Бюджет почти не виден
Национальная бюджетная сеть Казахстана в лице одного из своих членов – Центра исследований «Сандж», сообщила о результатах исследования «Индекс открытости местных бюджетов в Казахстане-2015». Из него выясняется, что Индекс открытости местного бюджета г. Астаны составил 27,14 баллов, что гораздо хуже показателя 2013 года, а также значительно меньше, чем средний балл для всех регионов Казахстана. Исследование было проведено по всем 16 регионам Казахстанав апреле - июне 2015 года.
Анкета по определению Индекса открытости местных бюджетов (ОМБ) состояла из 60 вопросов с многовариантными ответами. Вопросы касались доступа общественности к бюджетной информации и возможности участия общественности на разных стадиях бюджетного процесса. Оценку по каждому региону проводит исследователь, приводя фактические доказательства своего мнения по каждому вопросу. Затем исследователя проверяет другой эксперт, и они должны прийти к консенсусу в окончательной оценке.
Окончательные выводы исследователей неутешительны для столицы страны. Индекс открытости местного бюджета для г. Астана составил 27,14 баллов из 100 возможных, что значительно меньше, чем средний балл (37,09) для всех изученных 14 областей и городов Астана и Алматы. Индекс для г. Астана ниже среднего балла соседних областей – Акмолинской (43,81) и Карагандинской (27,34). Получив 27,14 баллов в 2015 г., Астана значительно ухудшила показатель по сравнению с Индексом открытости местного бюджета 2013 года (36,9).Астана в 2013 году заняла 5-е место, а в 2015 году – 14 место.
Оценка показывает, что местные органы предоставляет общественности минимальную информацию о бюджете и финансовой деятельности местных властей. То естьастанчане не могут отслеживать, как акимат управляет денежными средствами города.
Открытость планирования и разработки проекта бюджетаоценивается низко – в 20,7 балла. Наиболее слабым местом является участие общественности в обсуждении проекта бюджета, нет реально действующих механизмов по вовлечению общественности в этот процесс.
Открытость рассмотрения и утверждения бюджета– 30,3 балла. Нет доступа к информации о том, как проходит работа постоянных комиссий маслихата по рассмотрению бюджета, нет протоколов, информации о внесенных поправках депутатов маслихата в постоянной комиссии.
Открытость бюджетана этапе исполнения– 33,2 балла. В процессе исполнения бюджета регулярно публикуется информация об изменениях и уточнениях, принятых в бюджете, но не совсем понятны причины изменений и уточнений. Наблюдается тенденция преподносить бюджетную информацию в агрегированном виде, без детализации и пояснений. Нет ежеквартальных отчетов об исполнении бюджета за текущий бюджетный год, при том, что ранее они публиковались.
Открытость Годового Отчета об исполнении бюджета– 24,1 балла. На момент исследования (июнь 2015 г.) общественности доступна только общая информация об исполнении бюджета за прошедший год. Нет подробного годового отчета, то есть он публикуется позже, чем через 6 месяцев после завершения бюджетного года. Анализ предыдущих отчетов об исполнении бюджета показывает, что им недостает аналитического аспекта – они не содержат объяснения причин неосвоения выделенных средств, в них не отражены индикаторы, служащие основанием для анализа достигнутых результатов, нет объяснений причин расхождений между утвержденными и фактически полученными доходами. Публикуемый доклад акима за отчетный период также не содержит такого анализа. Анализ результатов есть только в отчетах по исполнению стратегических планов госорганов.
Анкета по определению Индекса открытости местных бюджетов (ОМБ) состоит из 60 вопросов с многовариантными ответами. Вопросы касаются доступа общественности к бюджетной информации и возможности участия общественности на разных стадиях бюджетного процесса. Оценку по каждому региону проводит исследователь, приводя фактические доказательства своего мнения по каждому вопросу. Затем исследователя проверяет другой эксперт, и они должны прийти к консенсусу в окончательной оценке.