воскресенье, 24 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Какой должна быть господдержка банков?

С ноября этого года вновь пошла речь о государственной поддержке одного из коммерческих банков через Фонд Проблемных Кредитов. В прошлом подобная госпомощь через фонд не соответствовала мировой практике и вызвала ряд серьезных вопросов. Остается надеется, что в это раз на вопросы «зачем» и «как» будут найдены правильные ответы.

19 ноября 2020 года на сайте KASE была опубликована информация о том, что АО "Фонд проблемных кредитов" (ФПК) заключило с АО "АТФБанк" сделку по приобретению активов АТФБанка на условиях, определённых договором приобретения активов. В прессе даже называлась сумма сделки – 174 млрд тенге. Через несколько часов эта информация была удалена на KASE. Агентство "КазТАГ" сообщило, что "информация Фонда проблемных кредитов была отозвана её инициатором".

Затем председатель правления ФПК в ответе на запрос informburo.kz сообщил, что - "В настоящее время имеется факт обращения по вопросу управления "токсичными" активами банка. Задействованными сторонами идёт обсуждение данного вопроса. На текущий момент сделка не совершена".

И наконец, 22 декабря этого года рейтинговое агентство S&P сохранило рейтинг АТФ банка на уровне “B-“ прогноз - «Стабильный», полагая, что сделка с банком «Jýsan Bank», о которой было объявлено 2 ноября 2020 года, будет сопровождаться мерами государственной поддержки.

То есть, все идет к тому, что государство вновь окажет помощь банку через ФПК. Здесь возникает ряд вопросов. Зачем государство вообще собирается оказывать такую помощь? Если это реально необходимо, то насколько рыночной будет такая господдержка банков?

ФПК на 100% принадлежит Минфину и его миссией является - «Улучшения качества кредитных портфелей банков путем выкупа неработающих активов и других механизмов оздоровления банковского сектора. Вовлечение в экономический оборот неработающих активов путем их оздоровления и реализации.»

У Всемирного Банка есть отличный документ, подробно описывающий, чем и как должны заниматься государственные компании, аналогичные Фонду Проблемных Кредитов. Я остановлюсь только на ключевых проблемных моментах, которые напрямую относятся к государственной поддержке банков через ФПК.

Чем должен заниматься Фонд Проблемных Кредитов?

Главным принципом государственной поддержки банков по работе с проблемными активами является то, что неработающие кредиты являются неотъемлемой частью жизни финансовых институтов. В обычное время финансовые учреждения обязаны самостоятельно управлять такими активами, поскольку они знают своих клиентов и лучше всего подготовлены к реструктуризации и сбору средств по неработающим кредитам.

Государственное прямое вмешательство в работу с проблемными кредитами в определённом банке может быть оправдано только, когда: (i) уровень неработающих активов во всей системе высок и угрожает стабильности всей банковской системы; (ii) банки не хотят признавать свои убытки из-за слабых позиций капитала или отсутствия необходимых навыков для реструктуризации кредитов; и/или (iii) законодательная база по работе с проблемными кредитами в стране недостаточно развита.

Другим важным принципом государственной поддержки банков по работе с проблемными активами является то, что государство должно работать только на рыночных условиях, прозрачно, с подотчётностью обществу так, чтобы избежать возмещения убытков акционерам проблемных банков. Госкомпании по работе с проблемными кредитами считаются успешными, когда им удается погасить все свои обязательства перед бюджетом и часть первоначального капитала (то есть, удается по максимуму вернуть государственные деньги), и когда они добиваются создания динамичного рынка проблемных активов.

С этой точки зрения мне очень понравилось выступление главы государства на расширенном заседании Правительства в январе этого года, где был сказано следующее. «Предстоит разработать подходы по оздоровлению банковской системы. Сделать это надо срочно, не откладывая дело в долгий ящик. В противном случае последствия могут быть серьезными. Вопрос поддержки банковского сектора следует рассматривать на рыночных условиях, без использования бюджетных средств.»

Нерыночные и непрозрачные операции ФПК

Согласно аудированной финансовой отчётности ФПК, на конец 2019 года у компании был негативный капитал в размере 0,72 трлн тенге. Он сформировался следующим образом. Государство вложило в ФПК – 3,01 трлн тенге капитала и компания понесла убытки на сумму 3,73 трлн тенге. 3,26 трлн тенге убытка появились в результате приобретения проблемных активов по цене гораздо выше рыночной стоимости. 0,37 трлн тенге убытка появились в результате кредитование банков по процентным ставкам гораздо ниже рыночных. Помимо негативного капитала у ФПК есть долги перед государством на сумму 1,17 трлн тенге.

Давайте посмотрим, как в ФПК появились убытки в результате приобретения проблемных активов по нерыночной стоимости.

Как говорится в аудированной финансовой отчётности ФПК, в июле 2017 года фонд уплатил 2,64 трлн тенге на условиях 100% предоплаты за проблемные активы БТА банка, которые также включали неработающие кредиты и залоги, переданные из Казкоммерцбанка в БТА. В свою очередь переданные проблемные активы были позднее оценены по рыночной стоимости на сумму всего 0,27 трлн тенге. То есть, государство в лице ФПК на приобретении проблемных активов банка Казком-БТА получило убыток в 2,37 трлн тенге. При этом такая громадная «сделка» прошла очень непрозрачно, поскольку осталось непонятным какие еще ценные активы остались в БТА банке.

По отчетности ФПК, приобретение проблемных активов Цесна банка происходило в два этапа. В сентябре 2018 года фонд заплатил 450 млрд тенге за проблемные активы с рыночной стоимостью в 46 млрд тенге. В январе 2019 фонд заплатил 604 млрд тенге за проблемные активы Цесна банка стоимостью в 119 млрд тенге. То есть, государство в лице ФПК на приобретении проблемных активов банка Цесна банка получило убыток в 0,89 трлн тенге.

Такие покупки проблемных активов банков по заоблачно-высокой нерыночной цене искажают суть государственных финансовых операций по оздоровлению банков. Например, сумма государственной оплаты за проблемные активы в 6 раз превышала их рыночную стоимость в Цесна Банке, и в 10 раз – в БТА банке. Спрашивается, откуда взялось такое громадное завышение суммы оплаты за проблемные кредиты?

Если бы государство в лице ФПК действовало в соответствии с лучшей мировой практикой, то все операции с Казком-БТА и Цесна банком должны были осуществляться на рыночных условиях, включая их кредитование. Например, вместо покупки проблемных активов банков по завышенной цене государство должно было разделить эту операцию на две сделки.

Во-первых, государство должно было выкупить проблемные активы в этих банках по рыночной стоимости, чтобы дать банку дополнительную ликвидность. Во-вторых, оно должно было вложить в эти банки акционерный капитал, чтобы закрыть громадную дыру в капитале банка из-за кредитных убытков. Затем государство должно было продать свою долю в капитале по реально рыночной цене. Такой подход дал бы нормальную финансовую логику и прозрачность операций по государственному оздоровлению банков. Кроме того, подобный подход сразу снял бы вопрос о том, было или не было возмещение убытков акционерам проблемных банков со стороны государства.

Зачем государство помогает банкам?

Как было сказано ранее, в соответствии с рекомендациями Всемирного Банка, государство может вмешиваться в деятельность банков по проблемным кредитам в трех случаях: (i) уровень неработающих активов во всей системе высок и угрожает стабильности всей банковской системы; (ii) банки не хотят признавать свои убытки из-за слабых позиций капитала или отсутствия необходимых навыков для реструктуризации кредитов; и/или (iii) законодательная база по работе с проблемными кредитами в стране недостаточно развита.

После кризиса 2008-2009 законодательная база по работе с проблемными кредитами в Казахстане была значительно улучшена и это уже не является условием вмешательства государства. Также за прошедшие 10 лет банки приобрели достаточный опыт по работе со своими проблемными кредитами.

Что касается угрозы стабильности всей банковской системы, то Казком-БТА был системообразующим банком и его неплатёжеспособность однозначно могла бы обернуться катастрофой для экономики Казахстана. Поэтому, по вопросу зачем государство вмешалось в оздоровление этого банка не было никаких сомнений. Что касается Цесна банка, то он не был системообразующим банком. Однако он был достаточно крупным и его спасение со стороны государства частично можно было оправдать.

Что касается ожидаемого выкупа проблемных кредитов в АТФ банке, то государственная помощь в этом случае подпадает только под одно условие - банк не хочет признавать свои убытки из-за слабых позиций капитала. Других причин просто не должно быть, поскольку АТФ банк будет приобретен другим банком, у которого более чем достаточно капитала и ликвидности. Если все-таки ФПК будет выкупать проблемные активы АТФ банка, то особенно важно, чтобы эта сделка прошла по реально рыночной цене.

Мурат Темирханов, FCCA. Финансист/экономист

Оставить комментарий

Финансы

Почему казахстанская Фемида благосклонна к одним и беспощадна к другим? Почему казахстанская Фемида благосклонна к одним и беспощадна к другим?
Редакция Exclusive
|20.12.2020 - 13:00|
Нацбанк объясняет сдерживание базовой ставки борьбой с инфляцией Нацбанк объясняет сдерживание базовой ставки борьбой с инфляцией
Редакция Exclusive
|20.12.2020 - 11:30|
Руслан Азимов, НАК АГРО: Триллионы тенге валяются у нас под ногами Руслан Азимов, НАК АГРО: Триллионы тенге валяются у нас под ногами
Редакция Exclusive
|12.12.2020 - 10:20|
Банки Казахстана: собака на сене или голод во время изобилия Банки Казахстана: собака на сене или голод во время изобилия
Редакция Exclusive
Всемогущий доллар покатился под откос? Всемогущий доллар покатился под откос?
Редакция Exclusive
ЕБРР понижает экономический прогноз на фоне сохраняющейся неясности с коронавирусом ЕБРР понижает экономический прогноз на фоне сохраняющейся неясности с коронавирусом
Редакция Exclusive
Зачем государство разрушает рынок лизинга и всю финансовую систему? Зачем государство разрушает рынок лизинга и всю финансовую систему?
Редакция Exclusive
Коррупция и монополизация рынков Казахстана – близнецы-братья Коррупция и монополизация рынков Казахстана – близнецы-братья
Жарас Ахметов
|07.09.2020 - 19:00|
Базовая ставка: странности денежно-кредитной политики Нацбанка Базовая ставка: странности денежно-кредитной политики Нацбанка
Редакция Exclusive
Фондовый рынок как зеркало дефектов общественного устройства Фондовый рынок как зеркало дефектов общественного устройства
Жарас Ахметов
|20.07.2020 - 12:58|
Куда движется наш финансовый рынок и МФЦА? Куда движется наш финансовый рынок и МФЦА?
Редакция Exclusive
Почему даже Кулибаеву не удалось спасти казахстанский бизнес? Почему даже Кулибаеву не удалось спасти казахстанский бизнес?
Редакция Exclusive
Долги как следствие избыточного оптимизма КТЖ Долги как следствие избыточного оптимизма КТЖ
Жарас Ахметов
|04.06.2020 - 11:26|
В Казахстане появится криптотенге? В Казахстане появится криптотенге?
Редакция Exclusive
«Самрук-Казына» как модель национализации убытков «Самрук-Казына» как модель национализации убытков
Жарас Ахметов
Фонд проблемных кредитов: миссия невыполнима Фонд проблемных кредитов: миссия невыполнима
Жарас Ахметов
|21.05.2020 - 10:03|
Казахстанцы сделали рекордное количество онлайн покупок с Kaspi.kz Казахстанцы сделали рекордное количество онлайн покупок с Kaspi.kz
Редакция Exclusive
|14.05.2020 - 15:14|
«Тау-Кен Самрук» - маленькая копия больших проблем ФНБ «Самрук-Казына» «Тау-Кен Самрук» - маленькая копия больших проблем ФНБ «Самрук-Казына»
Редакция Exclusive
Кризис показал неэффективность «ручного управления» Кризис показал неэффективность «ручного управления»
Жарас Ахметов
S&P: У Kaspi сильные рыночные позиции и развитая система риск менеджмента S&P: У Kaspi сильные рыночные позиции и развитая система риск менеджмента
Редакция Exclusive
Бензин может подорожать на 30% к 2025 году Бензин может подорожать на 30% к 2025 году
Редакция Exclusive
Карантин обнажил размеры реальной нищеты в Казахстане Карантин обнажил размеры реальной нищеты в Казахстане
Редакция Exclusive
К чему приведет затягивание карантина и поясов К чему приведет затягивание карантина и поясов
Мирас Нурмуханбетов
Конец нефтяной экономике Казахстана Конец нефтяной экономике Казахстана
Жарас Ахметов
|15.04.2020 - 11:50|
Как спустить экономику в унитаз Как спустить экономику в унитаз
Жарас Ахметов
|09.04.2020 - 11:15|
Коронавирус и карантин: что будет с экономикой Казахстана? Коронавирус и карантин: что будет с экономикой Казахстана?
Редакция Exclusive
Управлять страной по-старому уже не получается Управлять страной по-старому уже не получается
Жарас Ахметов
«Новый экономический курс» - это путь назад, в прошлое «Новый экономический курс» - это путь назад, в прошлое
Редакция Exclusive
Сказ о том, как Казахстан овладел искусством трижды наступать на грабли Сказ о том, как Казахстан овладел искусством трижды наступать на грабли
Жарас Ахметов
Антикризисных мер недостаточно, нужны глубокие реформы Антикризисных мер недостаточно, нужны глубокие реформы
Редакция Exclusive
Повышение налогов ведет к падению ВВП Повышение налогов ведет к падению ВВП
Мерей Сугирбаева
Насколько адекватна денежно-кредитная политика в Казахстане? Насколько адекватна денежно-кредитная политика в Казахстане?
Редакция Exclusive
Пришла расплата за долгие годы сырьевой зависимости Пришла расплата за долгие годы сырьевой зависимости
Жарас Ахметов
И вдруг нам становится страшно что-то менять И вдруг нам становится страшно что-то менять
Жарас Ахметов
|05.03.2020 - 12:30|
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33