казахстан старыми методами не построить
Жарас Ахметов
|05.02.2020 - 12:20|
Доверие как условие  экономического роста Доверие как условие экономического роста
Жарас Ахметов
Чем должен заняться казахстанский Госплан? Чем должен заняться казахстанский Госплан?
Оспанов Канат
Качество управления Качество управления
Жарас Ахметов
|14.01.2020 - 11:50|
Кто сможет использовать правительственную схему приобретения жилья за счет пенсионных накоплений? Кто сможет использовать правительственную схему приобретения жилья за счет пенсионных накоплений?
Редакция Exclusive
Экономический прогноз на 2020 год Экономический прогноз на 2020 год
Жарас Ахметов
S&P: Казахстан и Азербайджан столкнулись с растущим скептицизмом инвесторов S&P: Казахстан и Азербайджан столкнулись с растущим скептицизмом инвесторов
Редакция Exclusive
Каким был 2019 год для банковской системы Казахстана?  Каким был 2019 год для банковской системы Казахстана? 
Редакция Exclusive
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33